Курсы » Введение в менеджмент

Введение в менеджмент

Валерий Дюков, кандидат психологических наук
2008
ГОУ ВПО КГПУ им.В.П.Астафьева

Учебные цели модуля «Введение в менеджмент»

В результате изучения материалов первой части модуля «Менеджмент в сфере образования» вы будете должны:

§  иметь представление:

·       о сущности и специфике менеджмента как научной дисциплины;

·       об источниках познания, используемых менеджментом;

·       о подходах к определению содержания теории менеджмента;

·       о характере рекомендаций, представляемых теорией менеджмента;

·       о содержании и соотношении понятий «управление» и «менеджмент»;

§  знать:

·       суть классической интерпретации практики и теории менеджмента с функциональных позиций.

·       суть интерпретации менеджмента как процесса взаимодействия людей представителями бихевиористической науки;

·       суть понимания менеджмента как информационного процесса;

·       суть понимания менеджмента как системы математических формул или моделей;

·       суть рассматривания менеджмента через призму процесса принятия решений;

·       суть системного подхода к менеджменту;

·       суть универсалистского подхода к менеджменту;

·       суть ситуационного подхода к менеджменту;

·       суть контингентного подхода к менеджменту;

·       тенденции, наблюдаемые в сфере управления в странах мира;

·       суть реинжиниринга;

·       суть концепции внутренних рынков корпораций;

·       суть теории альянсов;

·       суть концепции измерителей эффективности управления;

·       чем отличается человек корпоративный от человека экономического;

·       основные положения концепций разных школ и теорий, используемые в современном управлении;

·       содержание принципов управления организациями, отражающих новейшие представления об управленческой деятельности;

·       направления дальнейшего развития менеджмента;

§  уметь:

·       классифицировать знания, имеющие непосредственное отношение к теории и процессу менеджмента;

·       дать характеристику исходной базе и основе декомпозиции процесса менеджмента;

·       дать характеристику эпохе смены социального типа человека.

·       применять в практике управления принципы, ориентированные на максимальное использование человеческого потенциала организации;

·       использовать положения новой парадигмы управления при решении стратегических вопросов развития организации.

Структура модуля «Введение в менеджмент»

Учебный элемент № 1. Понятия: управление и менеджмент

1.1. Менеджмент и управление – понятия взаимозаменяемые

1.2. Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента

1.2.1. Управление как искусство

1.2.2. Управление как наука

1.2.3. Управление как функция

1.2.4. Управление как процесс

1.2.5. Управление – это люди управляющие организацией

1.2.6. Управление – это аппарат

1.3. Философский  взгляд на современный менеджмент

«ПИР»

Учебный элемент № 2. Сущность и содержание теории менеджмента

2.1. Ключевые понятия управления

2.1.1. Социальное управление

2.1.2.  Воздействие – ключевое понятие управления

2.1.3. Система, механизм и процесс управления

2.1.4. Цель, согласованность, результат совместной деятельности

2.2. Проблемы менеджмента

2.3. Динамика и статика менеджмента

2.3.1.  Динамика менеджмента: процессы управления

2.3.2.  Статика менеджмента: система управления

«ПИР»

Учебный элемент № 3. Менеджмент как научная дисциплина

3.1. Сущность и специфика менеджмента как научной дисциплины

3.2. Подходы к определению  содержания теории менеджмента

3.3. Содержание теории и роль различных знаний в ее разработке

3.4. Методология и организация менеджмента

3.4.1. Присуща ли менеджменту методология?

3.4.2. Объективные законы развития менеджмента

3.4.3. Принципы управления

3.5. Человеческий потенциал менеджмента

3.5.1. Вводное замечание

3.5.2.  Правила работы с персоналом

3.5.3. Восемь признаков, которые выводят предприятие вперед

3.5.4. Правила Дейла Карнеги

3.5.5. Законы Мэрфи

3.5.6. Принципы Питера и аксиомы Паркинсона

«ПИР»

Учебный элемент № 4. Системный подход в менеджменте

4.1. Возникновение теории систем

4.2. Системный подход

4.3. Основные черты теории систем

4.3.1. Основные принципы системного подхода

4.3.2 Основные черты теории систем

4.3.3. Особенности общенаучных понятий теории систем

4.3.4. Требования, предъявляемые к теории систем

4.3.5. Системная парадигма

4.3.6. Системная философия

4.3.7 Системный подход на диалектической основе

4.3.8. Системная интеграция и «системный архитектор»

«ПИР»

Конкретная ситуация: «Будущее предприятие и его менеджмент»

Вопросы для обсуждения по учебным элементам 1-4