Курсы » Введение в исламоведение

Введение в исламоведение

Игорь Алексеев, кандидат исторических наук
осенний семестр
РГГУ

Введение в исламоведение. Тематический план и программа спецкурса


 1 ИСЛАМ КАК МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ

 Регион традиционного распространения ислама. Понятия "исламский мир", "исламская цивилизация". Проблема взаимовлияния культур в ближневосточном историко-культурном контексте.
 Ислам и научное исламоведение. Проблема религиозного сознания и религиозной идентичности. Соотношение "религиозного" и "светского" в сознании мусульман. 
 Исламоведение в контексте общего религиоведения. Исламоведение как часть востоковедения. Основные научные школы мирового исламоведения.
 Характеристика рекомендуемой литературы. Как пользоваться отечественной литературой, изданной до 1994 г.


 2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА



 Аравия перед возникновением ислама. Социокультурная ситуация на Аравийском полуострове. 
Мекка и социально-экономическая и политическая ситуация в Аравии. 
Проблема взаимовлияния авраамических религий и ее значение для истории ислама.
 Межкультурные связи арабов и религиозная ситуация в Аравии. Языческие культы иудаизм, христианство и доисламский монотеизм.
 Жизнь Мухаммада. Мухаммад и пророческое движение в Аравии. Возникновение ислама. Начало ниспослания коранического откровения и ранний (мекканский) период исламской истории. Переселение Мухаммада в Ясриб (Медину) и создание институациализированной мусульманской общины.

 3 ИСТОЧНИКИ ИСЛАМА

 Основные источники мусульманского вероучения. Коран и Сунна. Хронология и периодизация коранических сур. 
Священное предание и проблема достоверности хадисов. Мусульманская традиция критики хадисов. Канонические сборники хадисов. 
Источники по ранней истории ислама. Жизнеописания Пророка. 


 4 ИСЛАМ КАК РЕЛИГИЯ ОБЩИНЫ
 (МЕДИНСКИЙ ПЕРИОД)
Социально-политическая организация мединской общины. Понятие «умма». Мухаджиры, ансары и внутриобщинная оппозиция (мунафики). 
Взаимоотношения мусульманской общины с мединскими христианами и иудеями. Кораническая концепция межрелигиозных взаимоотношений. 
Формирование нормативной системы ислама. Соотношение ислама и других авраамических религий в понимании первых мусульман. 
Понятие джихада и его интерпретации. 
Социальные и идеологические функции ислама и их интерпретация в отечественном и зарубежном исламоведении. 

 5 ВЕРОУЧЕНИЕ ИСЛАМА

 Основы ислама (пять столпов). Догматика ислама и ее эволюция. Культ и ритуал. Религиозная символика и социальные функции обрядов ислама. 
Исламское каноническое право. Соотношение понятий «фикх» и «шариат». 
Догматические расхождения и проблема верховной власти в мусульманской общине.
Основные направления раннего ислама (сунниты, шииты, хариджиты). 
Праведные халифы и социально-политическая эволюция ислама. Сунна Пророка и сунна праведных халифов. 
  6 КЛАССИЧЕСКИЙ ИСЛАМ

 Начало арабских завоеваний и распространение ислама за пределами Аравии. 
Арабский и неарабский этнокультурный компонент и развитие мусульманской богословско-правовой и религиозно-философской мысли. Кружок Хасана аль-Басри. Ранние рационалистические и мистические тенденции. 
Догматические споры VIII – IX вв. (мутазилиты, мурджииты, кадариты) . Спекулятивное богословие (калам). Проблема ортодоксии в исламе. Формирование основных богословско-правовых школ (мазхабов). 
Ислам и средневековая арабская философия.
Соотношение теоретического и «народного» ислама.
Ислам в политической жизни халифата в средневековье. 

