R Основные проблемы культурологии и теории культуры » Обсуждения

специалист по культурологии

Bookmark and Share




Какой категориальный аппарат Вы используете в культурологических исследованиях?

июн 10, 2009 | 21:06

Важнейшей составляющей адекватного прочтения любого текста является восстановление культурно-исторического контекста. Изучаемые «”экономические”, “идейные”, и другие факторы имеют значение… только тогда, когда они преломляются в сознании  отдельных лиц, становясь мотивами, овладевающими их волей и направляющими их деятельность».
Через прочтение отдельных текстов культуры происходит составление, выстраивание общего культурно-исторического фона, по отношению к которому уже возможно наблюдение индивидуальных отклонений. Через них, уже в свою очередь, вероятно отыскание иных контекстов, для которых найденные отличия являются нормой.

Мы можем наблюдать, т.о., выстраивание своего рода герменевтического круга. Исследователь высказывает некие предпосылки. Далее происходит «подбор материала и его интерпретация», – наполнение гипотетического предположения. Затем следует изучение явлений, событий, связей, отношений, т.е. всей выстроенной структуры. В результате чего происходит определение ценности предполагаемой теории, где критерием «служит возможность или невозможность уложить в ее рамки наблюденные факты», соотнесение полученных результатов с неким "масщтабом". Подтверждение или же пересмотр предпосылки ведет либо к дальнейшему ее наполнению, либо к представлению новой идеи.

Каковыми, на Ваш взгляд, могут быть категории, определяющие соответствие/несоответствие масштабу?

Каким набором инструментов предпочитаете пользоваться Вы в кульутрологических исследованиях?

Что, в первую очередь, рекомендуете студентам в их исследованиях?

В чем различие инструментария, используемого Вами и предлагаемого Вами?


Комментарии  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Безусловно, что важнейшая составляющая любого текста - востановление культурно исторического контекста, а через прочтение отдельных текстов культуры происходит выстраивание общего культурно-исторического фона. Не менее важным для понимания текста является анализ и сопоставление его с движением метатекста. Метатекст можно, вслед за Вебером, обозначить как "идеальный тип", "целостный образ" Этот образ движется. развивается на всем протяжении истории человечества Нарпимер, в русской культуре одна из важнейших универсалий - универсалия, или идея, города - ближайшего, своего, христианского, идеально устроенного пространства. Без понимания (и исследования) этой универсалии, ее движения и развития на всем протяжении русской и наверное мировой культуры трудно понять скажем, конкретные тексты о Петербурге. Таким образом, тексты следует соотносить не только с культурно-историческим контекстом, но и метатекстом, "стереотипом", пространственным образрм города, как он сложился в культуре. Метод здесь я думаю мог бы быть - рациональная вербализация той мифореальности, которая присутствует в сознании любой культуры, любого народа. А понимание, или интерпретация этой мифореальности - необходимое условие национальной самоидентификации. Миф, его движение - важнейший пласт культуры. наверное, любое явление слеует описывать, если говорить на язвке Веселовского и афанасьева, как мифопоэтическое явление. которое и есть текст...
2009-06-23 06:06:22 · Ответить · · Ссылка
Мне думается, что применения "город" как универсалии русской культуры очевидно локально (к примеру, для ареала столично-центрированной культуры западной и северо-западной части РФ). Возможно ли говорить об универсальности (т.е. некоей всеобщности) идеи "город", определяющей и задающей бытие русской культуры? Может, наиболее подходящим в данном случае будет мифологема "деревня"? Но и в том, и другом случае - необходимо уточнение временных рамок. Что свидетельствует, быть может, о более удачном сочетании "город-деревня" как универсалии (по аналогии с "культурный герой-трикстер", что в нашей практике рассматривается как одна из универсалий, делающих возможным прочтение изучаемой культуры в некотором приближении).
2009-06-23 17:00:25 · Ответить · · Ссылка
Зимина СветланаКомментарий
Ну, речь то ведь шла о методологии культурологического исследования, а универсалия города только пример того как можно применять такую методологию. А вообще, если покопаться в источниках, город это вообще любое пространство в русской культуре. Любое, устроенное, огороженное стеной, там где вера христианская Это может быть и мировой город Как Рим или Москва А может быть т городок с населением 5 человек Кроме того город это еще и все то что лежит в пределах государства, царства Божия и православного. Город это государство с его границей . То, что за границей это уже не город. Так это вот и есть универсалия. Вы вот говорите об исследовании типичного, о сопоставлении. Только это есть сопоставление с типичным6 что уже принадлежит к сфере идеального типа, то есть универсалия, или метаобраз. Хотим мы этого или нет, но универсалия эта существует и развивается с культуре. С этой точки зрения, сравнивать тексты \я подчеркиваю: ТЕКСТЫ, ОБРАЗ, а уж никак не сам город\, с ТЕКСТАМИ и лежащими в их основе идеального типа довольно бесполезное занятие. Я еще раз рекомендую об этом посмотреть у русских мифологов \Веселовский, Афанасьев, Буслаев= Платона можно посмотреть, Флоренского, Лосева. Да на худой конец\ я уж конечно не претендую на гениальность\ ну хоть мой автореферат, который выложен у меня на страничке. Это что касается методологии и категориального аппарата. А вообще
2009-06-23 20:53:45 · Ответить · · Ссылка