Сборники издательства "Сизиф" » Обсуждения

к.т.н.

Bookmark and Share




Старинные песни казачьего календаря. Часть I. А.А. Сигачёв   http://www.stihi.ru/2011/02/12/11

мар 19, 2012 | 13:03
Полная версия — www.stihi.ru/2011/02/12/11 
ПРЕДИСЛОВИЕ

       В данном обобщённом песенном сборнике «Песни казачьего календаря» предпринята попытка собрать и восстановить в возможной полноте тексты и мелодии  песен Всемирного казачьего братства. В  эпоху воинствующей, большевистской бездуховности в России, при «расказачивании Дона» (геноцид по отношению к казачеству под руководством  Троцкого), при истреблении всего его духовного наследия, был  уничтожен полный свод народных казачьих песен — «Песни казачьего календаря».
       В период «расказачивания Дона»: одна часть казачества была отторгнута от Родины в изгнание — в русскую эмиграцию; другая часть — была уничтожена в концентрационных лагерях, третья часть стала изгоями в своём Отечестве: рассеялись беглецами по всей России, не имея при себе ни документов, ни средств к существованию. Среди беженцев с Дона в Тульскую губернию, оказался и мой отец, Сигачёв Александр Фёдорович, казак Донской, станицы Островской, хутора Каменный. Совсем ещё юным бежал с Дона и вынужден был ютиться в землянках, в заброшенных подвалах, на чердаках, в бараках и в трущобах — на  «ударных стройках коммунистических пятилеток», пока, с горем пополам устроился на работу в конный парк конюхом. Там он и работал, там и жил, оттуда и на фронт в 1941 году в конную дивизию отправили…
        Но казачья песня не только осталась жить, но обогащалась новыми песнями, которые являлись связующей нитью, объединяющей Вселенское казачье братство; она предстала перед изумлёнными  слушателями всего мира во всём своём великолепии. Казачья песня, это живой свидетель красоты и душевных качеств самобытного, свободолюбивого, героического народа. Истинно народная песня способна выдержать любые испытания лихолетий, она неразрывно слита с глубинными переживаниями и бессмертна, как бессмертен сам народ, творец своей духовности и своих песен.
      Сила народной песни в отличие от других письменных памятников старины состоит в том, что песня не несёт в себе отпечатков иноземного влияния, в отличие, например, от летописей (как известно, многие летописцы были далеко небеспристрастны на страницах своих «сказаний»). Песня сохраняет тот первозданный душевный лад людей, когда она рождалась. Песни создавал сам народ, без заморской подсказки и без корысти. Во все времена народ пел своё, вкладывал в песню свою жизнь, свои чувства, надежды, горе и радость. Народная песня жила так, как жил и чувствовал её создатель – народ, во всём своём многообразии. Она была явлением свободного творчества, естественным отражением жизни и быта вольного народа.
       Сбор материалов для текстов и музыки сборника «Песни Вселенского казачества» – это  кропотливый многолетний труд. Тексты песен выявлялись в архивах областных и районных городов, в коллекциях собирателей, в книгах,  в журналах, в записях на грампластинках и аудиокассетах. Песни для данного сборника собирались  по казачьим станицам и хуторам, деревням, посёлкам и сёлам Дона, Волги, Причерноморья, Приуралья, Уральского и Сибирского регионов, в Даурии, в предгорьях Кавказа, в Приэльбрусье.
       Издавна казачья песня являлась объектом самого пристального внимания исследователей, этнографов, фольклористов, писателей, поэтов — песенников, драматургов, лингвистов. Это объясняется, прежде всего, особенностями и богатством песенного духа, ревностно хранимого в среде казаков. Общепризнан особый певческий дух казака, отличный в этническом, психологическом и культурном отношении от песен «россиянина». Большинство фольклористов считают, что казачество имеет свой особый светильник искусства в музыке, в песне и в танце. Народ как будто тот же самый, но песня казачья совсем другая, своеобразная. Очевидно, что почувствовать особый аромат песенного казачьего фольклора без учёта этнической особенности казаков и без учёта их культурных связей невозможно. Оригинальный казачий стиль хорового пения отличен даже от южнорусской песнопевческой практики, в том числе и по образцу гармонизации. Даже в обиходных церковных хоровых  напевах издавна господствовала европейская гармония, европеизированный стиль которой долгое время сковывал народное музыкальное творчество. Западноевропейская школа хорового пения с искусственной метрической упорядочностью ритма, сковывала  распев с несимметричным, свободным песенным ритмом. Казачьи распевы не укладываются в жёсткое прокрустово ложе гармонических рамок квадратных периодов мелодий. Свободолюбивому казаку и в песне более любо ладовое своеобразие несимметричного ритма свободных казачьих напевов.  
        Среди русских рек Дон не самая большая река, но, пожалуй, ни одна из них, за исключением Волги, не была столь прославлена в летописях, в песнях, в легендах и сказаниях, как Дон. Издавна нежно и ласково величали её  казаки «Тихим Доном», Доном-Батюшкой», «Дон-Ивановичем», «Доном-богатырём», которая была их колыбелью, духовной опорой, кормилицей и поилицей. Дону казаки поверяют свои сокровенные сердечные думы, радость и горе. Песни казаков исполнены красоты, силы, благородства и подчёркнутого ритма. Искусство хорового пения принадлежит, как известно, к наиболее древним видам народного творчества, его истоки уходят вглубь веков. В традиции хорового пения казаков, преимущественно без музыкального сопровождения, ибо использование музыкального сопровождения снижает интонационную выразительность мелодии. Специфическая казачья среда создала свой неповторимый фольклор, свои особенные, только ей свойственные  песни, которые отличаются большей воинственностью, чем песни солдатские, но не перенасыщены ратными подвигами и они, как правило, глубоко патриотичны.
       В неразделённости чувств и переживаний казака с окружающим его миром природы, рождает особенные поэтические образы, такие, как прямое обращение к явлениям  этого мира и становятся исходной точкой эмоционального переживания: «Ты взойди, взойди, солнце красное», «Не шуми ты, мати-зелёная дубравушка», «Ой, ты, степь широкая». И, что особенно важно, – поэтическое олицетворение, порождённое этой неразделённостью душевного мира героя с миром природы, сформировало самобытную поэтическую символику: образы ясного сокола, горькой калины, кукушечки, белой лебёдушки, молодой рябинушки – из чего создаётся неповторимая нравственная и эстетическая атмосфера казачьих песен, вобравшая в себя наиболее устойчивые черты национального характера. В каждой казачьей песне живёт душа того человека или тех людей, которые сложили её. И чтобы раскрыть в полной мере песню, надо сродниться своей душой с душой, живущей в песне. Если душа не поёт, если нет искренности и доброты, протяжную казачью песню не споёшь, не каждого песня к себе допустит.
        В фольклоре народ сохраняет, сам того не осознавая, останки древних традиций, восходящих к предыстории, он выполняет функцию «подсознательной коллективной» памяти, содержание которой, совершенно очевидно, пришло откуда-то ещё. Кто хочет понять свой народ до конца, должен пристально присмотреться и прислушаться к его истокам – к песням, сказкам, к пословицам, поговоркам, к отдельным словам (в которых неискоренимо присутствуют коды народа). За словом всегда стоит глубинный смысл, многогранное значение, за буквальным смыслом – тайный смысл истории, культуры, религии народов и наций. И песни, что пелись нашими предками, должны мы бережно хранить и преумножать, а не уподобляться тем вандалам, которые рушили храмы на Руси, вначале древневедические, а затем и православные.
        В данном сборнике песен значительное внимание уделено утраченному народному казачьему песенному календарю, который основывался на смене времён года и распорядке земледельческих работ и скотоводчества.   Календарные обряды и их поэзия делится на четыре цикла соответственно четырём временам года: зимний, весенний, летний, осенний. Зимний цикл связан с зимним солнцеворотом, с поворотом солнца от зимы к весне и заканчивается перед наступлением весны на Масленицу.
         Весенний цикл охватывает время от начала поста, т.е. после масленицы и до конца пахоты и посева. Он начинался встречей весны и заканчивался её проводами. Основную роль тут играли весенние полевые работы и первый выгон скота на пастбище. В конце этого цикла был  праздник Троицы. Троицын день с незапамятных времён является одним из любимейших народных праздников.  
         Летний цикл включает в себя обряды, связанные с окончанием посевных работ, от летнего равноденствия до начала уборки урожая. Этот цикл открывался весёлым, жизнерадостным праздником Ивана Купалы  в ночь с 23 на 24 июня, когда наступал полный расцвет природы.  В день летнего солнцеворота солнце делает поворот на зиму и стоит самый длительный день в году и самая короткая ночь. На Купалу загорались по полям, холмам и берегам рек праздничные огни. Считалось, что, перепрыгивая через купальские костры, они очищались перед началом жатвы, становились здоровыми и набирались сил. На Купалу, по народному представлению, многие травы и растения приобретают особую целебную силу.
       Петровские песни пелись в Петров день (29 июля ст.ст.) – в самый разгар лета. Молодежь веселилась всю ночь, а утром собиралась на возвышенных местах встречать зарю. У Забайкальских казаков на Петров день устраивались на меже гулянья, где сходилась молодёжь нескольких селений. С Петрова дня казак начинает косить сено. С этим связаны многие народные приметы и присловья, в которых отражены некоторые фенологические и природные явления: «Пришёл Петрок — отщипнул листок». «На Петров день сено сохнет и под кустом, а после Петра – не сохнет и на кустах». Обряды Петрова дня имели охранительную функцию. Петровым днём завершалась весенне-летняя обрядность. Начиналась страдная пора. Наступало настоящее лето – припасиха. Пора уборки урожая обрядами не богата. Хлеб жали, благоговея перед таинством выращенного урожая.
      Осенний цикл начинался с уборки урожая и заканчивался в середине ноября, в предрождественский пост. Он связан с осенним равноденствием. Обряды, совершаемые в это время, относятся к уборке хлеба и к её окончанию, которое в народе называли «зажинки», и «дожинки», последние заканчивались пиром и песнями. С каждым из этих циклов связаны особые фольклорные произведения, в том числе, песни, игры и хороводы. Сами по себе хороводы на природе – зрелища исключительной красоты и музыкальной гармонии, особенно в крупных станицах. Они проводились на открытых больших луговинах, возле речки или озера на местах возвышенных, так что вся станица могла любоваться этим праздничным красочным зрелищем.
        Начиная с 15 августа, в сёлах проводились красочные, шумные осенние гулянья с песнями, танцами и хороводами. По окончанию бабьего лета (после 8 сентября) устраивались осенние вечеринки в куренях, с посиделками: пряли, ткали, вышивали с песнями. Молодёжь на осенних посиделках не только пела чудесные песни, но и водила хороводы, проводили игры. Молодые казаки присматривались к невестам. Нередко хороводные песни сопровождались под аккомпанемент, балалаек, гуслей, свирелей, рожков и других инструментов.
        «Покровские» вечеринки, хороводы, игры и посиделки начинались в первых числах октября. К этому времени готовилось пиво. Закрывался осенний цикл хороводами, сюжеты которых связаны с темой осенних свадеб. За осенними хороводами следовали зимние затеи, которые были такие же бурные, как летние в период Купалы, но только более широкие и разгульные.
          Основной критерий подбора песен Вселенского казачества состоял в том, чтобы найти образцы песен не только типичных для казачьей традиции, но и обладающие высокими музыкально-поэтическими достоинствами. Мне искренне хотелось внести свою скромную лепту в песенную сокровищницу казачьей вольницы, овеянной немеркнущей славой легендарных подвигав: Разина Степана Тимофеевича, Ермака Тимофеевича, Дежнёва Семёна Ивановича, Болотникова Ивана Исаевича, Булавина Кондратия Афанасьевича, Пояркова Василия Даниловича, Хабарова Ерофея Павловича, Пугачёва Емельяна Ивановича, Платова Матвея Ивановича, Деникина Антона Ивановича.
         
        «Здравствуй, тихий Дон, снизу доверху, сверху донизу. С Кубанью вольной, Тереком бурным, Яиком студёным, Иртышём полноводным, Амуром широким и вы, атаманы-молодцы, в станицах привольных и всё казачество искони славное»
                                                              Из старинной казачьей здравницы
                 1. ЗАПЕВКА
Ой, пора тебе на волю, песня русская,
Благовестная, победная, раздольная.
Погородная, посельная, попольная,
Непогодою–невзгодою повитая.
Во крови, в слезах крещёная-омытая!
Ох, пора тебе на волю, песня русская!
Не сама собой ты спелася-сложилася:
С пустырей тебя намыло снегом-дождичком,
Нанесло тебя с пожарищ дымом-копотью,
Намело тебя с сырых могил метелицей.

 2. СЛАВЯНСКИЙ ГИМН
Гей, славяне, все мы дети
Матери единой
Запевайте дружно, братья,
Наш напев старинный.
Жив он, жив он, дух славянский,
Светлый дух народа.
Наше знамя – честь и, правда,
Наш призыв – свобода!
За отчизну, за свободу
Мы сражались смело,
Мы вставали брат за брата,
За святое дело.
Жив он, жив он, дух славянский,
Вольный и могучий.
Наше солнце не закроют
Никакие тучи!
Мы протянем руку братьям
Через горы, реки.
Наша дружба нерушимо
Будет жить во веки.
Жив он, жив он дух славянский,
Дух народной чести.
Никогда нас враг не сломит,
Если будем вместе!..

   3.ЧТО КАК СКУЧНО?..
Что как скучно, что как грустно?
День идёт не в день!
А бывало, распевал я,
Шапка набекрень!
Гей вы, ну ли, что заснули?
Шевелись, гляди!
Вороные, удалые
Гривачи мои!..
С песней звонкой, шёл сторонкой,
С Любушкой своей.
И украдкой, да с оглядкой
Целовался с ней!

Мать узнала, всё пропала,
Любу заперла.
И из дому, за Ерёму,
Замуж отдала.
Я другую, молодую,
Выберу жену:
В чистом поле, на просторе,
Гибкую сосну.
Время минет, кровь остынет,
И пройдёт печаль.
Вороную, удалую
Тройку только жаль!

            4. ДОРОГИ
Чуть горит зари полоска узкая,
Золотая, тихая струя...
Ой, ты, мать-земля, равнина русская,
Дорогая Родина моя.
В серебре деревья, как хрустальные,
Но тревожен зимний их узор...
И бегут, бегут дороги дальние
В голубой, заснеженный простор.
Чья душа с тоскою не оглянется?
По земле, взрывая ночь и тьму,
Вражья рать по тем дорогам тянется
К городу родному твоему.
Не для них сады у нас посажены,
Мерянные лентою версты,
Не для них дороги наши лажены,
Не для них построены мосты.
Догорай, зари полоска узкая,
Золотая тихая струя.
Ой, ты, мать-земля, равнина русская,
Дорогая Родина моя!..

    
    5. НЕ ДЛЯ МЕНЯ
Не для меня придёт весна,
Не для меня бук разовьётся,
И сердце трепетно забьётся
В восторге чувств не для меня.
Не для меня ты будешь петь,
Улыбкой дивною чаруя;
Я ж буду плакать и грустить,
На рок судьбы всё негодуя.
Не для меня в вечерний час
Спешить ты будешь на свиданье,
Не обниму я больше вас,
Забывшись в трепетном лобзанье.
Не для меня придёт весна,
Не для меня наступит счастье,
И не полюбит вновь она
И не проявит мне участье...
А для меня: мой конь лихой,
Казачья сабля-лиходейка,
И без границ простор степной,
Да пуля — подлая злодейка...

6. УЖ ТЫ, САД, ТЫ, МОЙ САД
Уж ты, сад, ты, мой сад,
Сад зелёненький,
Сад зелёненький,
Развесёленький!
Сад зелёненький,
Развесёленький,
Ты зачем, садок, отцвёл,
Осыпаешься?
Ты зачем, садок, отцвёл,
Осыпаешься,
Сколь далече, милый мой,
Собираешься?
Сколь далече, милый мой,
Собираешься,
Ты во путь ли, во поход,
Во дороженьку?
Ты во путь ли, во поход,
Во дороженьку?
Ты со всеми, милый мой,
Распрощаешься,
Ты со всеми, милый мой,
Распрощаешься,
А со мною, молодой,
Всё ругаешься.
А со мною, молодой,
Всё ругаешься,
Не ругайся, не бранись,
Скажи: «Милая, прощай!»
Мне не жалко мать-отца,
Жалко молодца –
Предстояла молодцу
Служба царская.
Предстояла молодцу
Служба царская,
Служба царская,
Государская.

     7. ПО САДУ ГОРОДСКОМУ
Как по саду городскому
Между рубленых хором,
Ходит Стенька каждый вечер
Переряженным купцом.
Зазнобило атамана,
Отучила ото сна,
Раскрасавица Алёна,
Чужемужняя жена.
Муж сидит в рядах гостиных
Да алтынам счёт ведёт,
А жена одна скучает,
Тонко кружево плетёт.
Стенька ходит, речь заводит,
Не скупится на слова:
У Алёны сердце бьется,
Не плетутся кружева.
«Полюбилась мне ты сразу,
Раскрасавица моя!
Либо лаской, либо силой,
А добуду я тебя!
Не удержат ретивого
Ни запоры, ни замки...
Люб тебе я, аль не люб?
Говори мне напрямки!
Город Астрахань проведать
Завернул я по пути,
Чтоб с тобой, моя голубка,
Только ночку провести...

    8. ЭХ, ДА ЧТО ЖЕ ВАМ, ПОЛЯ
Эх, да что же вам, поля,
Эх, полюбилося?
Эх, да что же на полях
Уродилося?
Эх, полюбилися полям
Эх, клёны стройные.
Эх, посадили их весной
Люди добрые.
Эх, ручейки в полях текут
Эх, серебристые.
Эх, соловьи в кустах поют
Голосистые.
Эх, уродилася в полях
Эх, рожь-красавица.
Эх, золотым зерном она
Наливается.
Эх, да стали все поля
Эх, изобильные.
Эх, да славься ты, земля
Наша сильная!

     9. ЭТУ ПЕСНЮ ЗАПЕВАЮ
Эту песню запеваю
Песнь любимую мою.
Я всегда к ней припеваю
Про рябинушку свою.
Припев:
Э-эх! Ты, рябинушка моя,
Э-эх! Ты, кудрявая моя.
Раскудряв, кудряв, кудрява,
Раскудрявенькая!..
Стоит гордо, высоко,
Вся ветвями сплетена
И над рощею высоко
Поднимается она!
Припев:
Ныне ягод было мало,
Не видал я ни одной;
И любовь не настояла
Мне рябиновки родной!
Припев:

10. СОЛОВЬИНАЯ СТАНИЦА
Разливается, рассыпается
За рекой соловей!
Спой, соловушка, про зазнобушку!
О любимой моей.
Ночка звёзды сеет
В голубом краю,
Выйдешь – сердцем млею, -
Оробев, стою;
И сказать не смею
Про любовь свою.
В небе ясном солнце красное,
Разлилось над рекой;
Я без разума, синеглазая,
Потерял свой покой.
Сам себя жалею,
Про тоску пою;
Выйдешь – сердцем млею, -
Оробев, стою;
И сказать не смею,
Про любовь свою.
Ночка синяя в речку кинула
Золотую луну;
Жду любимую, жду родимую,
Жду тебя лишь одну.
Разгони скорее
Грусть-тоску мою.
— Стань звездой моею, -
Сердцем говорю, -
Выйдешь – сердцем млею,-
Оробев, стою;
И сказать не смею
Про любовь свою.
11. ВНИЗ ПО ВОЛГЕ-РЕКЕ
Вниз по Волге-реке,
С Нижня Новгорода
Снаряжён стружёк,
Как стрела, летит,
Как стрела летит.
Как на том на стружке
На снаряженном
Удалых гребцов
Сорок два сидят,
Сорок два сидят.
Как один-то из них,
Добрый молодец,
Призадумался,
Пригорюнился,
Пригорюнился.
— Ах, о чём же ты,
Добрый молодец,
Призадумался,
Пригорюнился,
Пригорюнился?
_ Я задумался
О белом лице,
Пригорюнился
О ясных очах,
О ясных очах.
Если ж девица
Да не сжалится,
То зачем же мне
И на свете жить,
И на свете жить?
Ой, вы, братцы мои,
Вы, товарищи,
Сослужите вы мне
Службу верную,
Службу верную!
Киньте, бросьте меня
В Волгу-матушку,
Утопите моё
Горе лютое,
Горе лютое.
Лучше в Волге мне быть
Утопленному,
Чем на свете мне жить
Разлюбленному,
Разлюбленному!
12. ВСТАНЬ, ПРОЙДИСЬ СО МНОЙ, РОДНАЯ...
Встань, пройдись со мной, родная,
Спляшем «Русскую» вдвоём;
Значит удаль молодая
Заходила ходуном.
Как махнула ты платочком,
Раскрасавица моя,
Как пошли вперёд носочком,
Разуважила меня!
Прочь, мирские пересуды!
Провались ты, бабий смех!
Прежде нас любили люди,
Так и нам любить не грех.
У меня в казне сухотка,
За душою ни гроша –
Эх! Зато, моя красотка,
Нараспашку вся душа.
С работящими руками,
Да со сметливым умом –
Всю станицу вверх ногами
Мы с тобой перевернём;
А как станем мы с устатку
Вместе ночки коротать, -
Жизнь сама пойдёт в присядку,
Припеваючи плясать!..

     13. КАЗНЬ СТЕПАНА РАЗИНА 
Точно море в час прибоя
Площадь Красная гудит!
Что за говор? Кто там против
Места лобного стоит?
Плаха чёрная далёко
От себя бросает тень...
Нет и облачка на небе...
Блещут главы… ясен день.
Ярко с неба светит солнце
На кремлёвские зубцы,
И вокруг высокой плахи
В два ряда стоят стрельцы.
Вот толпа заколыхалась, -
Проложил дорогу кнут:
Той дороженькой на площадь
Стеньку Разина ведут.
С головы казацкой сбриты
Кудри чёрные, как смоль;
Но лица не изменили
Казни страх, и пыток боль.
С болью тяжкою оставил
В это утро он тюрьму;
Жаль не жизни, а свободы,
Жалко волюшки ему.
Не придётся Стеньке кликнуть
Клич казацкой голытьбе,
И призвать её на помощь
С Дона тихого к себе.
Не придётся с этой силой
Силу ратную тряхнуть –
Воевод, бояр московских
В три погибели согнуть.
Вот и помост перед Стенькой...
Разин бровью не повёл,
И наверх он по ступенькам
Бодрой поступью взошёл.
Поклонился он народу.
Помолился на собор...
И палач в рубахе красной,
Высоко взмахнут топор...
«Ой, ты, Дон ли мой родимый!
Волга-матушка река!
Помяните добрым словом
Атамана казака!..
Ты прости, народ крещённый!
Ты прости-прощай, Москва!..»
И скатилась с плеч казацких
Удалая голова.
Знать уж долюшка такая,
Что не пал казак в бою,
И сберёг для чёрной плахи
Буйну голову свою.

14. МОЛОДЕЦ НА ДОПРОСЕ
Мимо лесу, мимо тёмного,
Мимо садика зелёного
Пролегала путь-дороженька
Широка, торна, пробойная.
Ой, по той ли по дороженьке
Там идут-идут солдатушки,
Они ведут удалого молодца,
Удалого молодца-разбойничка.
Резвы ноженьки закованы,
Назад рученьки завязаны.
Ведут его в Москву-каменну,
Ведут его к царю Грозному...
Стал царь молодца допрашивати:
-Ты скажи, удалый молодец,
С кем ты воровал, разбой держал,
Ой, и кто твои товарищи?..
-Я скажу тебе, православный царь,
С кем я воровал ночью глубокою,
С кем разбой держал в ночь тёмную,
Ой, и кто мои товарищи...
Как мой первый друг – ночь тёмная,
Как другой мой друг, мой верный конь,
Как друг  третий — нож булатный мой –
Вот — все три мои товарища...
 
 
 
      15. ПЧЁЛОЧКА ЗЛАТАЯ
Пчёлочка златая, что же ты жужжишь?
Пчёлочка златая, что же ты жужжишь, жужжишь?..
Жаль, жаль, жалко мне, что же ты жужжишь?
Жаль, жаль, жалко мне, что же ты жужжишь?
Около летаешь, а прочь не летишь,
Около летаешь, а прочь не летишь, летишь...
Жаль, жаль, жалко мне, а прочь не летишь.
Жаль, жаль жалко мне, а прочь не летишь.
Али ты не любишь Любушку мою?
Али ты не любишь Любушку мою, мою?
Жаль, жаль, жалко мне Любушку мою.
Жаль, жаль, жалко мне Любушку мою.
У моей у Любы — русая коса.
У моей у Любы – русая коса, коса...
Жаль, жаль, жалко мне – русая коса,
Жаль, жаль, жалко мне – русая коса.
Чёрные брови, серые глаза,
Чёрные брови, серые глаза, глаза...
Жаль, жаль, жалко мне серые глаза.
Жаль, жаль, жалко мне серые глаза.
Сладкие медовые губочки у ней,
Сладкие медовые губочки у ней, у ней...
Жаль, жаль, жалко мне — губочки у ней.
Жаль, жаль, жалко мне — губочки у ней.
Я к губам прилипну, с ними и умру,
Я к губам прилипну, с ними и умру, умру...
Жаль, жаль, жалко мне — с ними и умру.
Жаль, жаль, жалко мне — с ними и умру.
16. ЗАПОЁТ СВОЮ ПЕСНЮ ПРИЗЫВНУЮ
Запоёт свою песню призывную
Соловей над рекою в саду.
Приходи же ко мне синеокий мой,
Приходи, я тебя подожду.
Ты придёшь и под шёпот черёмухи
Скажешь слово – замрёт соловей.
Может быть, ты меня, синеокий мой,
Назовёшь нынче милой своей.
Как услышу я голос твой ласковый,
Только молча в глаза посмотрю...
Мы с тобою, родной, синеокий мой,
Встретим первую нашу зарю.
Сохрани на всю жизнь для меня одной
Синь бездонную – радость мою.
Приходи же скорей, синеокий мой,
Для тебя эту песню пою.

17. ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ
Во саду ли в огороде
Девица гуляла:
Она ростом невеличка,
Лицом круглоличка,
За ней ходит, за ней ходит
Удалой молодчик;
За ней носит, за ней носит
Дороги подарки.
— Кумача я не хочу,
Китайки не надо.
Принеси, моя надежда,
Алого глазету:
На две юбки, на две шубки,
На две телогрейки!
Чтоб не стыдно было девке
На улицу выйти.
 
Я пойду ли, молоденька,
Во торг торговати:
Во торг торговати,
На рынок гуляти.
Я куплю млада-младенька,
Пахучие мяты.
Посажу я эту мяту
Подле моей хаты:
«Не ходи ты, бел-кудрявый,
Мимо маво сада.
Не топчи-ка, бел-кудрявый,
Ты душисту мяту:
Я не для тебя садила,
Водой поливала;
Для того садила,
Кого я любила,
Для кого я поливала,
Кого целовала»

 18. ЦИМЛЯНСКОЕ МОРЕ
Где стелются шёлком рассветные зори,
Где ветер гуляет степной,
Шумит на просторе Цимлянское море
И чайки летят над волной.
Поутру казачка приморской станицы
На берег садами идёт.
Поёт молодица о доброй пшенице,
О море Цимлянском поёт.
Белеет платина над синим затоном,
Пути в пять морей пролегли,
Каналом бетонным плывут Волго-Доном,
Как лебеди, вдоль корабли.
Шумит на просторе Цимлянское море
И чайка летит над волной.
Где стелются шёлком рассветные зори,
Где ветер гуляет степной...

    19. НА ЛУГУ ТРАВА РОСИСТА
На лугу трава росиста,
Цветики медовые.
Полюбила тракториста,
Девушка бедовая.
Соловей, певец прибрежный,
Слушал со вниманием,
Как играл ей парень нежно
Волжские «Страдания».
В синем небе пламенела
Зорька негасимая.
У берёз обнял несмело
Тракторист любимую.
И, смутившись не на шутку,
Над листвой крылатою
Закурил он самокрутку,
Счётом… двадцать пятую.
Взвился сизый дым над речкой,
Над водой зеркальною.
Было каждое колечко,
Словно обручальное.
Значит, выйдет замуж скоро
Девушка бедовая.
Ой, весна, травы узоры,
Ой, цветы медовые!..

    20. ЛИПА ВЕКОВАЯ
Липа вековая над рекой стоит,
Песня удалая вдалеке звучит.
Луг покрыт туманом, словно пеленой,
Слышен за курганом звон сторожевой.
Этот звон унылый давно прошлых дней
Пробудил, что было в памяти моей.
Но всё миновало, и я под венцом, -
Молодца сковали золотым кольцом...
Липа вековая над рекой шумит,
Песня удалая вдалеке звенит...
Хорошо ли, плохо ль – всё же мы вдвоём,
Если будем живы, стало – не помрём...
 
  21. В СТАРИНУ ЖИВАЛИ ДЕДЫ
В старину живали деды
Веселей своих внучат;
Как простую пили воду
Мёд и крепкое вино:
Веселились, потешались,
Пировали круглый год!
Вот как жили при Аскольде
Ниши деды и отцы!
Ну, вот слышите ль, ребята,
Как живали в старину!
Люди ратные не смели
Брать всё даром на торгу
И лишь греков обижали
И заезжих поморян;
В пояс кланялись народу
И честили горожан.
Вот как жили при Аскольде
Наши деды и отцы!
Ну, вот слышите ль, ребята,
Как живали в старину!
Без варягов управлялись
С печенежской мы страной.
И Византию громили,
И с косогов брали дань,
И всех били Киевлян,
Как нас бьют теперь самих!
Вот как жили при Аскольде
Наши деды и отцы!
Ну, вот слышите ль, ребята,
Как живали в старину!
Ну-тка, братцы, поскорее
Забирайте невода!
Мы при помощи Перуна
Лодку рыбой нагрузим,
И наловим для продажи
Золотистых осетров...
Ну-тка, братцы, поскорее
Забирайте невода!
Ну, вот слышите ль, ребята,
Забирайте невода!
 

   22. КАК У НАШИХ У ВОРОТ
Как у наших у ворот
Стоит озеро воды,
Молодец коня поил
К воротечкам подводил.
К вереюшке привязал,
Красной девке приказал:
«Красна девица-душа,
Сбереги маво коня!..
Сбереги маво коня,
Не порвал бы повода;
Повода шелковые,
Удила серебрены».
Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
Словно павушка плывёт,
Таки речи говорит:
«Не твоя, сударь, слуга,
Не держу тваво коня,
Когда буду я твоя,
Сберегу тваво коня...»

  23. КАК ЦВЕТОК ДУШИСТЫЙ
Как цветок душистый
Аромат разносит,
Так бокал налитый
Тост заздравный просит.
Выпьем мы за друга,
Друга дорогого,
И пока не выпьем,
Не нальём другого.
Ещё раз мы просим
И бокал подносим,
Чтобы без отказу
Выпивали сразу.
Аромат душистый
Всё сильней несётся,
И бокал пенистый
Веселее пьётся.
Без поливки цветик
Бедный высыхает,
Без вина дружочек
Бедный засыпает.

    24. УГАРОВСКИЕ ПЕРЕБОРЫ
Сколько раз я зарекалась
Под гармошку песни петь,
А гармошка заиграет –
Так сердечку не стерпеть.
Пароход идёт по Волге,
На нём стулья венские.
Лучше парня городского -
Наши деревенские.
Как на Волге, на реке
Огни негасимые.
Наши девушки-волжанки
Все очень красивые.
Глазки кари, глазки кари,
Карие кариночки,
Завлекли они меня
Вчера на вечериночке.
Через поле любить – горе,
Через лес любить – беда.
Полюбил я через Волгу –
Не даёт ходить вода.
Это что за озеро –
Лебеди купаются.
Это что за девушка —
Все в неё влюбляются.

Из-за вас, зелёны ёлочки,
Деревни не видать,
Из-за вас, красивы девушки,
Приходится страдать.
На мою на балалаечку
Повесили сирень,
Чтобы эта балалаечка
Играла целый день!..

25. ПРОЛЁТНЫЙ СОЛОВЕЙ
Налево – рожь, направо – рожь
Без края и конца,
Хоть целый день в хлебах пройдёшь,
Не встретишь деревца.
В овраге липа лишь цветёт
Одна среди полей,
Ей только раз в году поёт
Пролётный соловей.
У песен сила велика,
Так соловейко пел,
Что ночка стала коротка,
А утром – улетел!..
И долго ждать придётся ей,
Когда весна придёт.
И голосистый соловей
Всю ночку пропоёт!..

   26. ПРИ ДОЛИНЕ КУСТ КАЛИНЫ
При долине куст калины,
Калинушки да он стоял.
Как на этом на кусточке
Соловушка распевал.
Как на этом на кусточке
Соловушка распевал.
Ты не пой, не пой, соловушка,
Ты не пой весной.
                              Ты не пой, не пой, соловушка,
Ты не пой весной.
Не давай тоски-печалушки
Сердцу моему.
Не давай тоски-печалушки
Сердцу моему
Уж и так оно ретивое
Да истомилося во мне.
Уж и так ретиво сердце
Да истомилося во мне.
Доставалась моя Любушка
Другому, а не мне.

   27. ПОД ЯБЛОНЬЮ ЗЕЛЁНОЙ
Под яблонью зелёною,
Под кудрявой зелёной,
Сидел молодец такой,
Неженатый, холостой.
Сидел молодец такой,
Неженатый, холостой.
Неженатый, холостой,
Держал гусли под полой.
Разыграйтесь, гусли-мысли,
Я вам песенку спою,
Я вам песенку спою
Про женитьбу, про свою.
Как женила молодца
Чужа дальня сторона.
Чужедальняя сторонка,
Макарьевска ярмарка.

   28. АХ ТЫ, ЗИМУШКА-ЗИМА
 
Ах ты, зимушка-зима.
Ты холодная была.
Э-э-эй, да ой да,
Ты холодная была.
Ты холодная была,
Все дорожки замела.
Э-э-эй, да ой да,
Все дорожки замела.
Все дорожки, все пути,
Негде всаднику пройти.
Э-э-эй, да ой да,
Негде всаднику пройти.
Я дорожку размету,
Сама к всаднику пройду.
Э-э-эй, да ой да,
Сама к всаднику пройду.
Ах ты, всадник молодой.
Ты возьми меня с собой.
Э-э-эй, да ой да,
Ты возьми меня с собой.
Ты возьми меня с собой –
Молодой своей женой.
Э-э-эй, да ой да,
Молодой своей женой.
Меня милый подхватил.
В даль-сторонку укатил.
Э-э-эй, да ой да,
В даль-сторонку укатил...
 29. ВО СУББОТУ, ДЕНЬ НЕНАСТНЫЙ
Во субботу, день ненастный
Нельзя в поле работать.
Нельзя в поле работать,
Ни боронить, ни пахать.
Мы пойдём с тобой, милая,
Во зелёный сад гулять;
Во зелёном во садочке
Хорошо пташки поют.
Не про нас ли всё с тобою,
Люди бают, говорят?
Меня молодца ругают,
Тебя, девица, бранят?
Прощай, девки, прощай, бабы,
Угоняют нас от вас
На те горы на крутые,
На злосчастный, на Кавказ.

30. ГАЙДА, ТРОЙКА!..
Гай да, тройка! Снег пушистый,
Ночь морозная кругом,
Светит месяц серебристый...
Мчится парочка вдвоём.
Милый шепчет уверенья,
Ласково в глаза глядит,
А она полна смущенья:
Что-то ей любовь сулит?
Так с тревожными мечтами
Вдаль всё мчалася она,
И не помнит, как с устами
Вдруг слились её уста.
Уж сменилась ночь зарёю,
Утра час настал златой,
Тройка мелкою рысцою
Возвращается домой.
Ах, надолго ль это счастье?
Не мелькнули бы, как сон,
Эти ласки сладострастья
И вина бокалов звон!
 
31. ЧЕРКЕССКАЯ ПЕСНЯ
В реке бежит гремучий вал,
В горах безмолвие ночное;
Казак усталый задремав,
Склоняясь на копьё стальное.
Не спи, казак: — во тьме ночной
Чеченец ходит за рекой.
Казак плывёт на челноке,
Влача по дну речному сети;
Казак, утонешь ты в реке,
Как тонут маленькие дети,
Купаясь жаркою порой:
Чеченец ходит за рекой.
На берегу заветных вод
Цветут богатые станицы;
Весёлый пляшет хоровод...
Бегите, русские певицы,
Спешите, красные, домой:
Чеченец ходит за рекой.

 32. КАРКНУЛ ВОРОН
Каркнул ворон на берёзе...
Свистнул воин, воин на коне.
«Погибать тебе, красотке,
В чужедальней стороне!..
Ах, зачем, за кем бежала
Ты за тридевять полей, -
Ах, зачем не размышляла
Ты об участи своей?..
Всё покинула, забыла –
Прах отца, старушку-мать -
И решилася отчизну
На чужбину променять.
То ли счастье, чтобы очи
Милым сердцу веселить, -
После ими ж дни и ночи
Безотрадно слёзы лить?
Неужель ты не слыхала,
Об измене никогда?
Неужель ты полагала
В сердце верность навсегда?»
«Было некому, бедняжку,
Поучить меня уму, -
И голодной, вольной пташкой
Я попалась в сеть к нему!..
Никого я не спросила.
Кроме сердца своего,
Увидала, полюбила, -
И умру, любя его!»
 
     33. ВОЗЛЕ САДА – ОГОРОДА
Возле сада – огорода
Ни просвета, ни прохода
По крапиве злой,
По крапиве злой.
Но к заветному окошку
Протоптал тропу-дорожку
Парень молодой,
Парень молодой.
Отчего темна светлица?
Отчего сидит томится,
Любушка в окне,
Любушка в окне?
Вот уж третий год проходит,
По тропе никто не ходит –
Милый на войне,
Милый на войне.
Воевал солдат три года,
Воротился из похода.
Во зелёный сад,
Во зелёный сад. 
До знакомого окошка
Заросла крапивой стёжка -
Не ожгись, солдат!
Не ожгись, солдат!
Ой, солдат не остерёгся,
Весь крапивою ожёгся,
Больно уж густа,
Больно уж густа.
Он смеётся, не горюет,
Крепко Любушку целует
В алые уста,
В алые уста.
34. ПЕСНЯ РАЗИНЦЕВ
Ах, туманы вы, туманушки,
Вы туманы мои непроглядные,
Как печаль-тоска ненавистные!
Иссушили, туманушки, молодцев,
Сокрушили удалых до крайности!..
Ты возмой, возмой, туча грозная,
Ты пролей-ка, чист, крупен дождик,
Ты размой, размой земляну тюрьму,
Чтоб тюремнички-братцы разбежалися,
Во тёмном лесе собиралися.
Во дубравушке во зелёненькой,
Во урочище добра молодца,
Что Степана свет Тимофеевича,
По прозванию Стеньки Разина...
Ночевали тут добры молодцы;
Под берёзонькой они становилися,
На восход Богу молилися,
Красну солнышку поклонилися:
«Ты взойди, взойди, красно солнышко,
Над горой взойди над высокою,
Над дубравушкой над зелёною,
Обогрей ты нас, людей бедных,
Людей бедных — солдат беглых,
Добрых молодцев беспачпортныих.
Мы не воры и не разбойнички,
Добры молодцы все охотнички.
Стеньки Разина мы работнички,
Есауловы, всё помощнички».
Мы рукой махнём – девицу возьмём,
Мы веслом махнём – корабель возьмём,
Кистенём взмахнём – караван собьем,
А ножом взмахнём – всей Москвой тряхнём!..


Нет комментариев  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования