Уралистика
»
Обсуждения
Жертвоприношения на медвежьих игрищах. Т. А. Молданов
Материалом для данного выступления послужили реально проведённые жертвоприношения в стойбище Сюньюган Казымской Административной территории и в с. Полноват Белоярского района. Запись на видеокамеру вёл автор статьи. Участников жертвоприношения было около восьмидесяти человек обоего пола, как близлежащих стойбищ так и приехавших из Ханты-Мансийска, Белоярского, Кышика Ханты-Мансийского района и сёл Ванзеват, Казым и Полноват Белоярского района.
Каждый приехавший выставлял на стол своё привезённое угощение из своего дома, отдавал мужчинам отрез ткани, который предназначен духам, Казымской богине. На стойбище в качестве жертвы были олени, разный материал, свежезамороженная рыба, ягоды, горячая пища, чай, спиртное, разные фрукты. Сначала разжигался костёр за домом. Возле костра был установлен стол. Олени привязаны подальше на берёзы, мужчины украсили рога оленей разными цветными тканями. Один олень чёрной масти - предназначен Хинь ики (божеству смерти и болезней), второй пёстрый олень предназначен - Касум ими (Казымской богине), третий олень белой масти предназначенный - Торуму и Ас тый ики (Божество у истоков Оби). Мясо оленя забитого Торуму, Ас тый ики, женщинам нельзя употреблять в пищу.
Подходят к оленям мужчины и начинают окуривание чагой. Окуривают дымящей чагой проходят вокруг оленя по солнцу. Затем шаман начинает молить божества. Молитва божества состоит из нескольких частей:
В первой части созывает божества и извещает о том, что собрались с многих мест люди (с отрезанными пупами мужчины - эпитет человека). Чтобы
божества спустились до верхушки низких деревьев, до середины высоких деревьев, причастились к жертвенной пище, чтобы души оленей забрали к Нуми-Торуму, для последующей реинкарнации. Вначале приглашаются духи-покровители близлежащих территорий, затем всё более и более отдалённых мест. Божества созываются посредством молитвы.
1. Всех лесных духов-менков.
2. Касум-ими, Ар хотан ими, Калтащ-анки.
3. Нуми-Торума и его сыновей.
Во второй части молящийся просит, здоровья всем присутствующим, ровной тропы для оленей, удачной охоты. Хорошей погоды в день прилёта вертолёта. Удачных идей тем кто работает с бумагой, т.е. это относится к исследователям культуры. В Нижнеказымских медвежьих игрищах, на святое место в качестве кровавой жертвы привезён олень пёстрой масти. В верхнеказымских - в жертву принесены три оленя: пёстрый, белый, и тёмный. Различие в количестве жертвенных оленей объясняется разными возможностями; в низовьях Казыма в настоящее время разведением оленей не занимаются. В представлениях о предназначении животных определенной масти тем или иным божествам имеются локальные особенности. Так, у верхнеказымских хантов пёстрый олень предназначен духу “Лэв кутуп ики” ‘Мужчина (покровитель) середины Сосьвы’, а у усть-казымских - “Юхfн оваy икет” ‘Мужчины (покровители) Устья Казыма”. Олень белой окраски у верхнеказымских хантов жертвуется божествам “Ас тый ики” ‘Верховьев Оби мужчина’ (покровитель), Торуму и его жене.
Действо начинается с того, что руководитель обряда начинают созывать духов. Последовательность приглашения божеств к жертвенному животному
идентичен последовательности прихода божеств на медвежьи игрища. Вначале приглашаются духи-покровители близлежащих территорий, затем всё более и более отдалённых мест. Божества созываются посредством молитвы.
В Нижнеказымском обряде первоначально сзываются духи-покровители рек Обь и Сосьва. В верхнеказымском последовательность иная, сначала приглашаются духи рек Казым, Назым, Тромъёган, Лямин, только затем Сосьвы и Оби.
В низовьях Казыма просьбы к духам построены в следующей последовательности: сначала молящий просит сети полные рыбы; затем здоровья всем присутствующим; и, наконец, обращается к медведю, чтобы он не трогал запасы, а при случайной встрече обходил бы человека стороной. В верховьях Казыма в первую очередь просят: ровной дороги оленям. В остальном просьбы одинаковы. Разница объясняется тем, что в устье реки живут рыбаки, а в верховьях оленеводы. Для первых наиболее ценным является обилие рыбы, для вторых – сохранность поголовья оленей.
На святое место в качестве кровавой жертвы привезён олень пёстрой масти. В верхнеказымских - в жертву принесены три оленя: пёстрый, белый, и тёмный. Различие в количестве жертвенных оленей объясняется разными возможностями; в низовьях Казыма в настоящее время разведением оленей не занимаются. В представлениях о предназначении животных определенной масти тем или иным божествам имеются локальные особенности. Так, у верхнеказымских хантов пёстрый олень предназначен духу “Лэв кутуп ики” ‘Мужчина (покровитель) середины Сосьвы’, а у усть-казымских - “Юхfн оваy икет” ‘Мужчины (покровители) Устья Казыма”. Олень белой окраски у верхнеказымских хантов жертвуется божествам “Ас тый ики” ‘Верховьев Оби мужчина’ (покровитель), Торуму и его жене.
Действо начинается с того, что руководитель обряда начинают созывать духов. Последовательность приглашения божеств к жертвенному животному идентичен последовательности прихода божеств на медвежьи игрища. Вначале приглашаются духи-покровители близлежащих территорий, затем всё более и более отдалённых мест. Божества созываются посредством молитвы.
В Нижнеказымском обряде первоначально сзываются духи-покровители рек Обь и Сосьва. В верхнеказымском последовательность иная, сначала приглашаются духи рек Казым, Назым, Тромъёган, Лямин, только затем Сосьвы и Оби.
В низовьях Казыма просьбы к духам построены в следующей последовательности: сначала молящий просит сети полные рыбы; затем здоровья всем присутствующим; и, наконец, обращается к медведю, чтобы он не трогал запасы, а при случайной встрече обходил бы человека стороной. В верховьях Казыма в первую очередь просят: ровной дороги оленям. В остальном просьбы одинаковы. Разница объясняется тем, что в устье реки живут рыбаки, а в верховьях оленеводы. Для первых наиболее ценным является обилие рыбы, для вторых – сохранность поголовья оленей.
В молитвах божества сзываются до определенной границы, до “верхушек низких деревьев, и до середины высоких деревьев”. Эта же граница очерчена в мифических песнях, ниже ее божествам спускаться нельзя. Однако во время медвежьих игрищ, когда помещение «очищено» (окурено чагой) и всё приготовлено для обрядового праздника, считается, что при произношении молитвы души божеств находятся рядом с людьми.
В ходе самих игрищ, неоднократно выставляется угощение для медведя. В последний день в записанных мною игрищах, при исполнении песен-молитв в качестве угощения выставлялась водка, оленина, ягоды и для каждого божества отдельно. В медвежьих игрищах нельзя выставлять в качестве угощения следующие виды рыб: щука, сорога. Эти рыбы считаются рыбами - подземного мира. Когда исполняется песня-молитва божества, все угощения передаются пуварам которые должны выставлять на стол еду.
По народной терминологии жертвоприношение “Юхтум порел” – ‘Для приехавшего угощение’, т.е. угощение для медведя, вошедшего в дом человека. “Пори” – ‘угощение’ для медведя - “гостя” и для гостей и родственников, приехавших его почтить.
В то же время это благодарность лесным духам за удачливую охоту. Таким образом, жертвоприношения, проводимые в начале и конце игрищ, относятся к жертве благодарственной.
Литература:
Абрамов Н.А. О введении христианства у берёзовских остяков. // ЖМНП. 1851. №12. С. 1-22.
Абрамов Н.А. Описание Берёзовского края. // ЗРГО. 1857. Кн. ХII. С. 329-448.
Мифология хантов. Кулемзин В.М., Лукина Н.В., Молданов Т.А., Молданова Т.А. изд-во Том. ун-та. 2000. 310 с.
2. После записи объяснение непонятных фраз, реплик, формул. Иногда приходится специально выезжать
3. В границах локальных групп формулы не меняются, что можно проверить по раним записям исследователей 19 и 20 веков