Современная наука » Обсуждения

к.т.н.

Bookmark and Share




Сказки - живая вода Ариев. А.А. Сигачёв   http://www.stihi.ru/2011/12/31/2957

мар 19, 2012 | 22:03
Фольклорный, литературно-исторический исследовательский проект (в сокращении)

Полная версия — www.stihi.ru/2011/12/31/2957 

СЛОВО О ПРОИСХОЖДЕНИИ СКАЗОК

  Небесные светила не только в переносном, поэтическом смысле стали называться древними Ариями  «очами небе», но реально виделись им таковыми. Так возникали мифы о тысячеглазом неусыпном ночном страже Аргусе и одноглазом божестве Солнце. Большоя часть мифических представлений индоевропейских народов восходит к отдалённому времени Ариев. Казаки Арии, выделяясь из общей массы родоначального племени расселялись по дальним землям и уносили с собой самые воззрения и верования. «… Суеверные сказания, содержащиеся в Стихе о Голубиной книге, составляют общее достояние всех индоевропейских народов, находят своё оправдание в истории языка и совершенно совпадают с древнейшими мифами индусов и показаниями «Эллады». Отсюда необходимость их сравнительного  изучения, которое открывает нам мир досторический, даёт надёжное средство разгадать древнейшие нравы, обычаи и верования, и свидетельства её тем драгоценнее, что старина выражается и перед нами теми же самыми звуками, в каких некогда выражалась она первобытному народу» [1].
   Сравнительный метод анализа первоначальной формы преданий, легенд и сказок казаков Ариев позволяет учёным иметь в своих выводах особую прочность, она является своего рода тем пробным алмазом, который служит необходимым и достаточным эталоном проверки. В большей части мифов и сказок лежит обожествление стихийных сил природы в основе  которых лежит борьба мрака и света. Всё многообразие древнейших мифических представлений и сказок обязано своим происхождением олицетворению Звёздному небу, стихиям ветра, солнца, воды и других природных явлений: света, тьмы, звукам сфер, грому, молнии и т.п. Так, например, радуга своими яркими красками поражала поэтическую фантазию древних Ариев, формы которой напоминали им лук. И не случайно у индийцев  возникало представление, что радуга является боевым луком Индры, из которого он поражает стрелами-молниями демонов тьмы – тучи. Эти же представления о радуге, как о боевом оружии огненном луке с молниеносными стрелами бога Перуна сохранилось и у древних славянских народов. Случайно ли это совпадение древних Ариев и славянских народов?  Нет не случайно. Свежесть первоначальных впечатлений казаков-Ариев и славянских племён более позднего исторического периода наводили человека на мысль к олицетворениям и образованию мифов, сказаний и сказок. Суеверные представления, поэтическое творчество и сотворение сказок индоевропейских народов развивались именно их этих мифов. На это в своих научных изысканиях указывал собиратель русских сказок и легенд Александр Николаевич Афанасьев «Мифические сказания лежат в основе эпических богатырских песен-былин. Народные эпические герои, прежде чем явились на историческую арену, были олицетворениями стихийных сил природы; этим объясняются те громадные размеры и та сверхъестественная сила, которыми они наделяются в былинах. Христианство повлияло только на имена героев, но не на содержание былин. К мифологическим представлениям древних Ариев, восходят многие сказочные мотивы и сюжеты...» [1].
   Именно в доисторическую эпоху древних казаков Ариев были выработаны основные типы сказочного эпоса, которые впоследствии были разнесены на места новых поселений народов. По мнению А.Н. Афанасьева, характерные полезные указания  для разъяснения мифов, сказаний, сказок, былин могут дать духовные стихи, в которых христианские мотивы сливаются с языческими. Духовные стихи сложились под влиянием апокрифической литературы (апокрифы – произведения раннехристианской литературы, не признанные церковью). Но их значение для науки от этого не уменьшились, так как апокрифы являлись результатом устремления к «согласию» народного предания предков Ариев со сказаниями возникшими под влиянием христианства. А.Н. Афанасьев писал «Олицетворяя грозовые тучи быками, коровами, овцами и козами, первобытное племя Ариев усматривало на небе, в царстве бессмертных богов, черты своего собственного  пастушеского быта: ясное солнце и могучий громовник, как боги, приводящие весну с её дождевыми облаками, представлялись пастырями мифических стад» (I; 690).
