О проекте

Среди большого количества археологических памятников Центральной Азии имеются уникальные по конструкции курганные комплексы, к которым относятся курганы с "усами" и курганы с менгирами. Изучение курганов с "усами", состоящие из основного кургана (или нескольких - до восьми) и двух серповидных гряд - "усов", на протяжении более чем полувека традиционными археологическими методами не выяснило должным образом ни цели строительства, ни назначения, ни семантики этих сооружении. Главным образом отсутствие останков человека во многих из них затрудняет обычную в таких случаях интерпретацию как погребальное. Наличие следов обильных жертвоприношений, ритуальных костров и захоронения коня предполагает, что они являлись сооружениями культового назначения. Большая часть доисторических культовых и церемониальных памятников из разных частей света и различных эпох демонстрируют астрономический символизм в своей архитектуре, как по конструкции, так и по ориентированности на точки восходов, кульминации и заходов Солнца, Луны и некоторых ярких звезд. Идея о том, что и эти курганные комплексы по аналогии со Стоунхенджем могли быть своего рода древней обсерваторией, была предложена двадцать лет назад. Но если всего несколько лет назад эта идея не находила понимания и сторонников в среде археологов, то последние 2-3 года под давлением аргументированных доводов астрономов ситуация постепенно меняется. Этому свидетельствует состоявшиеся в 1996 -97 гг. в Москве научные конференции по археоастрономии , где были представлены и результаты наших исследовании. Именно особый вид этих курганных комплексов и ориентация гряд в сторону восточной части горизонта позволяют полагать об их астрономическом предназначении. С целью проверки этой гипотезы мной в течение ряда лет - в 1989-1991 и 1997-1998 годах в составе Центрально-казахстанской археологической экспедиции Института Археологии АН РК (руководитель Курманкулов Ж.) были обследованы астрономическими методами 25 курганов с грядами. Результаты наших исследовании, частично опубликованные в научных издания показывают, что в каждом из них содержатся по несколько астрономически значимых направлений, связанных с экстремальными положениями Солнца и Луны на горизонте и прохождения их через меридиан (кульминации). Наличие сооружений, служивших как ритуальными храмами, так и астрономическими площадками свидетельствует о том, что древние жители Евразийской степи обладали астрономическим познанием, умели исчислять время посредством построения своеобразного горизонтного календаря, ориентированного на восходы и заходы Солнца и Луны. Эти познания, интегрированные в культуру, религию, идеологию и другие стороны жизни кочевников, по-видимому, служили для проведения культовых мероприятии, приуроченных к астрономически значимым датам, таким как день весеннего равноденствия - Науруз и дням солнцестояний. По причине отсутствия письменных источников, именно с такой ситуацией мы сталкиваемся при изучении эпохи раннего железного века, рассмотрение аналогичных археологических памятников как объектов, содержащих в закодированную особым образом информацию об астрономических знаниях их строителей, на наш взгляд, является одним из возможных средств на пути познания мировоззренческих представлении доисторических народов. Этот подход не нов, но часто исследователи ограничиваются реконструкцией таких понятий как Мировая гора, Мировое дерево, трех частная вертикальная и четырех частная горизонтальная модели мира. На очереди выяснения того, что означало для кочевника Небо, Солнце, Луна и звезды, с какой целью проводились столь регулярные наблюдения? Мы вправе на наш взгляд, правомерным считать, что те обрывки астрономического познания народов древнетюркской эпохи, реконструируемые по руническим текстам и этнографическим материалом более позднего времени были разработаны еще в доисторический период, в эпоху раннего железного века, во времена массового строительства курганов с грядами. Они, быть может, даже уходят корнями еще в более ранние периоды истории Центральной Азии. Исследования наших Российских коллег показывают, что памятники эпохи бронзы (2-3 тысячелетия до н.э), такие, как городище Аркаим, расположенное в Челябинской области, поселение Савин в Курганской области и гора Очаровательная на Западном Алтае также содержат направления на точки восходов и заходов Солнца и Луны в особые моменты их движения по небосводу. Сложность обстоятельного изучения курганов с грядами заключается в отсутствии финансирования специальной экспедиции в места их расположения, отдаленностью этих районов от Алматы, отсутствием материально-технической базы - средств измерения и обработки результатов измерении. Появление гипотезы об астрономическом назначении курганы с "усами", главным образом календарного, а также предсказания затмения Луны, требует проведения детальных полевых археоастрономических исследовании с помощью современных методов большого их количества. Это позволит проведения систематизации и применения к изучению этих уникальных по виду и конструкции памятников статистических методов, определения степени вероятности в ориентациях на небесные светила и выявить закономерности в этих ориентациях. Создание компьютерной археоастрономической базы данных, включающей планы памятников, результаты археологических раскопок, таблиц астрономически значимых направлений, фото- и видеоматериалов позволит ознакомить общественность с результатами наших исследований путем размещения их в Интернет. В последнее десятилетие интерес к изучению, а также посещению таковых культовых памятников древности во всем мире непрерывно возрастает. Существуют национальные и международные организации профессионалов и любителей археоастрономии, такие как Европейское общество Астрономия в культуре (Бельгия), Международный Центр Археоастрономии (США) и др. В настоящее время существует реальная возможность привлечения внимания зарубежных исследователей и волонтеров к доисторическим памятникам Казахстана. Этому будут способствовать ряд мероприятий, проводимые автором настоящего предложения.

Научная область

Астрономия

Участники

Создатель проекта

  • « Previous
  • 1
  • Next »