Уралистика » Обсуждения

кандидат исторических наук

Bookmark and Share




Жертвоприношения на медвежьих игрищах. Т. А. Молданов

Авг 31, 2009 | 13:08

 

Материалом для данного выступления послужили реально проведённые жертвоприношения в стойбище Сюньюган Казымской Административной  территории и в с. Полноват Белоярского района. Запись на видеокамеру вёл автор статьи. Участников жертвоприношения было около восьмидесяти человек обоего пола, как близлежащих стойбищ так и приехавших из Ханты-Мансийска, Белоярского, Кышика Ханты-Мансийского района и сёл Ванзеват, Казым и Полноват Белоярского района.

 Каждый приехавший выставлял на стол своё привезённое угощение из своего дома, отдавал мужчинам отрез ткани, который предназначен духам, Казымской богине. На стойбище в качестве жертвы были олени, разный материал, свежезамороженная рыба, ягоды, горячая пища, чай, спиртное, разные фрукты. Сначала разжигался костёр за домом. Возле костра был установлен стол. Олени привязаны подальше на берёзы, мужчины украсили рога оленей разными цветными тканями. Один олень чёрной масти - предназначен Хинь ики (божеству смерти и болезней), второй пёстрый олень предназначен - Касум ими (Казымской богине), третий олень белой масти предназначенный - Торуму и Ас тый ики (Божество у истоков Оби). Мясо оленя забитого Торуму, Ас тый ики, женщинам нельзя употреблять в пищу.

Подходят к оленям мужчины и начинают окуривание чагой. Окуривают дымящей чагой проходят вокруг оленя по солнцу. Затем шаман начинает молить божества. Молитва божества состоит из нескольких частей:

В первой части созывает божества и извещает о том, что собрались с многих мест люди  (с отрезанными пупами мужчины - эпитет человека). Чтобы

 

божества спустились до верхушки низких деревьев, до середины высоких деревьев, причастились к жертвенной пище, чтобы души оленей забрали к Нуми-Торуму, для последующей реинкарнации.  Вначале  приглашаются духи-покровители близлежащих территорий, затем всё более и более отдалённых мест. Божества созываются  посредством молитвы.

1.     Всех лесных духов-менков.

2.     Касум-ими, Ар хотан ими, Калтащ-анки.

3.     Нуми-Торума и его сыновей.

Во второй части молящийся просит, здоровья всем присутствующим, ровной тропы для оленей, удачной охоты. Хорошей погоды в день прилёта вертолёта. Удачных идей тем кто работает с бумагой, т.е. это относится к исследователям культуры.  В Нижнеказымских медвежьих игрищах, на святое место в качестве кровавой жертвы привезён олень пёстрой масти. В верхнеказымских - в жертву принесены три оленя: пёстрый, белый, и тёмный. Различие в количестве жертвенных оленей объясняется разными возможностями; в низовьях Казыма в настоящее время разведением оленей не занимаются. В представлениях о предназначении животных определенной масти тем или иным божествам имеются локальные особенности. Так, у верхнеказымских хантов пёстрый олень предназначен духу “Лэв кутуп ики” ‘Мужчина (покровитель) середины Сосьвы’, а у усть-казымских - “Юхfн оваy икет” ‘Мужчины (покровители) Устья Казыма”.  Олень белой окраски у верхнеказымских хантов жертвуется  божествам “Ас тый ики”  ‘Верховьев Оби мужчина’ (покровитель),  Торуму и его жене.

Действо начинается с того, что руководитель обряда начинают созывать духов. Последовательность приглашения божеств к жертвенному животному

 

 

идентичен последовательности прихода божеств на медвежьи игрища.  Вначале  приглашаются духи-покровители близлежащих территорий, затем всё более и более отдалённых мест. Божества созываются  посредством молитвы.

В Нижнеказымском обряде  первоначально сзываются духи-покровители рек Обь и Сосьва. В верхнеказымском последовательность иная, сначала  приглашаются духи рек Казым, Назым, Тромъёган, Лямин, только затем Сосьвы и Оби.

В низовьях Казыма просьбы к духам построены в следующей последовательности: сначала молящий просит  сети полные рыбы; затем  здоровья всем присутствующим; и, наконец, обращается к медведю, чтобы он не трогал запасы, а при случайной встрече обходил бы человека стороной. В верховьях Казыма в первую очередь просят: ровной дороги оленям. В остальном просьбы  одинаковы. Разница объясняется тем, что в устье реки живут рыбаки, а в верховьях оленеводы. Для первых наиболее ценным является обилие рыбы, для вторых – сохранность поголовья оленей.

На святое место в качестве кровавой жертвы привезён олень пёстрой масти. В верхнеказымских - в жертву принесены три оленя: пёстрый, белый, и тёмный. Различие в количестве жертвенных оленей объясняется разными возможностями; в низовьях Казыма в настоящее время разведением оленей не занимаются. В представлениях о предназначении животных определенной масти тем или иным божествам имеются локальные особенности. Так, у верхнеказымских хантов пёстрый олень предназначен духу “Лэв кутуп ики” ‘Мужчина (покровитель) середины Сосьвы’, а у усть-казымских - “Юхfн оваy икет” ‘Мужчины (покровители) Устья Казыма”.  Олень белой окраски у верхнеказымских хантов жертвуется  божествам “Ас тый ики”  ‘Верховьев Оби мужчина’ (покровитель),  Торуму и его жене.

Действо начинается с того, что руководитель обряда начинают созывать духов. Последовательность приглашения божеств к жертвенному животному идентичен последовательности прихода божеств на медвежьи игрища.  Вначале  приглашаются духи-покровители близлежащих территорий, затем всё более и более отдалённых мест. Божества созываются  посредством молитвы.

В Нижнеказымском обряде  первоначально сзываются духи-покровители рек Обь и Сосьва. В верхнеказымском последовательность иная, сначала  приглашаются духи рек Казым, Назым, Тромъёган, Лямин, только затем Сосьвы и Оби.

В низовьях Казыма просьбы к духам построены в следующей последовательности: сначала молящий просит  сети полные рыбы; затем  здоровья всем присутствующим; и, наконец, обращается к медведю, чтобы он не трогал запасы, а при случайной встрече обходил бы человека стороной. В верховьях Казыма в первую очередь просят: ровной дороги оленям. В остальном просьбы  одинаковы. Разница объясняется тем, что в устье реки живут рыбаки, а в верховьях оленеводы. Для первых наиболее ценным является обилие рыбы, для вторых – сохранность поголовья оленей.

В молитвах  божества сзываются до определенной  границы, до  “верхушек низких деревьев, и до середины высоких деревьев”. Эта же граница очерчена в мифических песнях, ниже ее божествам спускаться нельзя. Однако во время медвежьих игрищ, когда помещение «очищено» (окурено чагой) и всё приготовлено для обрядового праздника, считается, что при произношении молитвы души божеств находятся рядом с людьми.

В ходе самих игрищ, неоднократно выставляется угощение для медведя. В последний день в записанных мною игрищах, при исполнении песен-молитв в качестве угощения выставлялась водка, оленина, ягоды и для каждого божества отдельно. В медвежьих игрищах нельзя выставлять в качестве угощения следующие виды рыб: щука, сорога. Эти рыбы считаются рыбами - подземного мира.  Когда исполняется песня-молитва божества, все угощения передаются пуварам которые должны выставлять на стол еду.

По народной терминологии жертвоприношение “Юхтум порел” – ‘Для приехавшего угощение’, т.е. угощение для медведя, вошедшего в дом человека.   “Пори” – ‘угощение’ для медведя - “гостя” и для гостей и родственников, приехавших его почтить.

В то же время это благодарность лесным духам за удачливую охоту. Таким образом, жертвоприношения, проводимые в начале и конце  игрищ, относятся к жертве благодарственной. 

Литература:

Абрамов Н.А. О введении христианства у берёзовских остяков. // ЖМНП. 1851. №12. С. 1-22.

 Абрамов Н.А. Описание Берёзовского края. // ЗРГО. 1857. Кн. ХII. С. 329-448.

Мифология хантов. Кулемзин В.М., Лукина Н.В., Молданов Т.А., Молданова Т.А. изд-во Том. ун-та. 2000. 310 с.


Комментарии  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Большое спасибо за статью! В последнее время очень увлеклась археологией, этнографией и нахожу в них столько удивительно интересного и полезного! Взять хотя бы отношение северных народов к определённым видам рыб: коренные народы не употребляют в пищу наиболее заражённую личинками описторхов рыбу, она считается "нечистой". Очень большой простор для биологов - исследование традиций, верований разных народов! Огромное желание соединить исследование культуры на разных территориях, у разных народов и исследования геофизические, биологические, то есть изучать био- и ноосферу как единое целое!
2009-09-26 10:02:07 · Ответить · · Ссылка
Молданов ТимофейЗаклинания и молитвы в героических сказаниях.
Заклинания и молитвы в героических сказаниях. К.и.н. Т.А. Молданов Героические сказания ханты исполняли в форме прозы и песни. Когда рассказывалась как сказка, то называли её сказкой, когда пели, то такая песня называлась тарнfy ар или мощ ар (военная песня или песня-сказка). В докладе будут рассматриваться молитвы и заклинания в героическом эпосе. Для чего использованы фольклорные материалы из сборников "Кань кунш олан" выпуски 1, 2, 3. Частично привлекался неопубликованный материал из героических песен, записанных 1987-2004 гг. Молдановой Т.А. и Молдановым Т.А. Записанные нами тексты исполнены в форме песен. Исполнители песен все носители традиций исполнения героических песен верхнеказымской территориальной группы хантов. Герой на протяжении всей сказки или песни в тяжёлых случаях обращается к молитвам и заклинаниям. Перед вступлением в бой или драку обычно обращаются к верховному божеству. Призывая Торума, в свидетели и в то же время, оправдывая себя за совершение убийства. "Вtн Тtрум-ащие, вtнт ktyх нq сырапхtkум пух вtсув, яйеyfkам вtнтfy пелfк керfтсfyfн, яйеyfkfм йиyкfy пелfк керfтсfyfн, хfнты хt qвfkт кfkы сqм fнт посyfkсfyfн. Тfм нуви хон ащен, kув верум ювра верfk, кfkqy нfри вурfy нfри оkfyа тfта щи йqщтfkqм". "Великий Торум-отец лесной богини три брата жили, братья лесные стороны обходили, водные стороны обходили. У человека капельку крови не спускали. Этот русский царь сам виноват, его вина. На остриё острой сабли посажу, на остриё кровавой сабли посажу". В песенной форме наиболее часто встречается следующая формула: "Вtн Тtрум-ащемfн тухkfy сот нумпия муkfтсаюм-ки, тfkта сtхтfkqм вущyа kуй ktйтqм, иkы вущкfkqм кfт хt юнты карты хfр тывfk". - "Великий Торум-отец если меня сотворил выше сотен крылатых, сейчас сниму с мизинца кольцо, брошу его, на землю и пусть образуется площадь для игр двух человек". Воин часто встречается один против большого количества врагов или против сильного противника слабый, в таких случаях опять обращаются к сверхъестественным силам. "Вtн Тtрум-ащие, вtн курс ащие тухkfy сот нумпия муkfтсаюм-ки. Тfkта ёвfkмfkqм вустаy пeykап kай хор сух иkта ат kqрмfk" - "Великий Торум-отец если выше крылатых сотен назначил. Сейчас как сброшу, зелёными боками чёрным зверем землю накрой". В данном заклинании говорится, что герой поднимет его и сбросит на землю, как снятую шкуру от зверя также накроет им землю. Следующий блок заклинаний, которые заклинают после победы. Наиболее распространённый вариант в текстах героических сказок когда идёт борьба с менками, следующий: "Иk мfнты суkмfk иkfн zyты кар войf ат тывfk, нум мfнты суkмfk нtмfн zyты пеkyая, нzмаkта ат йиk" - "Вниз падающие искры пусть превратятся но земле ходящими насекомыми, вверх поднимающиеся искры пусть превратятся на верху летающими мошками, комарами". Следующая формула характерна для героических песен и некоторых медвежьих песен с героическими сюжетами "Хtс хотпи кtрт qвfkт и хот шtкfн ат хfтьk, еkkы вtkты и рат аk хfтьk" - "От стойбища с двадцатью домами пусть один дом останется, с шести очагов пусть ничего не останется". Эта формула применяется из 48 случаев только один раз, есть все основания считать её редкой. Данное заклинание применяется в исключительных случаях, когда враг жестко убивает противников. Встречаются и другие варианты, где враги мирятся, и каждый произносит клятву, ломая или портя части священных для рода животных, например: кусая коготь медведя или клык, в случае с северными ненцами разрубая (Кончик щучьей челюсти. Молданов. С.72) следующего содержания "Ма вtkты мувема и хt хfтьчи вtнта аk юва" - "На землю где я живу не приходи пока хоть один мужчина жив". Данная формула означает, чтобы тот кто пришёл на войну совсем не приезжал жить на ту территорию где воевал. В традиции если были столкновения между племенами, то запрещается выходить замуж или брать невест представителей враждующих племён. Отголоски этих поверий дошли до сегодняшних дней. Невеста с Казыма не может выйти замуж за северного ненца и наоборот и таких примеров множество. Также встречаются в заключительной части песни или сказки заклинания направленные на продолжение рода человеческого "Акань вqншуп наzy Тtрум тывтыzн, акань веншуп хеzy Тtрум тывтыян, тfмfщ пукащ па аk тывfk, qви шtшты пайkы хfтk ат вtkkfт, пух шtшты пайkы хfтk ат вtkkfт." – «Когда возникнет эпоха мужчин с кукольным лицом, когда возникнет эпоха женщин с кукольным лицом, пусть таких тварей не возникнет, девочек идущих ровную дорогу, мальчиков идущих ровную дорогу». Данная формула означает, что когда возникнет новая эпоха, когда будут жить на земле люди, пусть разных тварей злых не будет, пусть их дорога будет ровной, гладкой. Это означает, без проблем. И последняя формула, когда герой сам себя заклинает стать божеством. «"Акань вqншуп наzy Тtрум тывтыzн, акань веншуп хеzy Тtрум тывтыян, ма тыzy Ас тыя мfнkум, кева увkfтkум, оyтfy хор йирпи ktyха омfсkум, kувfy хор йирпи ktyха омfсkум». – «Когда возникнет эпоха мужчин с кукольным лицом, когда возникнет эпоха женщин с кукольным лицом, я поеду на исток Оби камнем превращусь, рогатых оленей в жертву привязывающим божеством сяду, костистых оленей привязывающим божеством сяду». В данном заклинании герой становится божеством, он повелевает людям приносит ему оленей в жертву. В фольклорных формулах оленей обозначают эпитетом – рогатый самец, костистый самец. Это типичная концовка для героических сказок и песен. Заклинания произносят в следующих случаях: 1. Перед боем, для того чтобы возникла ситуация, конфликт. 2. Герой просит прощения у Торума за убийство человека. 3. Герой обращается в трудной ситуации к помощи Торума. 4. Герой после победы заклинает, чтобы от врагов никого не осталось в живых.
2009-10-07 20:39:56 · Ответить · · Ссылка
Здравствуйте, уважаемый Тимофей Алексеевич! Великолепная статья! Большое спасибо, что представили её для чтения! Тем более отрадно, что сбор материала Вы продолжаете и сейчас. Всегда очень приятно быть одним из первых читателей, слушателей. Если позволите, задам вопросы. Во-первых, ведётся ли видеосъёмка, аудиозапись сказок, сказаний, заклинаний, молитв? Насколько я понимаю, в каждом случае важны не только слова, но также интонация, ритмика речи сказителя. Во-вторых, объяснение "формул" даётся в процессе сказания, или сказитель отвечает на Ваши вопросы после того, как расскажет предание, сказку? В-третьих, меняется ли содержание "формул" у разных сказителей, или оно неизменно? Рассказывалась ли сказка, песня в особые торжественные моменты, либо была повседневным развлечением? Ещё раз благодарю Вас за возможность познакомиться со столь необычной , но столь близкой в географическом плане, культурой!
2009-10-08 15:36:23 · Ответить · · Ссылка
Молданов ТимофейМедвежьи игрища
1. Во всех командировках всегда веду запись на видеоаудио.
2. После записи объяснение непонятных фраз, реплик, формул. Иногда приходится специально выезжать
3. В границах локальных групп формулы не меняются, что можно проверить по раним записям исследователей 19 и 20 веков
2011-04-19 07:01:49 · Ответить · · Ссылка