   До сих пор в науке о фольклоре не установилось чёткого определения – что такое сказка. Имеется такое определение, что сказки — это вымысел. Но ведь, например, фантастика – это тоже вымысел, но это не сказка. Сказки имеет особый тип композиции в которой имеется устойчивый текст в отличие, например, от легенды или предания, в который  тексты широко импровизируются. В сказке нет религиозной подоплёки, она не связана жёстко местом и временем. Если принять во внимание русскую пословицу «Сказка – складка, а песня – быль», можно отметить, что сказка умело сложена, а песня связана с действительностью. Поэтому существует особое искусство слагать сюжет сказки по типическим для сказок народным образцам, с богатством ярких, выразительных и точных формул для сказок.
   По современным представлениям сказки условно разделены на три основные категории: бытовые сказки — [Приложения 1-5, 16], мифологические сказки – [Приложения 6-12, 17-18], сказки о животных – [Приложения 13-15]. Разумеется, эти деления на три условны. Так многие сказки Г.-Х. Андерсена и сказки братьев Гримм не подходят к рамкам данной классификации. Но самое главное, о чём здесь необходимо ещё сказать, это о сказках Звёздного неба. На этом следует остановиться более подробно.
    Астрономические наблюдения играли в жизни древнего человека такую значительную роль, что многие описания небесных картин присутствуют во многих волшебных сказках. Однако записаны наши народные сказки были сравнительно недавно 150-200 лет назад, когда они прошли долгий путь от архаической сказки, от мифа. Архаических сказок осталось очень мало. Чем древнее изучаемая эпоха языка, тем богаче его материал и формы и теснее связь с окружающим миром, тем богаче язык метафорических выражений. Со временем утрачивалось настоящее значение метафорического языка, и старинные мифы стали пониматься буквальное, происходило низведение мифов на землю и прикрепление их к известной местности и историческим событиям. В сказке нет цельного астрономического сюжета, это может быть только в мифе. В сказке сохранились только элементы мифа. Рассказчики неосознанно могут включать в древнюю сказку устойчивую формулу, чтобы придать ей особенный колорит. «В некотором царстве, в некотором государстве был-жил царь Бел Белянин; у него была жена Настасья золотая коса...»
     «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве...»
     Когда мы читаем в конце сказки «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок». Сразу бросается в глаза: «Что это за урок в сказке. Почему народ, вымышляя сказочные, волшебные,  фантастические лица, наделял их одинаковыми свойствами с незапамятных времён на всём огромном пространстве. Следует учесть, что славяне являются потомками древних гипербореев, которые переселялись с места на место. Их называли пеласгами (аистами), детьми Неба (волотами), мыслью рождёнными детьми Бога, пришедшие  с далёкой звезды на Землю. Север – родина Древних гипербореев. Отсюда переселялись они с места на место, несли по всему миру знание о небе в виде сказок, обучали племена вспахивать землю, выращивать хлеб, обжигать горшки, использовать колёса, приручать диких животных. Они несли письменность (черты и резы), использовать древние каменные сооружения-абсерватории (мегалиты).
       На острове Крит гипербореи-этруски оставили после себя письменные памятники на русском языке (знаменитый каменный Фестский диск): «Будем жить. Будет служение Богу. Будет всё в прошлом – забудем, кто есть мы. Где вы пребудете, чада будут, нивы будут, прекрасная жизнь – забудем, кто есть мы. Чада есть – узы есть – забудем, кто есть. Что считать, Господи! Рысиюния чарует очи. Никуда от неё не денешься. Не излечишься...»
      Подделки  сказок под «народные» невозможны. На них сразу ложится печать нелепицы и бессмыслицы, которые народ не станет беречь в своей памяти, как драгоценное наследие старины, но отбросит их, как вздорную, ненужную забаву легковесного ума.
     Главные типы сказочного эпоса созданы в давнюю Арийскую эпоху и разошлись со временем по всему свету разделившимися племенами древних Ариев и отражают эти сказки небесное, звёздное — в земном проявлении.  В сказке нет выдуманной пустой лжи, но это намёк людям на что-то очень важное в жизни людей. Предметом повествований сказок являлся не человек, не его подвиги, но представлены разнообразные явления всей природы, обоготворённой небом. Вот почему частыми зачинами русских народных сказок обобщено: «В некотором тридевятом царстве, в тридесятом государстве». Или вот ещё: «жили-были», то есть не только были, но и жили, и были...
     Сказка рисует небесные картины. Усеянное бесчисленными звёздами небо, недоступное людям и таинственное давало неисчерпаемый материал для фантазии человека для постижения законов природы в простой, красивой, доходчивой форме и в тоже время забавной и увлекательной для детей. Такой сочетание простоты и мудрости, облечённое в сказочную, великолепную форму посильно только мудрости народной.
