О проекте

Семантика ментальных глаголов воспринимается языковым сознанием в виде полиситуативно — полисобытийного комплекса. Единицей плана содержания ментальных глаголов выступает ситуатема – открытая, нелимитируемая структура, объединяющая языковой и когнитивный уровни значения глаголов.
Ментальные глаголы распределяются по всем классам классификационной сетки, предложенной Т.В. Булыгиной: «отношения (качества, свойства)» ( полагать, считать, знать, думать, что… ), «состояния» ( верить, надеяться, помнить ), «гомогенные процессы» ( мечтать, думать, грезить ), «тенденции» ( учить, сочинять, решать ), «результаты» ( выучить, сочинить, решить ), «происшествия» ( вспомнить, вздуматься ), это говорит о многокомпонентности концепта «ментальность» в языке. Следует отметить, что не все компоненты ментальности, выделенные в научном знании, находят языковое выражение: так, в языке не обозначены компоненты памяти, виды воображения, а отдельные компоненты имеют большое количество номинаций, их количество увеличивается за счет оценочности.
Полиситуативный анализ семантики ментальных глаголов, изложенный во второй и третьей главах, показал, что их ситуатемы содержат те же компоненты, что и ситуатемы глаголов физического и социального пространства. Обязательными Участниками в ситуатемах ментальных глаголов выступают Субъект и, как правило, Объект, факультативными являются Адресат и Средство. Среди атрибутивных характеристик Участников имеют место Модус, Модальность, Заинтересованность, Волевой компонент, Польза, Ущерб.
При полиситуативном анализе семантики ментальных глаголов выявляются пропозиции разных типов, чаще всего они характеризуются как «событийные, ментальные», так как события, номинируемые ментальными глаголами, протекают в основном в ненаблюдаемой области психического. Пропозиции иерархическим образом выстраиваются в ситуатеме: они делятся на ядерные (попавшие в коммуникативный фокус ситуатемы) и периферийные (предшествующие, последующие или сопутствующие ядерной).
По коммуникативному фокусу ситуатемы ментальных глаголов делятся на три типа: выделяются ретроспективные (с ближними ретроспективными пропозициями), проспективные (с ближними проспективными пропозициями) и интроспективные ситуатемы (с дальними ретроспективными и проспективными пропозициями).
Своеобразие глаголов исследуемой тематической группы заключается в том, что в ситуатемах ментальных глаголов реализуются все 19 рассмотренные типы полиситуативности: глаголы класса «качества (свойства)» и «происшествия (достижения)» воплощают «полиситуативность на ущербе» – они представлены безотносительно к длительности; глаголы класса «гомогенные процессы» реализуют длительность, конситуативность; глаголы «постепенного осуществления» – конситуативность, квантификацию, сегментированность.
Полипропозициональный анализ семантики ментальных глаголов обнаруживает конфликтность как отправную точку разворачивания ситуации. Своеобразие конфликта ментальных глаголов проявляется в том, что конфликт протекает не в социальной сфере между персоналиями, а в ненаблюдаемой, скрытой области: развертывание ситуатемы определяется устранением какого — либо противоречия, например, между существующим и желаемым, отсутствием информации в ментальном мире Субъекта и ее существованием в другом сознании, наличием и отсутствием Объекта в реальной действительности. Конфликтный стержень динамично разворачивающихся ситуатем ментальных глаголов состоит из конфликтной ситуации и инцидента ( сочинять, зубрить, решить… ), у нединамичных ситуатем конфликтный стержень представлен только конфликтной ситуацией, отсутствие инцидента лишает их динамичности ( думать, что…, полагать, что…, помнить ). Тема конфликтности как отправной точки развития ситуатемы заслуживает дальнейшего исследования. Также актуальным является сопоставительный анализ ситуатем русских ментальных глаголов с ментальными глаголами других языков с целью выявления специфики репрезентации концепта «ментальность» в национальных языковых картинах мира.

Научная область

Лингвистика
Русский язык

Блог

Нет активных обсуждений