 7 ИСЛАМСКИЙ ЭЗОТЕРИЗМ
 (СУФИЗМ)

 Феномен суфизма и проблема его определения. Происхождение термина «ат-тасаввуф». 
Ранние мистико-аскетические тенденции в исламе (VIII – IX вв.). Проблема генезиса исламского эзотеризма и влияние развитых религиозных систем. Соотношение суфизма и теоретического богословия.
Систематизация мистико-аскетической практики. Бином «учитель-ученик». Эзотеризм и психотехника. «Путь трезвости и путь опьянения». Символико-аллегорическое толкование священных текстов (тавиль). Понятия пророчества и святости в суфизме и их соотношение. Принцип организации ранних суфийских школ. Суфизм и социально-политическая ситуация в Халифате. Суфизм и шиизм.
«Легализация» суфизма и создание «суфийской науки» (X – XI вв.). Классические теории суфизма. Разработка терминологии и понятийного аппарата. Проблема соотношения суфизма и традиционного правоверия. Аль-Газали. Суфизм и рационалистическая философия.
Суфизм в религиозной жизни мусульманской общины (XII – XIII вв.). Формирование суфийских братств (тарикатов) и их социальная функция. Массовое распространение и вульгаризация суфизма. Культ святых, магические ритуалы. Антисуфийская реакция (Ибн аль-Джаузи, Ибн Таймийя).
Интеллектаулизация суфизма. Формирование и разработка эзотерических и теософских доктрин суфизма. Концепции «совершенного человека», «вахдат аль-вуджуд», «вахдат аш-шухуд». Выдающиеся суфийские мыслители (Сухраварди, Ибн Араби). Суфизм и мусульманская культура (Руми, Саади, Хайям, Хафиз, Джами). 
Суфизм в современной жизни мусульманского мира.

 

 8 ШИИЗМ И ШИИТСКИЕ СЕКТЫ


Вопрос о халифате и раскол мусульманской общины. Социокультурные предпосылки возникновения шиизма и его религиозное обоснование. Доктрина имамата.
Этнополитический аспект раскола в исламе. Шиизм и аббасидский переворот в Халифате. 
Основные направления шиитского богословия. Умеренные и крайние шииты. Исмаилиты, али-иляхи, крайние шиитские секты. Шиизм и иранский этнический элемент в истории ислама. 

 9 ИСЛАМ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ


Ислам и мусульманский мир в колониальный период. Модернизация общества и проблема адаптации традиционных исламских институтов к новым историческим условиям. «Возрожденчество», модернизм, реформизм. Ваххабиты, Мухаммад Абдо, Джамал ад-Дин аль-Афгани, «панисламизм». Ислам и национализм. Модернизация мусульманских обществ и суфизм. «Исламское возрождение»
Политизация ислама. Квазиисламские религиозно-политические движения (бабизм, бахаизм, ахмадийя). Проблема «исламского фундаментализма». Идеи «исламского государства», «шариатского правления». Ислам и социализм. Теория третьего пути. Шиизм и концепция «исламской революции».
Деятельность исламских религиозно-политических и общественных организаций. Концепция исламской солидарности. Международные исламские организации. Современные концепции исламской экономики. 
Современный ислам в условиях глобализации. Цивилизационные перспективы развития исламского мира.
 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ЛИТЕРАТУРА

Арабская средневековая культура и литература. М., 1978.
Бартольд В.В. Сочинения. Т.6. Работы по истории ислама и арабского халифата. М., 1966 [работы: «Ислам»; «Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве»; «Халиф и султан»; «<О Мухаммеде>»].
Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966.
Беляев Е.А. Мусульманское сектантство (исторические очерки). М., 1957.
Бертельс А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М., 1959.
Бертельс Е.Э. Избр. труды. Т. 3. Суфизм и суфийская литература. М., 1965.
Большаков О.Г. История халифата: Т.1. Ислам в Аравии 570 – 633. М., 1989; Т. 2. Эпоха великих завоеваний 633 – 656. М., 1993; Т.3. Между двух гражданских войн 656 – 696. М., 1998. 
Босворт К.Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. М., 1971.
Ал-Газали, Абу Хамид. Воскрешение наук о вере (Ихйа улум ад-дин). Избранные главы. Пер. с араб., исслед. и коммент. В.В.Наумкина. М., 1980.
Гольдциер И. Лекции об исламе. Спб., 1912.
Гольдциэр И. Культ святых в исламе. М., 1938.
Гольдциэр И. Ислам. Спб., 1911.
Грязневич П.А. «Развитие исторического сознания арабов (VI – VIII вв.)», Очерки истории арабской культуры V – XV вв. М., 1982.
Грюнебаум, фон Г.Э. Классический ислам. Очерки истории (632 – 1258). М., 1986.
Грюнебаум, фон Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.
Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990. 
Ермаков Д.В. «Хадисы и хадисная литература», Ислам. Историографические очерки. Под ред. С.М.Прозорова. М., 1991.
Ибн ал-Араби. Мекканские откровения (ал-Футухат ал-маккийа). Введение, пер. с араб., примеч. и библиография А.Д.Кныша, Спб., 1995.
Ирвинг В. Жизнь Магомета с изложением его учения, заключающегося в Коране. Пер. с англ. Спб., 1875; М., 1990.
Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 1. М., 1998. 
Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984.
Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
Ал-Калби, Хишам ибн Мухаммад. Книга об идолах (Китаб ал-аснам). Пер. с араб., предисл. и примеч. Вл.В.Полосина. М., 1984.
Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.
Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. (Эпоха средневековья). М., 1987.
Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986.
Коран. Перевод с арабского языка Г.С.Саблукова. Казань, 1907 и позднейшие переиздания.
Коран. Пер. и коммент. И.Ю.Крачковского. М., 1963; М., 1986.
Коран. Пер. и коммент. М.-Н.О.Османова. М., 1995.
Кныш А.Д. «Суфизм», Ислам. Историографические очерки. М., 1991.
Крывелев И.А. История религий. Т.2. М., 1988.
Крымский А.Е. История арабов и арабской литературы, светской и духовной (Корана, фикха, сунны и пр.). Ч. 2. М., 1912.
Крымский А.Е. История мусульманства. Самостоятельные очерки, обработки и дополненные переводы из Дози и Гольдциэра А.Крымского. Ч. 1–2, М., 1904; Ч. 3, М., 1912.
Крымский А.Е. Лекции по Корану. М., 1902.
Крымский А.Е. «Очерки развития суфизма до конца III в.х.», Труды восточной комиссии Императорского Московского археологического общества. Т. 2, М., 1895.
Аль-Маргинани. Ал-Хидайа. Т. 1–4. Ташкент, 1893.
Массе А. Ислам. Очерки истории. Пер. с франц., 3-е изд., М., 1982.
Машанов М. Очерки быта арабов в эпоху Мухаммада как введение к изучению ислама. Казань, 1885.
Медников Н.А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. Т.1. Исследование. Спб., 1903; Т.2. Приложения. Спб., 1897. 
Мец А. Мусульманский ренессанс. Пер. с нем. М., 1966.
Мусульманский мир 950 – 1150. М., 1981.
Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.
Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен. Пер. с нем. Т.1–3. Спб., 1895–1896.
Ан-Наубахти, ал-Хасан ибн Муса. Шиитские секты. Пер. с араб., исслед. и коммент. С.М.Прозорова. М., 1973.
Негря Л.В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в V – VII вв. М., 1981.
Основы религиоведения. Под ред. И.Н.Яблокова. М., 1998 [главы по исла-му].
Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммада. М., 1990.
Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII – XV вв. (курс лекций). Л., 1966.
Пиотровский М.Б. «Мухаммад. Пророки, лжепророки, кахины», Ислам в истории народов Востока. М., 1981.
Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье. Становление средневекового общества. М., 1985.
Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991. 
Проблемы арабской культуры. М., 1987.
Прозоров С.М. «Шиитская доктрина верховной власти», Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х – начало 80-х годов XX в.). М., 1986.
Прозоров С.М. ««Правоверие» и «заблуждение» в раннем исламе», Восток, 1991, № 6.
Резван Е.А. «Коран и коранистика», Ислам. Историографические очерки. М., 1991.
Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. Пер. с англ. М., 1978.
Сагадеев А.В. Восточный перипатетизм. Нью-Йорк, 2000.
Сагадеев А.В. Классики арабо-мусульманской философии в переводах А.В.Сагадеева. Т. 1-2. Нью-Йорк, 2000.  
Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968.
Семенова Л.А. Из истории Фатимидского Египта. Очерки и материалы. М., 1974.
Семенова Л.А. Салах ад-Дин и мамлюки в Египте. М., 1966.
Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998.
Соловьев В.С. «Магомет, его жизнь и религиозное учение», В.С.Соловьев. Собрание сочинений. Т.7. Спб., (1892–1897).
Строева Л.В. Государство исмаилитов в Иране в XI – XIII вв. М., 1978.
Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989.
Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.
Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ. М., 1989.
Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. Пер. с англ. М., 1976.
Уотт У.М., Какиа П. Мусульманская Испания. Пер. с англ. М., 1976. 
Фильштинский И.М. История арабской литературы V – начало X в. М., 1985.
Фильштинский И.М. История арабской литературы X – XVIII века. М., 1991.
Фильштинский И.М. История арабов и халифата (750 – 1517 гг.). М., 1999.
Фильштинский И.М., Шидфар Б.Я. Очерки арабо-мусульманской культуры 
(VII – XII вв.). М., 1971. 
Фролова Е.А. Проблемы веры и знания в арабской философии. М., 1983.
Халидов А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. М., 1985.
Хрестоматия по исламу. Переводы с араб. М., 1994.
Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.
Шах, Идрис. Суфизм. М., 1994.
Аш-Шахрастани, Мухаммад ибн Абд ал-Карим. Книга о религиях и сектах (Китаб ал-милал ва-н-нихал). Ч. 1. Ислам. Пер. с араб., введ. и коммент. С.М.Прозорова. М., 1984.
Шиммель А. Мир исламского мистицизма. Пер. с англ. М., 1999.
Шмидт А.Э. Очерки истории ислама как религии. Спб., 1912.
Шмидт А.Э. Абд-ал-Ваххаб-аш-Ша‘ранiй (973/1565г.) и его книга разсыпанных жемчужин. Спб., 1914.
Arberry A.J. Sufism: An Account of the Mystics of Islam. L., 1956. 
Baldick J. Mystical Islam. An Introduction to Sufism. N.Y., 1989.
Balta P. (ed.). Islam, civilisation et sociétés. France, 1991.
Bravmann M.M. The Spiritual Background of Early Islam. Studies in Ancient Arab Concepts. Leiden, 1972. 
Brice W.C. (ed.). The Historical Atlas of Islam. Leiden, 1981.  
The Cambridge History of Islam. Vol. 1A. The Central Islamic Lands from Pre-Islamic Times to the First World War. Cambridge, 1985; Vol. 2B. Islamic Society and Civilization. Cambridge, 1986.
Chambert-Loir H.; Guillot C. (éd.). Le Culte des saints dans le monde musulman. P., 1995.  
The Encyclopaedia of Islam. 1st edn, Leiden, 1913 – 1942; 2nd edn, Leiden, 1960 – ; CD-ROM edition, 9 vols. (A–S), Leiden, 1999.
Esposito J. L. (ed.). The Oxford Encyclopaedia of the Modern Islamic World. 4vols. N.Y., 1995.
Fakhry M. A History of Islamic Philosophy. N.Y., 1983. 
Gibb H.A.R. Mohammedanism. N.Y., 1962.
Gibb H.A.R.; Kramers J.H. (eds.). Shorter Encyclopaedia of Islam. Ithaca, 1974.
Gramlich R. Die schiitischen Derwischorden Persiens. Teile I – III. Wiesbaden, 1965 – 1981. 
Grunebaum, G.E. von. Muhammadan Festivals. L., 1976.
Hodgson M.G.S. The Venture of Islam. Vol. 1. The Classical Age of Islam; Vol.2. The Expansion of Islam in the Middle Periods; Vol. 3. The Gunpowder Empires and Modern Times. Chicago, 1974.  
Jong F., De; Radtke B. (eds.). Islamic Mysticism Contested. Thirteen Centuries of Controversies and Polemics. Leiden, 1999. 
Keddie N. R. (ed.). Scholars, Saints and Sufis. Muslim Religious Institutions in the Middle East since 1500. Berkeley, 1972.
Knish A. Islamic Mysticism. A Short History. Leiden, 2000. 
Lapidus I. M. A History of Islamic Societies. Cambridge, 1988. 
Les voies d’Allah. Le ordres mystiques dans l’islam des origines à aujourd’hui. Sous la direction de A. Popovic et G. Veinstein. France, 1996. 
Levy R. The Social Structure of Islam. Cambridge, 1957.  
Lewis B. Islam from the Prophet Muhammad to the Capture of Constantinople. 2 vols. N.Y., 1974.
Lewis B. (ed.). The World of Islam. Faith, People, Culture. L., 1976. 
Lings M. What is Sufism? Berkeley, 1977.  
Lings M. Muhammad his Life Based on the Earliest Sources. Cambridge, 1991.
Massignon L. The Passion of al-Hallaj. 4 vols. Trans. from French. Princeton, 1982. 
McAuliffe J. D. (ed.). Encyclopaedia of the Quran.Vol. 1 (A–D), Leiden, 2000.  
Meier F. Essays on Islamic Piety and Mysticism. Leiden, 1999. 
Nasr, Seyyed Hossein (ed.). Islamic Spirituality. Vol. 1. Foundations. Vol. 2. Manifestations. N.Y., 1989-1991.
Nicholson R. A. The Mystics of Islam. L., 1974. 
Payne R. The History of Islam. N.Y., 1992.
Pearson J.D. Index Islamicus. Cambridge, 1958 – . 
Rahman, Fazlur. Islam. L., 1966.  
Rodinson M. Mahomet. P., 1961.
Rodinson M. Europe and the Mystique of Islam. Seattle, 1987. 
Schacht J. The Origin of Muhammadan Jurisprudence. Oxford, 1950.
Schacht J. An Introduction to Islamic Law. Oxford, 1966.
Schacht J.; Bosworth C.E. (eds.). The Legacy of Islam. Oxford, 1979.
Schimmel A. And Muhammad is his messenger. The Veneration of the Prophet in Islamic Piety. L., 1985.
Shi`ism. Doctrines, Thought, and Spirituality. Ed., annot., and with introduction by Seyyed Hossein Nasr, Hamid Dabashi and Seyyed Vali Reza Nasr. N.Y., 1988. 
Taufic, Ibrahim; Sagadeev, Arthur. Classical Islamic Philosophy. Moscow, 1990.
Voll J. O. Islam: Continuity and Change in the Modern World. Boulder, 1982.
Watt W.M. Muhammad at Mekka. Oxford, 1953.
Watt W.M. Muhammad at Medina. Oxford, 1956 and other editions.
Watt W.M. Muhammad Prophet and Statesman. Oxford, 1961.
Watt W.M. Islamic Political Thought. The Basic Concepts. Edinburgh, 1968.
Watt W.M. Islamic Philosophy and Theology. Edinburgh, 1972.
Wolfson H.A. The Philosophy of Kalam. Cambridge, 1976.