Информационная безопасность личности (социально-педагогические аспекты) » Обсуждения

кандидат педагогических наук

Bookmark and Share




Информационная безопасность личности как цель социально-педагогической деятельности.

май 7, 2009 | 15:05

 

<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} p.MsoToc2, li.MsoToc2, div.MsoToc2 {mso-style-update:auto; mso-style-noshow:yes; mso-style-next:Обычный; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; text-align:justify; text-indent:27.0pt; mso-pagination:widow-orphan; tab-stops:right dotted 467.2pt; font-size:14.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->

Ершов Дмитрий Александрович

 

Мир стремительно меняется, и, переходя в стадию информационного общества, изменяет все стороны жизни современного человека, независимо от того ребенок это или взрослый. Практически ежесекундно человек подвергается воздействию разнообразной информации, характер которой меняется от полезного и необходимого до откровенно агрессивного, манипулятивного. Каждая единица информации, каждое слово, знак, текст несет смысловую нагрузку, воздействующую на ценности человека, его привычки, мотивацию. Устное или печатное слово влияет на психику, зачастую подавляя личность, манипулируя ею. Переход общества на новый информационный уровень развития обусловливает актуализацию проблемы информационной безопасности.

Вообще, проблема информационной безопасности чрезвычайно многогранна. В ней можно выделить несколько важных аспектов. Во-первых, собственно информационный аспект, связанный с защитой непосредственно информации и информационных ресурсов. К сожалению, большинство существующих нормативных документов рассматривают информационную безопасность именно в этом контексте, оставляя за гранью, проблемы личности.

Необходимо отметить, что в нашей стране отсутствует разработанная нормативная база, обеспечивающая информационную безопасность личности и государства. Практически, мы можем назвать лишь два документа: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895), и Указ Президента РФ от 12 мая 2004 г. N 611, с дополнениями в 2004 и 2005 гг. «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена».

Доктрина информационной безопасности РФ трактует понятие «информационная безопасность» как «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства». (1) Авторы доктрины вполне закономерно связали информационную безопасность личности с ее интересами в области информации, но трактуют данные интересы, по нашему мнению достаточно узко: «Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность».(1) То есть каждый гражданин должен иметь доступ к легальной информации, может использовать информацию в целях своего всестороннего развития, и защищать информацию, связанную с личной безопасностью гражданина. Таким образом, полностью игнорируется проблема, связанная с разнообразным информационным воздействием на психику человека, и те негативные последствия, которые могут за этим воздействием последовать. В специальной литературе описаны случаи тяжелых форм зависимости связанные с взаимодействием человека глобальными информационными сетями (ИНТЕРНЕТ), разнообразные формы игромании, правонарушения, связанные с воздействием информации на личность подростка. Например, в одном из номеров журнала «Народное образование» в рубрике «Информационный иммунитет» описан случай, когда прочитав одну из книг о Гарри Поттере, учащиеся 8 класса составили «эликсир для невидимости» одним из компонентов которого был медный купорос и «угостили» этим снадобьем третьеклассника. В результате ребенок оказался в реанимации. Вот пример разрушительного информационного воздействия на недостаточно зрелое сознание.

Таким образом, складывается ситуация, когда ни органы власти, ни система образования, ни какие-либо другие социальные институты не в силах контролировать поток информации, обрушивающийся на ребенка. В этих условиях, проблема информационной безопасности личности ребенка приобретает ярко выраженный социально-педагогический смысл.

Во-вторых, социально-психологический аспект информационной безопасности, связанный с обеспечением психологической безопасности личности от информационного воздействия. В данном контексте необходимо отметить работы Г.В. Грачева, А.П. Назаретяна, С.К. Рощина, В.А. Соснина и др.

Анализируя понятие безопасность, С.К.Рощин и В.А.Соснин проанализировали содержание этого понятия на основе определений, даваемых в толковых словарях различных стран. В процессе изучения академических толковых словарей русского, английского, французского и немецкого языков было выявлено, что в народном (общественном) сознании понятие "безопасность" связывается не столько "с отсутствием угрозы", сколько с состоянием, чувствами и переживаниями человека. Так, например, "Словарь Чэмберса" (англ. яз.) расшифровывая понятие "безопасность", на первом месте указывает "состояние, чувство или средства пребывания в безопасности". С этим же понятием в нем связывается отсутствие "тревожности или озабоченности", "уверенность", "стабильность".

"Оксфордский словарь" говорит о состоянии "более, чем уверенности"; "Словарь современного американского языка", помимо указания на "свободу от опасности, риска" выделяет "свободу от озабоченности, сомнений".

Французский "Лярус" также подчеркивает состояние "уверенности" и "отсутствие беспокойства"; немецкий словарь включает в понятие безопасности "надежность, уверенность", возможность "рассчитывать на что-либо". По мнению авторов, в разных культурах сформировались примерно одинаковые представления о безопасности, акцент в которых делается на чувствах и переживаниях человека, связанных с его положением в настоящем и перспективами на будущее. Иными словами, для человека безопасность переживается в первую очередь как чувство защищенности от действия различного рода опасностей. Исходя из результатов проведенного анализа, авторы сформулировали определение психологической безопасности как состояния обществённого сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем. (2)

Грачев Г.В., в своих исследованиях рассматривает понятие "информационно-психологическая безопасность", которое определяет как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы. (3) В социально-психологическом контексте информационная безопасность связывается с разнообразными информационными воздействиями на психику человека, поэтому в данном случае рассматриваются опасности связанные с воздействием на психику отдельного человека, и, соответствующие механизмы защиты от такого воздействия.

Также, можно выделить социологические, социально-политические и другие аспекты данной проблемы. Попытаемся определить, что же входит в социально-педагогический контекст понятия «информационная безопасность личности ребенка».

Объем и влияние информации, предлагаемой человеку, возросли настолько, что правомерным становится говорить об информационной социализации личности, а сама информация, таким образом, превращается в один из ведущих факторов социализации, такой же мощный как семья, школа или референтная группа. Особенность информации как фактора социализации заключается в том, что он практически неуправляем. Влияние  на личность макро- или мезофакторов социализации всегда опосредовано, оно преломляется через деятельность социальных институтов (таких как школа, семья и др.), которые поддаются целенаправленному воздействию, управлению. Информационный поток всегда воздействует непосредственно на личность реципиента. Опросы, проведенные нами, показывают, что большинство респондентов характеризуют свою информационную среду как «агрессивную», «недружественную», «вредную». Причем данные характеристики не изменяются у респондентов, принадлежащих к разным социальным слоям и группам. И студенты, и рабочие, и предприниматели, представители интеллигенции проявляют полное единодушие по данному вопросу.

В таких условиях наиболее незащищенными являются дети и подростки, молодежь, еще не выработавшая строгого мировоззрения, четкую жизненную позицию. Поэтому проблема информационной безопасности личности приобретает особую значимость в контексте социально-педагогической деятельности. Так как целью практической социально-педагогической деятельности является гармонизация взаимодействия (отношений) личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития социальной активности этого человека (4). В условиях, когда не учитывается информационный аспект, построить гармоничное взаимодействие личности и социума вряд ли удастся.

По нашему мнению, решение проблемы обеспечения информационной безопасности личности школьников, должно носить комплексный системный характер и осуществляться на разных уровнях.

Первый уровень – нормативный. На данном уровне органы государственной власти должны создать непротиворечивую нормативную базу, учитывающую все аспекты проблемы информационной безопасности.

Второй уровень – институциональный, включает в себя согласованную деятельность различных социальных институтов, связанных с воспитанием и социализацией, по обеспечению информационной безопасности личности ребенка и подростка. В первую очередь к таким институтам относятся семья, школа, церковь.

Третий уровень – личностный. Этот уровень связан, прежде всего, с самовоспитанием, самообразованием, формированием высокого уровня информационной культуры личности как части общей культуры человека. На данном уровне происходит формирование необходимых личностных качеств для обеспечения информационной самозащиты личности.

Первый уровень находится вне компетенции социального педагога образовательного учреждения, но на двух оставшихся уровнях он становится ключевой фигурой, практически единственным специалистом, способным оказать помощь и поддержку в обеспечении информационной безопасности личности школьников.

Можно выделить следующие направления профессиональной социально-педагогической деятельности на институциональном и личностном уровнях.

На институциональном уровне мы рассмотрим деятельность социального педагога в системе образования и при работе с семьей. В системе образования направления работы могут быть следующими:

- работа с социумом и окружением;

- разработка и реализация целевых социально-педагогических программ;

- профилактическая деятельность;

- обучение персонала и педагогического коллектива;

- пропагандистская деятельность;

- организация взаимодействия специалистов и социальных институтов и др.

Работа с семьей предполагает следующие направления:

- профилактическая деятельность;

- организация просвещения в области информационной безопасности;

- повышение общего уровня культуры семьи;

- оказание помощи и поддержки в организации семейного воспитания;

- консультирование семьи в области информационной самозащиты и др.

Личностный уровень предполагает индивидуальную работу социального педагога с клиентом и включает в себя следующие направления:

- оказание социально-педагогической и психологической помощи и поддержки;

- разработка индивидуальных программ работы с клиентом, пострадавшим от информационного воздействия, например, от деятельности деструктивных организаций, религиозных культов, недобросовестной информации и т.д.

- работа по формированию у клиента информационной культуры личности;

- стимулирование клиента к деятельности по самосовершенствованию и саморазвитию, с целью повышения «информационного иммунитета» личности.

Для того чтобы на высоком профессиональном уровне осуществлять деятельность в области обеспечения информационной безопасности личности, социальный педагог должен иметь специальную подготовку. К сожалению, существующие программы профессиональной подготовки не учитывают, либо недостаточно учитывают данный аспект социально-педагогической деятельности. Поэтому существует необходимость в изменении целей и задач, и, соответственно, содержания подготовки социальных педагогов в колледжах и вузах.

 

 

Литература.

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895)// Справочная правовая система ГАРАНТ.

2. Рощин С.К., Соснин В.А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства//Российский монитор. - 1995. - № 6.

3. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М.: Изд-во РАГС, 1998 - 125 с., с.14.

4. Липский И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс // Педагогика. - 2001. - № 1. - С. 24-32.


Нет комментариев  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования