P Конкурс проектов "Храмовая архитектура" » Блог

к.т.н.

Bookmark and Share




К истокам проекта "Часовни памяти". А.А. Сигачёв, Е.И. Пименова   http://www.chitalnya.ru/work/506614/

мар 30, 2012 | 08:03


К истокам
http://www.kizhi-karelia.ru/category/sight/
Полная версия — http://www.chitalnya.ru/work/506614/

Представлены первые материалы в рамках предстоящего благотворительного конкурса проектов «ЧАСОВНИ ПАМЯТИ» – «На пути к культуре мира» (авторы — Антонов А.Н., Пименова Е.И.). Данные материалы представляют собой предварительные научные изыскания, в виде описательного проекта студентов колледжа архитектуры (в сокращённом виде), посвящённые памяти жертв репрессий.
Данный научный поиск приурочен к 10-летию Международной культуре мира и ненасилия в интересах детей планеты). Материалы представляют собой исследовательский цикл воспитательных программ студентов, направленных на возрождение духовно-нравственных традиций отечественной культуры, расширение общего кругозора учащихся, углубление знаний в области отечественной истории, культуры, искусства и духовности, на развитие чувства прекрасного.
С этой целью студентами были предприняты экскурсионные познавательные поездки, которые способствовали развитию общего кругозора, изучению истории, культуры, искусства и архитектуры.
Редакции журналов МФК «Юная Росса» (МГО СПР) и «Речевые Игры»/(«Проза.ру») выражают надежду на живой отклик молодёжи по данному проекту. Присылайте ваши поэтические и прозаические произведения (малой формы), посвящённые памяти жертв репрессий (в том числе «расказачивания»).

Антонов А.Н., Пименова Е.И.
НА ПУТИ К КУЛЬТУРЕ МИРА

конкурсный проект студентов колледжа архитектуры
Посвящается памяти жертв тоталитарной системы
(Описание данного проекта на 18 стр. текста с таблицами.)

Сигачёв А.А., гл. редактор журнала» Юная Росса, член Союза писателей России ( МГО СПР), к.т.н.

ВВЕДЕНИЕ

Воспитательные программы студентов колледжа Архитектуры № 17 города Москвы, с повышенным уровнем профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере «Архитектура зданий, сооружений и комплексов культового назначения» направлены на духовно-нравственные традиции отечественной культуры. Основными направлениями факультативной программы учащихся колледжа «Архитектуры» является: расширение общего кругозора студентов, углубление знаний в области отечественной истории, культуры, искусства и духовности; формирование так называемого «визуального ряда» и развитие чувства прекрасного.
Решению этих задач наилучшим образом способствуют экскурсионные, познавательные поездки студентов вне учебного времени; такие познавательные экскурсии наиболее полно способствуют решению поставленных задач, и глубже раскрывают суть изучаемого вопроса.
Задачи познавательных и воспитательных экскурсионно-учебных программ заключались в следующем:
— Развитие общего кругозора;
— Изучение истории России;
— Культура и искусство;
— Архитектура.
В 2007 году в архитектурном колледже № 17 было создано направление, по изучению истории тоталитарной системы, которое вошло в факультативную программу учебного плана. В конце учебного года (сезона 2006 – 2007) учащиеся повышенного уровня профессиональной подготовки под руководством преподавателей колледжа «Архитектура» Е.И. Пименовой и А.Н. Антонова осуществили экскурсионную поездку в Суздаль. При посещении музея Свято-Евфимиево монастыря в Суздале, наибольший интерес у студентов вызвала та часть музея, где находилась тюрьма (XVII – XX вв.).
. В экспозиции «Узники монастырской тюрьмы» учащиеся задержались надолго, и с особым вниманием рассматривали материалы, посвященные эпохе Сталина. Экспозицию открывает послание к потомкам одной из заключённых, которое никого не оставило равнодушным:

«Я обращаюсь к вам, мои дети,
Внуки, правнуки, друзья…
Я прошу вас, я умоляю вас,
Я приказываю вам,
Я требую от вас, -
Не забывайте нас,
Брошенных в тюрьмы и лагеря.
Помните — о невинно замученных там,
И не прощайте нашим палачам,
Потому что этого простить нельзя».

Собственно, мы даже не ожидали последовавшей реакции наших учащихся на эту очень болезненную тему – тему репрессий и тоталитаризма. Оказалось, что практически у каждого из студентов есть родственники и близкие, пострадавшие от чудовищной диктатуры и бесчеловечного режима. Учащиеся много размышляют над этим, ищут объяснений этим трагическим событиям. Их впечатления усиливаются событиями современности, в которых явно выражен дефицит нравственности, человечности и духовности; людям мало что известно об истинных причинах произошедших репрессий, и они очень хотят узнать о них и понять произошедшее. Особенно следует отметить, что история России XX века, в огромной степени, связана с системой тоталитаризма и репрессий, а события настоящего времени не убеждают в невозможности возврата к ней, и это тонко чувствует молодёжь.
В экскурсионную программу последующих поездок в С-Петербург были включены посещения:
— Пискарёвское мемориальное кладбище;
— Музей Блокады Ленинграда – «Музей памяти и славы города – героя»;
— Левашовское мемориальное кладбище (бывший специальный объект НКВД — «Дача»);
Мы не могли даже, и предположить, сколько неожиданного встретиться на пути изучения истории тоталитарной системы и репрессий. У нас появилась такая идея: записывать историю посещаемых нами мест, сопровождая фотографированием объектов мемориалов и материалов экспозиций, представленных на них.
Первым опытом в этой работе стал Музей памяти и славы города-героя – «Музей Блокады» (бывший музей обороны Ленинграда); мы завершили свою работу со странным чувством и неотступным вопросом: зачем, ради чего оживили мы давние страдания людей – их мучения и боль? Мы много раз пытались ответить себе на этот вопрос и до конца все же не находили ответа, но нам ясно было одно, что начатое дело, следует довести до конца: живущие ныне люди должны знать обо всём, что было.
Из материалов «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина – представленных в журнале «Новый мир» в начале 70-х годов (ставшая библиографической редкостью), и книги американского историка Гаррисон Солсбери «900 дней мы узнали подробности о страшных событиях тех дней. Кирпичный завода, где теперь располагается Парк Победы, служил крематорием умерших ленинградцев в блокадном городе; их прах находится по всей территории парка. До сих пор окончательно не установлено: сколько людей погибло в блокаду от голода, бомбёжек и ранений? В настоящее время, количество переживших блокаду – около полутора тысяч человек. С начала 90-х годов «Общество блокадников» ратует за строительство в Парке Победы храма, посвящённого памяти жертвам блокады, но до сегодняшнего дня всё безрезультатно: руководство С-Петербурга наметило разместить здесь развлекательный центр. На частные средства, на территории Парка Победы установлен поклонный крест в память жертвам, установлен памятник и поднята из пруда вагонетка, на которой доставлялись к печам кирпичного завода тела усопших.
Во время следующей нашей поездки в С-Петербург мы посетили Левашовское мемориальное кладбище – «Левашовская пустошь» — (бывший специальный объект НКВД — «Дача»).
Для нас оказалось полной неожиданностью тот факт, что постоянно организованных посещений мемориала не существует. Несмотря на то, что дорога к этому объекту до сих пор труднодоступна для посетителей, нам удалось всё же туда добраться. Мы были буквально потрясены зрелищем: за глухим зелёным забором, сверху обнесённой колючей проволокой, расположен мемориал «Левашовская пустошь», ужасающая своим трагизмом. Следует особенно отметить подвижнический, самоотверженный труд сотрудников мемориала. В этом скорбном уголке в лесной тиши ухоженные дорожки с большой любовью; все «могилки» убраны посетителями совсем не так, как на обычных кладбищах: на деревьях укреплены портреты расстрелянных; холмики на могилках выложенные шишками или камушками. Ни о ком из покоящихся людей на этом кладбище нельзя сказать точно, что именно он погребён тут.
Существует такое понятие – память места. Это – страшное место: ужас, гнев, боль и непонимание овладевает всеми, кто пришёл сюда. Невозможно без слёз смотреть на фотографии людей размещённых на деревьях, и читать послания, обращённые к ним их родными и близкими людьми:

— «Я искала тебя повсюду, а ты оказался рядом» — Дочь.
— Отцу – сын. «Отец! Узнал, что ты расстрелян в 53 году. Прости!»
— «Отец, я опять навестил место твоего захоронения, и так будет до конца моих дней, пока не откажет здоровье или остановится сердце моё! Я более чем вдвое старше тебя, мой дорогой, несчастный батя! Спи спокойно – Василий Васильевич Приёмышев, 1903 г.р., расстрелянный 5 декабря 1937 г. (в день 1-й годовщины «Сталинской конституции») – Твой сын – 1927 г.р. – Алексей.
— «Господи, помоги мне вспомнить всё то — хорошее, что Ты дал моим предкам. Отец! Мама ждала тебя 40 лет. Умерла в 1977.».
— «Папочка! Я снова здесь! На этот раз до свидания. Папочка, я осталась одна. Нет мамы – умерла – в 1991году, не знала, что тебя расстреляли. Юра был у тебя. Умер в 1996 году. Держусь!».

Посещение Левашовского мемориального кладбища произвело на студентов огромное впечатление. Было принято решение разработать проект мемориальной звонницы для «Левашовской пустоши» в качестве курсового проекта на повышенном уровне обучения «Архитектура зданий, сооружений и комплексов культового назначения» и подарить этот проект сотрудникам комплекса.
Летом 2008 года учащимися архитектурного колледжа были предприняты экскурсионные и паломнические поездки на теплоходе по маршрутам:
— Санкт – Петербург – Коневец – Валаам – Свирь – Кижи – Беломорско-Балтийский канал – Соловки.
— Канал Москва – Волга (Тверь – Ярославль – Углич – Мышкин – Тутаев – Рыбинск).
Был собран большой фотоматериал: «Беломорско-Балтийский канал», «Соловки». На основе этого материала была проведена исследовательская работа, вошедшая в программу «Тоталитарная система

ТОТАЛИТАРНАЯ СИСТЕМА -
«… и тьма не объяла свет…»
2008 – 2009 учебный год

Программа по изучению и анализу тоталитарной системы является составной частью экскурсионных познавательных поездок, имеет большое воспитательно-патриотическое значение, входит в учебно-факультативный план «Изучение истории России», включает в себя разделы:
— Общий кругозор;
— История России (в который входит изучение и анализ тоталитарной системы);
— Культура и Искусство;
— Архитектура.
Все попытки реанимировать «развитой социализм» усилением репрессий «по Андропову» потерпели крах. Перестройку сменила демократическая неразбериха, сопровождавшаяся варварским перераспределением государственной собственности в частные руки, криминализацией общественных отношений во всех отраслях, отсутствием чёткой линии и в экономике, и в политике. Сегодня, в наших сложных условиях жизни, в которых налицо развал старого и отсутствие нового чёткого строя – налицо коррупция, беззаконие, беспомощность государства в решении самых насущных проблем и продолжающееся безразличие человека к жизни.
Не осудив со всей определённостью тоталитарный режим как преступный, общество рискует пережить его повторение. Только осознание достоинства личности, возрождение приоритета духовно-нравственных ценностей и прав человека поставят надёжный заслон тоталитаризму.
Создание проектов учащимися архитектурного колледжа города Москвы: «Мемориальная звонница» в Левашово и на Беломорско-Балтийском канале, — есть то малое, что могут сделать юные студенты в память о величайшей трагедии нашей Родины. Это позволит, хоть в малой степени, укрепить в сознании людей надежду избежать повторения подобной великой трагедии нашего многострадального народа в будущем.
В учебном плане архитектурного колледжа города Москвы 2009-2010 года предусмотрено факультативное изучение тоталитарной системы. Новая программа стимулирует углубленное изучение культурного наследия страны, пробуждает интерес студентов к научно-исследовательской деятельности. Многие учащиеся по окончании нашего учебного заведения желают связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с восстановлением объектов культурного наследия, со строительством таких храмовых сооружений как — памятные часовни, звонницы, купели и прочее.
Проект плана экскурсионно-воспитательной программы
на 2009 – 2010 учебный год.
Раздел «Изучение истории России» — (Тоталитарная система и репрессии)


п/п Предполагаемое место объекта
экскурсионно – воспитательной программы.
Объекты посещения и исследования. Форма отчётности.
Работы, связанные с объектами экскурсионно – воспитательной программы.
1 2 3 4


1






Москва,
Московская область.



Музей творчества и быта в ГУЛАГе при обществе «Мемориал». • фотофиксация объектов посещения экскурсионно – воспитательной программы;
• Сбор исторического материала об объекте посещения;
• Эссе о посещении объекта экскурсионно – воспитательной программы.
• Размещение материалов фотофиксации, исторического изучения и эссе на сайте колледжа.



2
Музей – центр Андрея Сахарова.


3 Музей холодной войны
.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Даже в случаях тупиковых, когда всё глухо, когда вас не слышат, будьте добры высказывать своё мнение. Не отмалчивайтесь, выступайте. Я заставляю себя выступать, чтобы прозвучал хоть один голос».
Д.С. Лихачёв.
Проблема личности и власти – это проблема всех порядочных людей. Порядочные люди нетерпимы не к власти как таковой, а к несправедливости, исходящей от власти. В разные эпохи, в разные исторические моменты Россия получает разную власть. Когда-то власть более справедлива, когда-то – менее. Когда-то она совершает больше ошибок, когда-то – меньше. Но «эра милосердия» пока остаётся лишь утопией. А это означает, что перед каждым новым поколением порядочных людей и перед каждым порядочным человеком в отдельности снова и снова будут вставать главные жизненные вопросы. Снова и снова будет испытывать его жизнь на безошибочность нравственного чувства.
Однажды Сталин слушал по радио концерт Моцарта № 23 в исполнении замечательной пианистки Марии Юдиной. Концерт и исполнение понравились. Радиокомитет немедленно изготовил для него звукозапись. Получив её, Сталин приказал послать Юдиной 20 тысяч рублей. Через несколько дней он получил от неё ответ: «Благодарю Вас за помощь. Я буду день и ночь молиться за Вас и просить Бога, чтобы он простил Вам Ваши тяжкие грехи пред народом и страной. Бог милостив, Он простит. Деньги я пожертвую на ремонт церкви, в которую я хожу». Этот ответ был равносилен самоубийству. Был немедленно подготовлен приказ об аресте Юдиной, но что-то всё-таки удержало Сталина подписать этот приказ.
В государствах тоталитарных и деспотических низкий нравственный уровень можно было оправдывать страхами, идеологией, репрессиями. В настоящее время мы, очевидно, имеем дело с принципиально другим отношением человека к стыду и совести. Появились новые требования к ним, новые, куда более заниженные уровни стыда и совести, и они считаются нормальными. Быть бессовестным сегодня для многих: «быть как все», «иначе не прожить», «ничего не поделаешь, таково наше время». Можно, конечно, считать, что наше общество унаследовало тоталитарную мораль, когда никто не каялся, участвуя в репрессиях, когда поощряли доносчиков, но именно сейчас необходимо упорно возвращаться к проблеме совести.
Прискорбно видеть, как она перестаёт быть мерилом нравственности, как Россия становится страной без стыда и совести. Нравственная категория совести неизменно дополняется ролью памяти. Без памяти нет совести. Память народная, культурная, семейная питают совесть. Она пробуждает в людях совестливое отношения к Отечеству, к профессии, к старшим, к родным, к друзьям. Совесть пробуждает в людях размышлениях на тему: правильно ли мы жили? Наше раскаяние – это работа совести, которая тревожит память.
Именно совесть противостоит давлениям извне, она защищает человека от внешних воздействий. Поступок, совершенный по совести не обесценивается, не приводит к разочарованию, — это свободный поступок.
Но память ещё и историческая категория; и если забыть, что было со страной в эпоху тоталитаризма, – это означает — утратить совесть. Можно избавить себя от чувства вины, от памяти, от мук совести, а там и от самой совести, но остаться при этом, Человеком, Гражданином, Патриотом – нельзя.
Преступления, совершаемые в стране – такая же неотъемлемая часть её истории, как и её победы. Забытые преступления обладают способностью повторяться.
Без памяти совесть мертва, она живёт неотступной памятью – гласом Божьим в сознании человека.

Музей памяти и славы города – героя.
(Музей Блокады) (Соляной пер., 9)

В декабре 1943 года, когда ещё не была снята блокада города, по решению Военного Совета Ленинградского фронта началась работа по организации выставки «Героическая оборона Ленинграда». 30 апреля 1944 года, когда до окончания войны оставалось 374 дня, выставка приняла первых посетителей. В январе 1946 года она была преобразована в Музей обороны Ленинграда. В мае 1946 года Музей был торжественно открыт.
Страдания ленинградцев, трагизм блокады был запретной темой. В письмах Ольги Фёдоровны Берггольц есть упоминание о том, что еще в сороковых годах ее попросили не выступать в Москве с рассказом о тысячах голодающих ленинградцев. Ее слова «Никто не забыт, ничто не забыто», высеченные на Пискаревском кладбище, были присвоены казенной идеологией, чтобы прикрыть ими своё холодное равнодушие.
«Никто не забыт, ничто не забыто!» Но фактически — многие были забыты. Принудительный оптимизм умышленно прятал от людей и от истории количество погибших в величайшей во всей истории человечества войне.
«Ленинградское дело» продолжило после войны страдания людей, увеличивало счет убитых. В пятидесятых годах, бывшие блокадники погибали от голода в лагерях, падали, сраженные своими пулями. И учет этих потерь был тоже засекречен, доведен до ранга государственной тайны.
Блокада Ленинграда не кончалась после войны еще годы. Слово блокада мы не берем в кавычки, город не обстреливали, не бомбили, голода не было, блокада была незримая – политическая; опальный город был окружен подозрительностью, душилась инициатива, ему не давали восстановить ни человеческого достоинства, ни заслуг, ни осуществить своего значения в российской культуре.
В 1988 году в защиту музея подняли голос ветераны войны и труда, блокадники, творческие работники, писатели, журналисты, художники. 24 апреля 1989 года Исполком Ленсовета принял решение о восстановлении музея. 8 сентября 1989 года состоялось его открытие, но открыт был всего один зал из тридцати семи, которыми располагал музей.

Левашовское мемориальное кладбище (пригород Петербурга).
«Левашовская пустошь» — (бывший Спецобъект НКВД — «Дача»)

История создания тайного могильника НКВД вблизи посёлка Левашово, началась в 1937 году. 2 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло решение о проведении широкомасштабной «операции по репрессированию бывших кулаков, антисоветских элементов и уголовных преступников». По секретному оперативному приказу № 00447 наркома внутренних дел Н.И. Ежова: приговорить в Ленинградской области «по первой категории» — к расстрелу – 4.000 человек, а «по второй» — к заключению в тюрьмы и лагеря – 10.000 человек.
Одновременно в стране развернулась массовая операция против «шпионов и диверсантов». Был введён в действие приказ НКВД о репрессировании «жён изменников Родины» и их детей. Отдельный приказ поступил в Ленинград для Соловецкой тюрьмы. Началась «ежовщина» 1937 – 1938 годов.
Арестовывали по доносам, на основании подложных протоколов допросов. Изуверские пытки стали нормой следствия. Казни 1937 -1938 гг. несравнимы по масштабу с политическим террором предыдущих лет Советской власти. Согласно исследованиям, в 1937 году в Ленинграде тайно были расстреляны 19 350 граждан; в 1938 году, согласно официальным данным — 20 769 граждан. Были расстреляны учёные, поэты, философы, рабочие, крестьяне, учителя, студенты, священники, врачи, военные, железнодорожники, директора заводов, дворники. Все они считались «врагами народа».
Обречённых на расстрел привозили в Ленинград, где приговоры приводили в исполнение сотрудники комендатуры НКВД Ленинградской области. Расстрелы проходили и в других городах области (Новгороде, Боровичах, Пскове, Лодейном поле, Белозерске) и в лагерях. Заключённых Соловецкой тюрьмы расстреляли, судя по сохранившимся документам, в урочище Сандармох близ Медвежьегорска, в Ленинграде и в Соловках.
Предположительно, тела казнённых людей свозились на Левашовское кладбище на автомашинах — с августа 1937 по 1954 годы. По официальным данным, в эти годы в Ленинграде были расстреляны 46 771 человек, из них 40 485 человек расстреляны по политическим обвинениям. Вплоть до настоящего времени исследования так и не проведены.
Кладбище оставалось засекреченным до 1989 года и содержалось Ленинградским управлением госбезопасности практически в первоначальном виде. Сохранились караульное здание, сараи; на земле сохранились колеи, пробитые и накатанные автомобилями. Правд за полвека на этом месте поднялся высокий лес, а просевшие братские могилы охранники время от времени подсыпали привозным морским песком. Забор и въездные ворота обновили в 1975 – 1976 годах.
5 января 1989 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 – 40-х и начала 50-х годов». Теперь, спустя полвека после «ежовщины», граждан, репрессированных внесудебными «двойками» и «тройками», следовало реабилитировать, а места захоронений расстрелянных привести в порядок. 18 июля 1989 года решением Исполкома Ленсовета № 544 Левашовское захоронение было признано мемориальным кладбищем и стало упоминаться как «Левашовская пустошь».
Левашовская пустошь стала настоящим народным мемориалом, символическим местом памяти о соотечественниках, сгинувших бесследно в мирное время.

Беломорско-Балтийский канал им. И.В. Сталина.
(Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь)

Из выступления пролетарского писателя М. Горького на слёте, посвящённом окончанию строительства Беломорско-Балтийского Канала.
«…Я счастлив и потрясён! С 1928 года я присматриваюсь к тому, как ОГПУ перевоспитывает людей, — всё это не может не волновать. Великое дело сделано вами, огромное дело!
…Я чувствую себя счастливым человеком, что дожил до того момента, когда могу говорить о таких вещах и чувствовать, что это правда.
К тому времени, когда вы будете в моём возрасте, полагаю, не будет классовых врагов, а единственным врагом, против которого будут направлены все усилия людей, будет природа, а вы будете её владыками.
К тому вы идёте, и тут больше нечего сказать, но до этого надо свернуть голову капитализму.
Я поздравляю вас с тем, чем вы стали. Я поздравляю сотрудников ОГПУ с их удивительной работой. Я поздравляю нашу мудрую партию и её руководителя – железного человека товарища Сталина». М. Горький

Канал построили по его приказу: дёшево и быстро. Вместо цемента и стали – дерево, песок, камни. Вместо экскаваторов и строительных кранов – лопата, лом и тачка. Были затоплены 42 деревни, тысячи гектаров пахотной земли, лугов и лесов вокруг озера Выг.
— Длина канала составила 227 километров.
— Было построено 19 шлюзов, 15 плотин и 49 дамб.
— Строительство заняло 20 месяцев (1932 – 1933 гг.)
Для сравнения:

п/п
Название канала.

Протяженность канала
Сроки строительства.

1
Панамский канал

80 км.
28 лет

2
Суэцкий канал

160 км.
10 лет

3
Беломорско – Балтийский канал

227 км. 1 год 10 месяцев.
(22 месяца).

Канал спроектировали и построили заключённые.
Всего около 280 тысяч человек.
Погиб каждый третий, то есть примерно 100тысяч человек.
Беломорско-Балтийский канал стал своего рода испытательным полигоном: здесь совершенствовалась новая система рабского труда – были, например, опробованы так называемые «котлы», то есть зависимость пайка от выполненной нормы, и одновременно осуществлялся эксперимент «перековки» – попытка перековать человеческий характер при помощи труда.
В 1934 году вышла в свет Книга под редакцией М. Горького – «Беломорско-Балтийский канал им. Сталина». Оргкомитет Союза Советских писателей по предложению всего авторского коллектива, работавшего по заданию главной редакции «Истории фабрик и заводов» над книгой о строительстве Беломорско-Балтийского канала им. Сталина, посвящает эту книгу XVII съезду Партии большевиков. Этой книгой оргкомитет Союза Советских писателей рапортует XVII съезду партии о готовности советских писателей служить делу большевизма и бороться своими произведениями за учение Ленина – Сталина, за создание бесклассового, социалистического общества».
17 августа 1933 года, вскоре после окончания строительства, проехаться по Каналу предложили ста двадцати советским писателям во главе с Горьким. Во время поездки они должны были оценить коллективный труд сооружения канала, чтобы затем – коллективным литературным трудом – создать книгу этого строительства. Правда, не все приглашенные проявили достаточную зрелость, не все оказались достойными членами коллектива. Кое-кому пришлось пройти перековку на сталинских стройках.
В творческую бригаду Горького отобрали всего тридцать человек, в том числе Михаила Зощенко, Валентина Катаева, Алексея Толстого, Виктора Шкловского, Бруно Ясенского. Михаил Геллер назвал книгу Канала «энциклопедией советской эпохи Великого Перелома». Прежде всего – это монографическое исследование крупнейшей сталинской стройки первой пятилетки.
Книга повествует о победе коллективного (организованного) разума над всяческой стихийностью и о превосходстве небольшой группы людей, сплочённых светлой идеей коммунизма, над десятками тысяч социально вредных личностей. Одновременно это возможность заглянуть в самую сердцевину механизма функционирования той «школы труда, какой является советский лагерь» (формула Дзержинского).

Город Елец (Липецкая область)

Особым злодеяниям безбожной большевистской власти подверглись монастыри: Троицкий мужской, находившийся на въезде в город Липецк (лежит в руинах и по сию пору), и Знаменский женский на каменной горе (ныне восстанавливается).
О трагедии Знаменского монастыря хочется рассказать особо.
В конце 20-х годов коммунисты города Ельца решили изгнать монахинь, и приспособить монастырь под свои нужды. Сёстры, отказавшиеся покинуть монастырь, были живыми сброшены в овраг с крутой монастырской горы. Какое-то время, в монастыре оставалась одна 72-х летняя настоятельница монастыря – иегумения Антония, сказавшая, что «своими ногами не уйдёт». Оставшись в полном одиночестве, матушка Антония продолжала молитвенное служение, возжигала свечи в храмах. Ворвавшиеся в монастырь злодеи – безбожники, за волосы протащили матушку Антонию по ста крутым ступеням каменной лестницы, ведущей от подножия горы к монастырю, а после, привязали к хвосту лошади и возили по улицам города, истрепав о землю. Испустившую дух матушку бросили в канаву. Верующие тайно ночью похоронили мученицу на старом Елецком кладбище.
Старое Елецкое кладбище – одно из самых важных мест в городе. Казанская церковь (1781 г.), расположенная на нем, по архитектуре ничем не примечательна, но именно этот храм при коммунистах никогда не закрывался, и в нем сохранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери. В 20 – 30-е годы XX в., несмотря на то, что храм был действующий, безбожные власти устроили на месте храмового кладбища городскую свалку, и там производили расстрелы духовенства и верующих.
Нас познакомили с удивительным человеком, праведницей и подвижницей, чьими трудами поддерживается порядок на кладбище, отыскиваются тайные погребения расстрелянных и замученных священников, монашествующих и верующих мирян – Валентиной Николаевной Тихомировой.
Девочкой – подростком пережила она эти страшные времена. Её благочестивые родители прятали у себя чудом спасшихся священников, монахинь и верующих. По памяти она находит места тайных погребений. С ней вместе трудятся подвижники, на свои средства, устанавливающие памятные кресты на могилах мучеников, на которых, порой, нет даже дат, а только имена и вечные слова: «Чаю Воскресение мертвых».

Бутовский полигон (Московская область, Варшавское шоссе, посёлок Бутово)
«Земля прозрачнее стекла.
И видно в ней, кого убили.
И кто убил: на мёртвой пыли
Горит печать добра и зла.
Поверх земли мятутся тени
Сошедших в землю поколений».
Арсений Тарковский
Бутово – «Русская голгофа» — одно из находящихся под Москвой мест массовых расстрелов и захоронений. Бутовский полигон действовал с 1935 года по 1952 год. За один только год с 1937-го по 1938-й там были расстреляны 21 тысяча 765 человек. В Бутово были расстреляны представители всех сословий России. Среди них были крестьяне, рабочие и служащие; дворяне, государственные деятели, бывшие царские офицеры, музыканты, литераторы и духовенство. И все они были осуждены по политической 58-й статье УК РСФСР, в основном по двум её пунктам – антисоветская агитация и контрреволюционная организация. Около 1000 человек осуждены и расстреляны за исповедание православной веры. Более 300 человек из них — прославленные Русской Православной Церковью в лике святых. В сонме новых мучеников пострадавших в Бутово семь архиереев: Серафим (Чичагов), митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский, архиепископ Можайский Димитрий (Добросердов), архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Добронравов), епископ Бежецкий Аркадий (Остальский), епископ Нижнее-Тагильский Никита (Делекторский), епископ Велижский Иона (Лазарев), епископ Серпуховской Арсений (Ждановский). Здесь же расстрелян последний наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (до момента её закрытия), преподобномученик Кронид (Любимов). Вместе с иерархами пострадало несколько сотен священников, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви.
Сейчас на территории памятника истории «Бутовский полигон» действуют два храма – «Святых новомученников и исповедников Российских» и «Воскресения Христова».
«Мы должны помнить о том, что кровью мучеников утверждается Святая Церковь. Духовное возрождение нашего Отечества после десятилетий богоборчества, гонений и атеистической пропаганды, совершается по молитвам тех, кто свидетельствовал свою веру до мученической кончины» — сказал Святейший Патриарх Алексий II в день богослужения на Бутовском полигоне 5 мая 2007 года. О вере, сохранённой новомученниками и исповедниками Российскими, свидетельствуют поклонные кресты: вставшие на захоронениях над Бутовскими рвами в 1994 году, и прошедшие скорбным путём из Соловков по Беломорско — Балтийскому каналу в Бутово в 2007 году.
В этих храмах и у поклонных крестов не прекращаются богослужения, чтится память всех пострадавших за Веру и Церковь, возносятся молитвы за всех невинно убиенных в годы минувшего лихолетья.

«Сюда редко кто приезжает случайно. Это Бог нас призывает. Бог и те, кто здесь похоронен. Здесь – сама земля свята, здесь, рядом с нами лежат более трёхсот святых».
Евгений Кристи, 515 гр.

«Так называемые «религиозники», будучи приговорёнными к расстрелу за одну только веру в Бога не только не теряли твёрдости духа на издевательских допросах и перед лицом смерти, но они ещё и находили в себе силы поддержать малодушных, помочь ближним. В нечеловеческих условиях они вплоть до самой своей мученической кончины не забывали о своём человеческом, христианском долге. И мы, люди ХХ! века, должны быть достойными их преемниками, должны поддерживать в себе и окружающих нас людях огонь Веры и любви к Богу. Это и есть ничем не прерываемая связь поколений».
Светлана Пономарёва 515 гр.

«Такое время было, что за всё расстреливали. И за религию. Здесь все лежат, и те, кто боялся, и те, кто не боялся. Те, кто боролся с властью, и те, от которых власть хотела избавиться. И те, кого просто оклеветали. И те, которые сами расстреливали, расстрелянные потом другими. Все вперемешку…Тех, кто не боится – всегда меньше. Но они, несомненно, есть. И неизвестно, как бы повели себя и мы тогда. Ведь по-разному ведём себя и сейчас, хотя нас никто не расстреливает. Меняются времена – меняемся мы. Закон жизни. Кто же мы – настоящие, не зависящие ни от каких времён? И есть ли мы – вообще, или мы – только производная от окружающих нас обстоятельств? «Бытие определяет сознание»?».
Сергей Титов, 515 гр.
«Место для проведения испытаний называется полигон. Бутовский полигон. Мы здесь находимся, на этом полигоне, где испытывались сердца. И вся наша жизнь, по большому счёту, такой же полигон, где испытываются сердца. И мы свободны, выбирать, где мы и с кем, даже если за свой выбор приходится тяжко платить. Добро всегда борется со злом, во все времена. Но бывают – и страшные времена. Тогда, в тридцать седьмом, были именно они. Создалась такая система власти, антихристова, дьявольская иерархия, ложь, предательство, доносы. Только тот мог противостоять системе, кто имел Бога в душе. Сейчас мы можем построить храм, но это не значит, что нет борьбы добра со злом. Борьба есть всегда».
Галина Голованова, 515 гр.

«Ведь ещё могут быть живы, принимавшие участие в величайших преступлениях века, не главные палачи, а исполнители: те, кто охраняли, конвоировали, пытали, расстреливали. Немало окрестных жителей не по чужой, а по своей доброй воле работали в этом страшном месте. Необходимо было бы разыскать, распечатать ВСЕ архивы и написать КНИГУ, в которой были бы поимённо названы все: мученики и мучители; выдающиеся злодеи и рядовые сотрудники этого единственного в своём роде «учреждения» — ЧК – ВЧК – ОГПУ – НКВЫ – КРБ».
Наталья Соколова, 515 гр.

«Приходится сознаться, что мы непамятливы и небрежны со своей историей, как дети, играющие с огнём. Наше незлобие по отношению к чудовищным преступлениям века больше походит на опасное равнодушие».
Ирина Околышева, 515 гр.

«Мы знаем, что в других странах стоят памятники – мемориалы жертвам тоталитарных систем: в Освенциме, Дахау, Треблинке. Туда приезжают люди со всего света, чтобы почтить память погибших и лично убедиться в масштабах преступлений, совершенных бесчеловечным режимом, увидеть лицо фашизма. У нас подобного мемориала нет, хотя жертв, причём жертв борьбы с собственным народом, не меньше. Конечно, такой памятник, или комплекс памятников нам необходим».
Георгий Цеквава, 415 гр.

«Главным мемориалом, живой неумирающей памятью по убиенным, может быть у нас в России только действующий монастырь. Наверное, с каким-то особым уставом, по решению высших иерархов, позволяющим молиться тут обо всех, невзирая, на конфессиональные и национальные различия». Павел Гафуров, 515 гр.
«Это жуткое место. Здесь буквально хозяйничал Дьявол со своими подручными. Есть рвы Бутовского полигона, как рубцы на сердце России. Но есть храм «на крови», построенный внуками и правнуками расстрелянных православных людей. Храм, который открыт для всех. И есть, и жива наша многострадальная Россия. Пусть рвы Бутовского полигона не дают нам забыть о себе и о тех страшных временах, которые прошли. Пусть рвы Бутовского полигона не позволят нам допустить новых страшных испытаний».
Максим Степанников, 515 гр.

«Дом на набережной» — Дом Правительства
(ул. Серафимовича, д. 2), архитектор Б.М Иофан, 1927-1931 г.г.

Экспериментальный проект, предусматривающий все необходимое для полноценной жизни советского человека – дом нового быта – образец домов будущего. В доме – 24


Нет комментариев  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования