Культурология » Обсуждения

кандидат философских наук

Bookmark and Share




Если поразмышлять о музыке...

июн 27, 2009 | 17:06

Конечно, классика,  как и любой другой вид музыки, может и должна существовать в  за пределами концертного зала, а уроки музыки могут быть и вне пределов классной комнаты, дополняя и обогащая занятия в классе.

Музыка "живет" в природе, и она "живая" потому, что для нас она звучит в шелесте листьев, в капельках дождя. Ее ритмы - в шуме прибоя. Ее темп можно "увидеть" и почувствовать в движении животных, в скорости ветра. Ее ритмы, конечно же, есть в ритме наших шагов. Именно поэтому иногда так хочется "протанцевать" прибой, "пропрыгать" дождь, пролететь стремглав вслед за птицей. Услыхав дальний колокольный звон, иногда можно представить запах ладана. Музыка становится значимой, а значит, и близкой, понятной, родной, когда она прочувствована и прожита, когда она звучит для нас, в душе, отзываясь в каждой клеточке тела. Она перестает быть искусством, а становится уже частичкой нашего существования - по-настоящему ценной, значимой и нужной.

Как настоящий житель большого города, я часто ловлю себя на том, что я слышу каким-то внутренним слухом ритм движения машин, шелест шин, которые трутся о мокрый асфальт, их гудки и прочую суету нормальной городской жизни. Даже скрип шагов по снегу можно мысленно представить как музыку - ну, может, не совсем классическую, но не менее прекрасную для-меня.Оказывается, даже в шуме прибоя и шелесте листьев можно "услышать" и пережить звучание городов.

Наверное, это и есть эстетика музыки, подлинное ее переживание и сопереживание ей. И именно через это переживание она становится прекрасной-для-меня, живой и волнующей, дорогой и значимой. Ее воображаемые звуки долго звучат в душе, ее интонации и ритмы определяют настроение. Музыка - не только ритмо-интонационное искусство, не только психологический фон для восприятия того или иного события, не только звуковой материал или совокупность звуков. Она - часть моего внутреннего Я, она даже, вероятно, частица моего физического тела.

И именно переживая музыку заново, участвуя в в процессе композиции | compositio - это слияние, составление, соединение|, человек заново воссоздает художественное произведение.

Вообще, музыка, от греческого буквально -musike, - это искусство муз,когда образы формируются при помощи звуков и интонаций. Они, эти образы, формируются в сознании человека в конкретной обстановке, котоая, конечно же, не всегда совпалает во времени и пространстве с классической обстановкой концертного зала и даже просто с прослушиваним музыкальных произведений.

 

 

 

 


Комментарии  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
МУЗЫКА De la musique tout chose. P. Verlaine * Музыка прежде всего. Язык интуиции, то есть, Стих или просто повесть — Все это путь одного Странника с сердцем тоскливым, Мнящего в Таврии Скифов Юную деву, шифры Трансцендентных игривых Парк** разгадавшего. Дни Проходит он с грезами ночи, С пафосом слов пророчих К храму, где Весты огни. * (франц.) Музыка прежде всего. ** Парки — древнегреческие богини судьбы
2009-08-14 14:35:51 · Ответить · · Ссылка
Да... Наверное, художественный текст, поэзию, можно воспринимать как музыку. У текста есть какое-то пространство-время (хронотоп?, если по Бахтину), созданное или воссозданное автором, пережитое и выраженное в совершенно особенной форме. Вне законов этого языка интуиции текст не был бы текстом, то есть чем-то, что "живет" своей "судьбой"? И он не был бы "единичным явлением" (это уже если говорить на языке русских интуитивистов и культурологов).
2009-08-30 04:05:55 · Ответить · · Ссылка