     Все изменения, которые можно было заметить в загадочной небесной вышине, отзывалось в том, что окружало человека на земле. Небесное отражение земного совпадало самым непостижимым образом. Уменьшалась полуденная высота Солнца, и замирал лес и поле, укрывшись белым саваном снегов. Но весеннее, ликующее Солнце пробуждало всю природу к новой жизни...
     Приметные группы звёзд подсказывали людям наступление сроков весеннего сева и время сборов урожая. Людям казалось, что на небе от-ржаются все события, которые уже произошли или произойдут на земле. Люди верили, что на небе можно увидеть судьбы целых народов и от-дельных людей, что небо и небожители управляют всем миром.
     Древние Арии, наблюдая небо, слагали волшебные сказки, герои которых отправлялись на небо волшебными способами: забирались по необыкновенно высокому дереву, взлетали на неведомых сказочных птицах или уезжали на лошади в небесную страну, как Иванушка в сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
«Тут Иван с землёй простился
И на небе очутился...»
     Сказка «Конёк-Горбунок» — это прекрасная литературная обработка многих народных сибирских сказок, поэтому мы вправе её считать наравне с произведениями устного народного творчества.    
     В сказке о чудесной мельнице, проголодавшиеся дети в поисках плодов взбираются на вершину высокого дерева и попадают на небо. Там они видят чудо-мельницу Бабы Яги. Из мельницы нескончаемым потоком сыплется мука на мучную дорожку. Так и видится читателю эта сказочная меленка, это небесный «домик» в созвездии Цефея.
     В некоторых сказках герои спускаются в подземелье, прыгают в колодец или опускаются на дно морское и оказываются в трёх царствах: серебряном, медном, золотом, или в чудесном, роскошном звёздном дворце. Все эти царства можно забрать с собой, скатав их в яйцо или завернув в платок, как делает Иван-ковш. Иными словами русское сказочное небо окружает Землю со всех сторон и делится на три части: Верхнее небо, Земля и Нижнее небо. Ночное небо  это алмазный (хрустальный дворец), небо в ярких красках зари – медное царство, утренние и вечерние сумерки – серебряное царство, а золотое царство – это царство солнечного света. Связь этих сказочных царств с небом прекрасно изображено в известной картине В.М. Васнецова «Три царства». Но следует иметь в виду, что сказочные народные метафоры, имеет более широкой толкование: они могут изображать в сказке четыре времени года (народные метафоры универсальны) и относиться к этому следует спокойно. Называем же мы весну утром года, в поэзии этот приём допустим, а сказка – это удивительная народная поэзия звёздного неба. Народная поэзия даёт прекрасное изображение неба теремом или несколькими теремами на одном семейном подворье:
Как во синем поле, в небе,
Во серебряном бору, в звёздном небе
Стоят три терема златоверхих...
Во первом терему – светел месяц,
Во втором терему – часты звёздочки.
Светел месяц, то хозяин во дому,
Красно солнышко – то хозяюшка,
                    Часты звёздочки – малы деточки.
     Любопытен в связи с этим зачин Великой песни – Голубиной книги: «Што на матушке – на святой Руси, на святой Руси – на подсветною. Восходила туча сильная, грозная, выпадала Книга Голубиная». Явление великой книги русскому народу, отражено в картине Николая Рериха, она так и называется «Голубиная книга», Вселенная представлена в ней, как большой небесный дом – поселение. Хозяином дома именуется Красное Солнышко, хозяйкой – светлая Луна, а их дети – частые звёздочки. Это же отмечено в величальных песнях-колядках. В народе так и полагают, что судьба каждого человека записана в «Звёздную Книгу» и сколько звёзд на небе, столько и людей       на земле, звёзды в небе и звёзды в тереме… В величальных песнях-колядках хозяин именуется красным солнышком, хозяйка – светлой луной. Голубиная книга, то есть «глубинная», что означает одновременно и древняя и мудрая. Безусловно, первое место в ряду самых древних сакральных текстов занимает чудом уцелевшая духовное сокровище русского народа – Голубиная книга, в которой с необыкновенной силой воспето дохристианское Православие в древнем граде Русалиме.
     Рисуют нам сказки небесные картины, надо уметь их видеть и понимать о чём идёт речь. Так, например, в сказке о Василисе прекрасной, которую злая мачеха послала за огнём к Бабе Яге. Встречаются Василисе Прекрасной всадники: белый – на дворе стало рассветать, другой всадник красный – стало восходить солнце, третий всадник чёрный – настала ночь… Сказка загадала загадку, и сама сказка словами Бабы Яги дала Василисе прекрасной ответ: «Белый всадник – это день ясный, красный – солнце красное, а Чёрный – ночь тёмная – все слуги мои верные!» Какую сказку не возьми, легко убедиться, что картины Вселенной, рисуются в сказке иносказательно. Солнце, Луна и звёзды, травы, звери и люди сплетаются в единый сказочный убор.
     Единство символик русских народных сказок и их неуничтожимость в течение тысячелетий позволяет увидеть систему прочтения на канве сказки звёздные узоры картин астрономических явлений. Примечательно, что в древних летописях, описания астрономических явлений сопровождаются нередко сказочными, фольклорными чертами. Виновниками затмения Солнца часто представляются в летописях крылатыми волками «крылатые вовкулаки хотят Солнце зъисти».
     Народными наблюдениями установлено, что близость месяца около новолуния к Солнцу предвещает солнечное затмение, и это нашло отражение в сказках – невеста Месяца прекрасная царевна Золотая Коса, непокрытая краса или ненаглядная красота сама превращается в златокудрого царевича или в венценосного владыку мира, могущественного царя. Археологические находки календарей на целый год или на часть года, особенно важны для земледелия и безоговорочно свидетельствуют о стройной системе астрономических наблюдений и представлений в дохристианской Руси. Особое значение у всех народов предавалось астрономическим наблюдениям за Солнцем, Луной, планетам и особо примечательным звёздам.
     Перед восходом Солнца, когда на юго-восточной стороне небосклона можно наблюдать яркую Венеру. Она словно не желала уступать свету зарождающего дня, и этим привлекала внимание древних наблюдателей. В народе её ласково называли Зарница, Зарянка, Заря-заряница красная девица. Словно красавица, глядится она в зеркало вод и не может собой налюбоваться. Вот как в одной из поэтических сказок южных славян говориться о ней:
Девушка перечила Солнцу:
«Солнце красное, я тебя краше,
Краше также родного брата,
Брата твоего – светлого Месяца...»
..........................................................
Но лицо девичье потемнело,
Зарыдала красная девушка:
«Горе мне, моя матушка милая,
Что ты сделало, Солнце жаркое?
Вороти мне лицо моё белое,
Никогда тебе не буду противиться...»
 
Солнце жаркое ей не внемлет,
С неба светит оно всё сильнее...
 
     Всем ясно: взошло Солнце, ярко осветило небо, и на его светлом фоне  затерялся, померк блеск Венеры. Но как замечательно, как поэтично рассказала об этом сказка.
     Венера в сказках соперничает с Солнцем и нередко представлена в двух лицах, когда соперничает сама с собой. Утренняя Венера утверждает, что краше вечерней звезды. Такое развитие сказочного сюжета, когда Венера, словно не понимает, что она в одном сюжете есть одно и тоже светило – это особенная черта сказки.
     В известной сказке неверный супруг Солнца месяц стал ухаживать за румяной Денницей. Венера – более близкая к Солнцу планета, чем Земля, поэтому для земного наблюдателя Венера не удаляется на большое расстояние от Солнца, а как бы колеблется около него и когда Луна ока-зывается неподалёку от Венеры, она имеет вид серпа. Поэтому Денника никогда не встречается с полной Луной, а только с рассечённым ликом месяца. Сказка это тонко подметила, что, узнав о встречах луны и Венеры, красавица Солнце схватила меч и рассекла лик Месяца пополам. Однако Месяц продолжал встречаться с Денницей даже в таком половинчатом виде.
     Особое место в славянском фольклоре занимают созвездия Плеяды, Стожары или Волосыны (буквально сыны Волоса, Велеса – бога изобилия). Велес пасёт свои стада не небе, он сын всемогущего Бога неба Сварога – Месяц Сварожич. Дети Велеса – семь звёзд. Для создания мифов и сказок это имело особый смысл, поэтому одно из названий Плеяд – Семь звёзд, в сказках они часто представляют семь братьев. Плеяды очень заметны на небе и удобны для использования их в календарных системах. Плеяды являются главной вехой русской народной астрономии и вместе с Солнцем и Луной помогают вести счёт времени.
      Сербы представляют Солнце красивым юношей, восседающим на златотканом пурпуровом престоле в солнечном царстве, с ним всегда рядом две девы – Заря Утренняя и Заря Вечерняя и семь спутников, летающих по свету в образе «хвостатых звёзд». Тут же рядом и дядя свет-царя – старый месяц.  
     В русских сказках царь-Солнце владеет двенадцатью царствами, или двенадцатью волшебными конями, или запирает золотую кузницу (ме-льницу) на двенадцать замков – это указание на двенадцать созвездий зодиака, как двенадцать месяцев в году. Образы народной сказки отли-чаются красотой и выразительностью. В одной сказке Катигорошек от-правился к морю, где живёт чудесная красавица, прельстил её зелёными башмачками, изловил её и увёз к себе домой. Достал со дна моря заветный сундучок, полный жемчугов и кораллов, пригнал ей двенадцать морских кобылиц и жеребца и отправился за тридевять земель в тридесятое царство, туда, где ночует Солнце, чтобы узнать: отчего оно прежде всходило червонным, а теперь сделалось бледно? Он застал дома мать Солнца, которая, выслушала, зачем гость приехал, посадила его под золотое корыто и велела прислушиваться. Когда Солнце воротилось на ночь домой, мать его спросила, почему раньше восходил он червонным, а теперь восходит бледным? Солнце отвечало: «Есть в море прекрасная пани Анастасия; когда восхожу я утром, она брызнет на меня водою – я застыжусь и покраснею; в полдень, поднявшись на высоту, я посмотрю на весь божий мир – и мне станет весело; а вечером, когда я захожу, Анастасия снова брызнет на меня морскою волною – и я опять покраснею».
      Вот образец сказки поэтизированных астрономических картин. После захода Солнца восходит полная Луна и на небе появляются звёзды, это Катигорошек достал со дна морского сундучок с жемчугами и кораллами. Наступает новолунье,  сразу исчезает Луна – это Катигорошек прячется на Солнцевым подворье под золотым корытом. Здесь и встреча Месяца с красавицей Венерой и её таинственное исчезновение с небосклона – похищение красавицы. Здесь даже описание лунного календаря наших далёких предков – стройный бег двенадцати лунных месяцев и появление тринадцатого месяца, того строптивого жеребца. Дополнительный месяц лунного календаря (тридцать дней через каждые четыре года) позволила внести привычная сказочная формула «за тридевять земель, в тридесятое царство. Как легко и непринуждённо, с каким изяществом вплетает сказка астрономические премудрости в художественный сюжет!
     Сегодня хорошо зная устройство Солнечной системы, мы не видим ничего необычного в условиях наблюдения Венеры. Когда она удаляется вправо от Солнца её можно видеть одновременно с утренней зарёй.  Достигнув максимального удаления, Венера начинает двигаться в противоположную сторону (смещаясь влево), проходя мимо Солнца, она теряется в Солнечных лучах, становится невидимой и при движении далее влево её можно наблюдать на вечерней заре после захода Солнца и называют её Вечерняя звезда, Вечерница, Вечёрка. Но вечерняя Венера не всегда радовала людей. В зимнее время, когда крепчал мороз, путник в сердцах мог обозвать её Волчьей звездой или Волком, так как после появления Вечёрки, скоро того и гляди, совсем стемнеет. Превращение звезды Зарянки в Волчью звезду считали волшебством, -  не знали, что это одна звезда. И появлялись сказки об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке. Тут, что ни строчка, то загадка. Вот как в сказке обыгрывается превращение Венеры то в утреннюю, то в вечернюю звезду. Перевернулся волк через голову и превратился в Елену Прекрасную. Повёл его Иван-царевич к царю Кусману. А царь Кусман устроил свадьбу, пировал весь день до вечера, а как надо было вести молодую жену в опочивальню, глядит – волчья морда вместо молодой жены! Царь со страху свалился с кровати, а волк удрал прочь!
     Тоже и лягушка превращается в Василису прекрасную, Марья Моревна – в горлинку, Лебедь – и совсем уж становится звёздной красавицей. У неё «месяц под косой блестит, а во лбу – звезда горит». Вот какие удивительные сказки нашёптывала нашим предкам волшебница Венера, которые поэты и по сей день зовут утренней или вечерней звездой.
     Не менее выразительны и поэтичны сказки, описывающие в художе-ственной форме быстро меняющую свой вид и положение среди звёзд Луну. Месяц уменьшается по мере его приближения к восходящему Солнцу до полного его исчезновения в период новолуния и затем происходит его возрождение в преображённом виде на вечернем небе растущим молодым месяцем. Старый и молодой месяц обращены своими рожками в разные стороны. А поскольку старый и молодой месяц видны по разную сторону от Солнца, то это нашло своё отражение и в русских сказках. Герой сказки переворачивается через голову, ныряет в котёл с горячим молоком или влезает в одно ушко, а вылезает из другого и всё изменяется в его судьбе, да и сам он чудесным образом преображается. Ивашка запечный становится красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Иногда сказка описывает смерть героя, которого погубили вероломные братья или кто-то хитростью отсекает ему голову и бросает в море, но коль скоро после новолуния должен обязательно появиться молодой месяц. То и в сказке непременно оживляют героя с помощью живой воды. Добро в сказке всегда побеждает. Иногда живую воду приносит волк и это намёк на возможную близость вечерней звезды (волка) и молодого месяца.
     Полная Луна похожа на колобок, где-то даже подгорел, подрумянился бочок. Сказка «Колобок» это забавное изображение Луны. Это наиболее древняя, архаичная сказка. Каждый из встречающихся Колобку зверей откусывает от него по кусочку, но Колобок всё же вырывается и катится дальше. Наконец его рыжая лиса перехитрила и скушала.   
     Со временем забывалась мифологическая основа сказки, менялся её характер, она превращалась в простую детскую потешку.
     Хозяйственная деятельность человека во многом зависела от сил природы. Это побуждало людей обоготворять, одушевлять природу искать её покровительства и помощи. Наблюдение за небесными светилами давали возможность людям ориентироваться в пути, создать календарные системы. Все древние праздники Праславян имели ярко выраженный календарный характер, и отражали беспокойство земледельцев об урожае, и благодарение за хорошие, благоприятные погодные условия. Далёкие предки славян за несколько тысячелетий до нашей эры вели хозяйство, основанное на осёдлом скотоводстве и земледелии с охотой и рыболовством в качестве дополнения. При такой системе хозяйства наиболее важным периодом деятельности человека является летнее время года. Год как бы делится на девять весенне-осенне-зимних месяцев и трёх летних месяцев, на которые приходится больше всего забот и возлагаются самые большие надежды:
Летел кулик из-за моря,
Принёс кулик девять замков.
— Кулик, кулик, замыкай зиму.
Отпирай весну, тёплое лето!..
     По старинным народным поверьям, чтобы заручиться помощью Весны, необходимо помогать её приходу, «закликать» её, хорошо по-праздничному встретить. Закликали Солнце, чтобы вызвать его весеннее разгарание. Со дня весеннего равноденствия набирает силу Бог весеннего солнца Ярило. Все весенние полевые работы велись под знаком поклонения Ярилу. По окончанию сева, в Ярилин день, ему даже выбирали в невесты самую красивую во всей округе девушку. Ярилину невесту украшали цветами, сажали на коня (непременно на белого) и возили «по солнцу» вокруг обработанного поля. Всё это должно было задобрить Ярилу, побудить его принести всем хороший урожай.
     Но всему своё время. Чтобы получить тяжёлый колос, нужно не только солнечное тепло, но и своевременные благодатные дожди. Праславянский календарь из ромашек содержит не только расписанный по дням график полевых работ, но и не менее тщательно составленное расписание всех магических действий над яровым полем.
     Издавна замечено, что Солнце не только ежедневно обходит небо по часовой стрелке, но и делает одновременно годовой круг среди звёзд в обратном направлении. Наблюдение за звёздами показали, что вид звёздного неба за год меняется так. Будто царь-Солнце объезжает своё царство по кругу. В этом усматривалось его сходство со «свет-царями» (главных князей славянских племён). Они ежегодно «совершали полюдье» — объезжали свои владения для сбора податей. Астрономы называют линию солнечного перемещения среди звёзд эклиптикой. Однако следует понимать, что движение Солнца по Эклиптике – результат годового обращения Земли по околосолнечной орбите. При этом из-за наклона земной оси к плоскости орбиты половины эклиптики находится в Северном полушарии неба, а вторая половина – а Южном. Момент перехода Солнца из Южного полушария неба в Северное, соответствует началу весны в Северном полушарии, называют точкой весеннего равноденствия. На Руси весеннее равноденствие называли переломным. Очень важно было точно определить наступление солнцеворота, весеннее равноденствие имело магическое, священное значение. И не случайно древних славян называли солнцепоклонниками. Они почитали Хорса, Ярилу и Даждьбога, поэтом был распространён на Руси эпитет – «тресветлое солнце».
     В древних храмах славян-солнцепоклонников в куполах были проделаны специальные отверстия для наблюдения точек восхождения Солнца. В точке купола, соответствующей солнцевороту вставлялись драгоценные камни с магическим начертаниями. Волхвы проводили астрономические наблюдения и сообщали точные календарные сроки ритуальных праздников. Они возвещали о наступлении переломов, солнцеворотов, солнцестояний. Осеннее равноденствие не отмечалось праздником в честь Солнца, так как Солнце с этого времени начинало угасать.
     Сказка помогала людям определять наступление весеннего равноден-ствия – начало весны и начало нового года по древнерусскому календарю. Плеяды в славянской мифологии превосходят по значимости Венеру и уступают только Солнцу и Луне. Созвездие плеяд известно повсеместно; для него в русском языке имеются особые названия. Плеяды были надёжным ориентиром во времени года. Это были хорошо заметные звёздные часы, надо было только научиться ими пользоваться. Плеяды являются главной единицей русской народной астрономической системы.
     В доисторическом искусстве изображения плеяд встречаются даже чаще, чем изображения Большой Медведицы. Что, несомненно, является фактическим неоспоримым доказательством избранности плеяд. При движении Солнца по эклиптике Плеяды весной скрываются в его лучах, на всё лето оказываются на дневной стороне неба и не наблюдаются. Вновь они появляются на ночном небе только после сбора урожая. Компактность Плеяд и их близость к эклиптике делают их очень удобным ориентиром. Видимый размер звёздных групп Плеяд примерно равен размеру дисков Солнца и Луны.
     В эпоху, когда Солнце именно в этой точке пересекает весной небесный экватор, переходя из Южного в Северное полушарие неба, являлась исключительной в истории астрономических наблюдений. Точка весеннего равноденствия видна, так как её отмечают Плеяды, Влашичи, и, несомненно, это нашло отражение в сказочном фольклоре. Весеннее равноденствие наступает при встрече Солнца и Плеяд, Влашичей, семи звёзд.
     Когда Сварог засеял небо звёздами, получилось очень хорошо. Когда Солнце приезжает к своим племянникам, наступает весна, и Влашичи начинают новый сев. Позднее эта сказка обросла наслоениями, бытовыми включениями и разглядеть в них древний мифологический сюжет становится трудно, но весьма интересно. Влашичи в сказках – земледельцы. С начало полевых работ и до их окончания они сходят на землю – на ночном небе их не отыщешь. Семь братьев, сыновья Велеса дружно работают на общем поле. Они являются главными героями сказки «Семь Симеонов – семь работничков» (семь основных Плеяд на звёздном небе).
     Ехал царь со своими воеводами, взглянул на поле и удивился: «Что такое? На одном поле семь пахарей, росту все одинакового и все, как один на одно лицо. Кто такие?
     — Мы семь Семионов, семь работничков, — отвечает старший из них, — я могу сковать железный столб от земли до самого неба.
     — Я могу влезть на этот столб, — говорит второй Семион, — и осмотреть кругом, что по белому свету твориться.
     — Я, – говорит третий, — Семион-мореход.
     — Я, — говорит четвёртый, — Семион-стрелец.
     — Я, — говорит пятый, — Семион-звездочёт. Все звёзды сосчитаю, ни одной не потеряю.
     — Я, — говорит, — шестой, — Семион-хлебороб. Всё вспашу, посею, урожай соберу и хлебы напеку.
     — Я, — говорит седьмой, — пляшу, пою, на дуде играю.
     Приказал царь им искусство своё показать: Елену Прекрасную раздобыть, что живёт на море-океяне, на острове Буяне. Такая красавица, что ни в сказке рассказать, ни пером описать. Под косой месяц сияет, на каждой волосинке – по жемчужине.
     Смастерил Семион-мореход корабль, зашумели паруса, волны заплес-кались, — и поплыли он и по морю-океану к острову Буяну. Сидит Елена Прекрасная у окна, шёлковый ковёр ткёт. Семион-младший такую речь повёл: «Хорошо у вас на море-океане, на острове Буяне, а на Руси-матушке во сто крат лучше! У нас луга зелёные, реки синие, поля бескрайние, берёзки белые, в лугах цветы лазоревые. У нас заря с зарёй сходится, месяц на небе звёзды пасёт. Заиграл Семион-младший в берестяной рожок. Вышла Елена Прекрасная на золотой порог. Семион играет, а сам по саду одёт, а Елена Прекрасная за ним идёт вслед. Семион на корабль – и она на корабль. Братья быстро подняли паруса и поплыли по синему морю. Перестал Семион играть на своём рожке. Тут Елена прекрасная очнулась, ударилась об сосновую палубу и полетела в небо голубой звездой, среди других звёзд затерялась. Семион-звездочёт сосчитал звёзды, нашёл новую звезду. Семион-стрелец пустил в звезду золотую стрелу, скатилась звезда на сосновую палубу, снова стала Еленой Прекрасной.
     Заметили братья-Семионы за собой погоню, корабль летит по воздуху: царь-отец спешит дочку выручать, нырнули они все вместе с кораблём под воду и плыли под водой три дня и три ночи и прибыли к своему царству живы-здоровы. Вышла Елена Прекрасная замуж за Семиона младшего. И был тут пир на весь мир. Семион взял свой рожок и плясовую завёл. Все пустились в пляс, даже лошади и коровы, петухи и куры приплясывали.
     Астральный характер персонажей сказки не вызывает сомнений. В ней есть и астрономические зарисовки Венеры, зачарованной и следующей за серебряным рожком молодого месяца от золотого дворца восходящего Солнца. Лунный кораблик бегущий под парусом старого месяца, а потом скрывающийся под водой на три дня и три ночи новолуния; пляс, хоровод в котором принимают участие всё небесное царство, — суточное вращение неба и многое другое. В сказке перечислены профессии людей, для которых плеяды служат верную службу: мореход, звездочёт, стрелец, хлебороб. Все эти люди должны быть хорошо знакомы со звездными часами и с календарём звёздных Плеяд.
     Письменным свидетельством, о том, что Русичи определяли начало весны по Плеядам, по Большой и Малой Медведицам, являются записки Афанасия Никитина в книге «Хождение за три моря». Лишившись календаря при ограблении, он сбился со счёта православных праздников и вынужден был гадать по приметам. В Индии он сделал такие записи: «В великую ночь на Великий день смотрел я как Волосыны (Плеяды) и Кола в зорю вошли, а лось головой стал на Восток». Здесь «Кола» и «Лось» — созвездия Ориона и большой Медведицы. Вероятно, самые древние названия этих созвездий – Олени и Лоси. В Северной мифологии сказано, что лось весь день прячется в чаще голубой небесной тайги и потому его не видно. Вечером он выходит из тайги и ведёт за собою детёныша.
     Корни этой легенды теряются в глубине веков. К далёким праславянским временам относятся археологические находки чар (больших глубоких сосудов с изображёнными на их дне двух животных с ветвистыми рогами). Эти чары применялись при поклонении созвездиям Большой и Малой Медведицы. От Карпат до Восточной Сибири – сохранились следы культа двух небесных Олене-Лосих, рождающих все блага земные. Впоследствии почитание Матери Лосихи трансформировалось в культ Мокоши, владычицы мира, а затем – в культ Рода и Рожениц. На Украине в звёздах Большой Медведицы видели трёх коней, впряжённых друг за другом.
     Возле средней звезды в ручке Ковша, рядом с изображением среднего коня, можно разглядеть маленькую звёздочку Алькор. Эту звёздочку наши сказочники превратили в маленькую полевую мышку, которая грызёт упряжь среднего коня, но никак не может её перегрызть. Время от времени мышь убегает к воде попить (вода – это дневное небо), а пока она пьёт постромки снова становятся невредимыми и мыши всё надо начинать сначала. Считается, что если мыши удастся перегрызть эту упряжь, то наступит конец света. С наступлением вечера хозяин привязывает двух лошадок к железному колу и оставляет пастись на лугу. Семь конокрадов всю ночь крадутся к коням, которые ходят вокруг кола. Но утром приходит хозяин и уводит лошадок, и воры уходят, так и не выбрав удобного момента для своей кражи коней. На следующую ночь всё повторяется сначала. Если ворам удастся когда- нибудь украсть коней, наступит конец света.
     Пастух (чабан) всю ночь летнюю, не смыкая глаз, пасет овечье стадо звёздного неба, опираясь на палку. Он хороший добросовестный помощник своему пастуху Месяцу.
     В созвездии Орла в блеске звезды Альтаира люди усмотрели работящую деревенскую красавицу, несущую на коромысле вёдра с водой (по обе стороны от девушки две яркие звезды). Это созвездие так и назвали – Девушка с вёдрами.  «У развилки дороги (на Млечном пути), — есть криница, — утверждают на Украине, — вот от неё идёт дивчина с вёдрами, наполненным  водой. Криница находится в небольшом, но приметном созвездии Дельфина.       
     На ночном небе есть ещё одна красавица – созвездие Девы. Старое русское название этого созвездия совпадает с нынешним; в древней Руси это созвездие называлось Дана (девица). Это весеннее созвездие и её яркую звезду Спику х

Нет комментариев  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования