Ботанические сады » Обсуждения

Кандидат биологических наук

Bookmark and Share




Сохранение, защита и поддержка ботанических садов

ноя 18, 2010 | 09:11
Вот такой документ приготовили депутаты Госдумы 12 ноября 2010 года.
Нужно бы узнать мнение коллег по этому документу, который может кардинально изменить статус ботанических садов и дендропарков.

 
ПРОЕКТ
 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЯТОГО СОЗЫВА

 


КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ,


ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ















 

12 ноября 2010 г.                                                              Государственная Дума
 
 
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
парламентских слушаний на тему:
 
«О проблемах правового регулирования, организации, охраны и использования дендрологических парков и ботанических садов
на территории Российской Федерации.»
 
 
Проведя с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также научных и общественных организаций, публичное обсуждение проблем правового регулирования организации, охраны и использования дендрологических парков и ботанических садов,участники парламентских слушаний констатируют следующее.
 
В соответствии с Федеральным законом № 33-ФЗ от 14 марта 1995 года«Об особо охраняемых природных территориях» ботанические сады и дендрологические парки относятся к категории особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Основными задачами ботанических садов и дендрологических парков  является создание специальных коллекций растений в целях сохранения биоразнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.
В России функционирует более 100 ботанических садов, которые различаются по площади, количеству и объемам коллекционных фондов растений, по масштабу научной и просветительской деятельности и другим показателям.  Большая часть ботанических садов и дендрариев принадлежит высшим учебным заведениям и является базой для проведения учебного процесса и выполнения экспериментальных научно-исследовательских работ. Деятельность ботанических садов и дендрариев координируется Советом ботанических садов, созданным в 1952 году в системе АН СССР. Общая площадь, занимаемая ботаническими садами и дендрологическими парками, составляет более 7,5 тыс. га.
В настоящее время в ботанических садах и дендрологических парках Российской Федерации собраны уникальные коллекции растений, которые являются базой для сохранения биоразнообразия, научных исследований и широкой просветительской работы.
Коллекционные фонды ботанических садов и дендрологических парков Российской Федерации являются национальным и мировым достоянием.
В то же время,  по данным  государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 году», подготовленного Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации  (далее – Госдоклад), на протяжении ряда лет в ботанических садах и дендропарках страны сохраняется неблагоприятная экологическая ситуация, вызванная постоянным воздействием как природных, так и антропогенных факторов, обостряющаяся в результате недостаточного финансирования.
Минприроды России в Госдокладе отмечает, что согласно данным проведенного анкетирования, ботаническим садам  и дендрологическим паркам практически не выделяются средства на содержание коллекций и решение текущих проблем ботанических садов и  дендрологических парков (приобретение посадочного материала, реконструкцию оранжерей, ремонт коммуникаций, охрану и ограждение территорий и т. п.). Невозможность организации охраны территорий приводит к их захламлению и загрязнению бытовыми отходами, образованию стихийных, несанкционированных свалок, расхищению и уничтожению коллекционного материала. Серьезно осложняет работу ботанических  садов и дендрологических парков отсутствие средств на проведение научных исследований, а также нехватка квалифицированных кадров. Перечисленные проблемы отмечаются в подавляющем большинстве ботанических  садов и дендрологических парков.
Одной из характерных проблем ботанических садов и дендропарков является посягательство на их территории со стороны различных организаций. Подобные случаи отмечались в ботанических садах Пермского, Воронежского и Кубанского университетов, Сахалинском ботаническом саду, Чебоксарском филиале Государственного ботанического сада им. Н.В. Цицина. Сходные проблемы характерны для Южно-Сибирского и Горно-Алтайского ботанических садов (г. Барнаул и с. Камлак, Республика Алтай), где на прилегающих территориях осуществляется выпас скота.
Возникновение подобных проблем часто обусловлено известной неопределенностью юридического статуса рассматриваемых объектов.
Среди основных проблем в правовом регулировании организации, охраны и использования ботанических садов и дендрологических парков участники парламентских слушаний отметили следующее.
 
Отсутствие полноценного нормативного правового регулирования деятельности ботанических садов и дендрологических парков.
Единственным нормативным правовым актом, регулирующим порядок создания, организации, охраны ботанических садов и дендрологических парков, является Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон).
Согласно указанному Федеральному закону:
государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения осуществляются соответственно федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды и региональными органами государственной власти;
задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений.
Представляется очевидным, что функционирование российских дендрологических парков и ботанических садов  не может (за редким исключением) соответствовать вышеуказанным требованиям данного Федерального закона.
Несмотря на то, что данный Федеральный закон посвящает ботаническим садам и дендрологическим паркам целый раздел,  ключевые вопросы создания, организации, и охраны ботанических садов и дендрологических парков должным образом не урегулированы, что приводит к противоречиям и произвольным толкованиям отдельных положений Федерального закона  в зависимости от интересов различных субъектов.
Региональное законодательство о ботанических садах и дендрологических парках развивается по пути дублирования норм Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в законах субъектов Российской Федерации.
Ранее деятельность ботанических садов  регламентировалась Типовым положением о государственных ботанических садах и дендрологических парках, утвержденным Постановлением Госплана СССР и ГКНТ от 27 апреля 1981 г. N 77/106. Данный нормативный акт формально действует и в настоящее время, но не может применяться, поскольку содержит устаревшие нормы права.
Участники слушаний отметили необходимость кардинальных изменений в сфере правового регулирования вопросов организации и функционирования  ботанических садов и дендрологических парков.
 
Отсутствие единообразия в применении правовых норм в отношении ботанических садов и дендрологических парков разной подведомственности.
В настоящее время управление системой ботанических садов и дендрологических парков осуществляют различные ведомства: Российская академия наук, Российская академия сельскохозяйственных наук,Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии.
Это существенно затрудняет выработку единой государственной политики в отношении ботанических садов и дендрологических парков разной подведомственности.
Также необходимо учитывать, что ботанические сады и дендрологические парки, входящие в состав ВУЗов, являются структурными подразделениями этих учебных заведений, и их правовой статус и финансирование определяет конкретный ВУЗ, в составе которого находятся ботанические сады и дендрологические парки.
Участники слушаний выразили опасения, что вузовские ботанические сады и дендрологические парки, являясь структурными подразделениями учебных заведений, могут быть перепрофилированы по решению ректоратов, из-за отсутствия правовых норм, регулирующих деятельность вузовских ботанических садов и дендрологических парков на федеральном уровне.
Необходимо отметить, что в отношении правового регулирования деятельности вузовских ботанических садов также наблюдается отсутствие единообразной правоприменительной практики.
Не смотря на то, что федеральным законодательством ботанические сады и дендрологические парки отнесены к особо охраняемым природным территориям, Министерство образования и науки Российской Федерации полагает, что на ботанические сады, входящие в состав ВУЗов, действие Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», не распространяется.
Субъекты Российской Федерации также находят различные решения данной проблемы.
Так, Постановлением Правительства Пермского края от 28 марта 2008 года № 64-п ботанический сад Пермского государственного университета отнесен к особо охраняемым территориям регионального значения.
Ботанический сад Нижегородского государственного университета является  объектом культурного наследия регионального значения согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от 30 марта 2010 года. № 166.
Аналогичная ситуация возникает в отношении ботанических садов, являющихся филиалами РАН, у которых возникают проблемы с определением правового статуса на региональном уровне. Так, например, Сахалинский филиал Ботанического сада-института ДВО РАН не признается органами прокуратуры особо охраняемой природной территорий, поскольку создан не исполнительным органом государственной власти, а Российской академией наук.
Непосредственно с юридико-правовым статусом ботанических садов и дендрологических парков связан режим особой охраны территорий, на которых расположены эти учреждения. Если ботанические сады и дендрологические парки признаны особо охраняемыми природными территориями, то на их территориях запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. Такой режим охраны позволяет оградить ботанические сады и дендрологические парки от посягательств различных организаций, заинтересованных в реализации коммерческих проектов на территории ботанических садов и дендрологических парков.
Для ботанических садов и дендрологических парков, не являющихся особо охраняемыми природными территориями, проблема сохранения целостности территории представляется наиболее актуальной.
В целях устранения существующих противоречий в регулировании деятельности ботанических садов и дендрологических парков разной ведомственной подчиненности предлагается рассмотреть предложение об упразднении отдельной категории особо охраняемых природных территорий «ботанические сады и дендрологические парки» и придать в установленном порядке ботаническим садам и дендрологическим паркам, находящимся в  ведении РАН, Российской сельскохозяйственной академии и учреждений Министерства образования и науки, статус памятников природы федерального значения.
Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Статус памятника природы федерального значения закрепит за ботаническими садами и дендрологическими парками разной ведомственной подчиненности режим охраны особо охраняемых  природных территорий, тем самым предоставит им возможность осуществлять свою деятельность в рамках единой государственной политики. В то же время ведомственная подчиненность ботанических садов и дендрологических парков сохраняется, с возложением на соответствующие ведомства обязанности по охране территорий ботанических садов и дендрологических парков.
  Также участники слушаний признали целесообразность выработки единой государственной политики в отношении ботанических садов и дендрологических парков вне зависимости от их подведомственности.
Учитывая вышеизложенное, участники слушаний пришли к следующему выводу.
Основной или стратегической задачей ботанических садов и дендрологических парков является сохранение биоразнообразия, создание и сохранение генофонда растений, в том числе редких и исчезающих видов, а также изучение и разработка подходов к охране и рациональному использованию растительных ресурсов.
В отличие от заповедников, заказников, национальных и природных парков, основной задачей которых является сохранение природы в естественном состоянии, ботаническими садами и дендрологическими парками решаются вопросы интродукции и селекции  растений, обогащение ассортимента технических, пищевых, лекарственных и декоративных растений, используемых в лесном хозяйстве, озеленении, медицине, пищевой промышленности и других отраслях, создаются экспозиции растений.
Наряду с территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации и лечебно-оздоровительными местностями и курортами, ботаническим садам и дендрологическим паркам требуется отдельное правовое регулирование, вне рамок законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, поступившие в Государственную Думу в рамках подготовки к парламентским слушаниям, участники заседания считают необходимым рекомендовать:
 
Федеральному Собранию Российской Федерации:
 
1. Рассмотреть возможность разработки  проекта  Федерального закона «О ботанических садах и дендрологических парках».
 
Правительству Российской Федерации:
 
1. Обеспечить единую государственную политику в отношении ботанических садов и дендрологических парков вне зависимости от их ведомственной подчиненности.
2. Рассмотреть целесообразность упразднения отдельной категории особо охраняемых природных территорий «ботанические сады и дендрологические парки»  и придания в установленном порядке статуса памятников природы федерального значения ботаническим садам и дендрологическим паркам, находящихся в  ведении Российской академии наук, Российской сельскохозяйственной академии и учреждений Министерства образования и науки Российской Федерации.
3.  Рассмотреть возможность разработки  Федеральной целевой программы государственной поддержки и развития ботанических садов».
 
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1. Рассмотреть возможность придания в установленном порядке статуса памятников природы регионального значения ботаническим садам и дендрологическим паркам, находящимся в ведении соответствующих субъектов Российской Федерации.
2. Обеспечить бюджетное финансирование мероприятий, направленных на сохранение и развитие ботанических садов и дендрологических парков, находящихся в ведении соответствующих субъектов Российской Федерации.
 
 
Председатель Комитета                                                    Е.А. Туголуков
 

Нет комментариев  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования