О журнале

"Детский сад: теория и практика" - научно-методический журнал для педагогов и специалистов системы дошкольного образования. Издается с января 2011 года. Выходит 12 раз в год. Объем - 112 полос. На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы современного дошкольного образования и перспективы развития отрасли, освещается опыт инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений и результаты научных исследований, публикуются новые программы и методические разработки.

Новые организационные формы дошкольного образования

Отечественная система дошкольного образования активно развивается, появляются новые виды дошкольных учреждений и новые организационные формы дошкольного образования. Семейные, домашние, корпоративные детские сады, дошкольные мини-центры, детские академии, группы кратковременного пребывания, группы предшкольной подготовки, дошкольные образовательные группы на базе школ, центры игровой поддержки ребенка, службы ранней помощи, лекотеки, инклюзивные группы, консультативные пункты для родителей и детей, районные центры дошкольного образования и педагогические агентства… В долгосрочных целевых программах развития дошкольного образования, принятых на разных уровнях, в разных российских городах и регионах, первостепенное внимание уделяется расширению сети дошкольных образовательных учреждений и развитию новых форм дошкольного образования. О необходимости поддержки вариативных форм дошкольного образования, в том числе системы негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, говорил 30 ноября 2010 г. в Послании Федеральному Собранию президент РФ Д.А. Медведев. Развитие новых форм дошкольного образования и столь пристальное внимание к ним общества, государства, системы образования обусловлены, прежде всего, новой социально-экономической и демографической ситуацией, острой нехваткой мест в детских садах и дефицитом качественных услуг дошкольного образования. Сегодня родители дошкольников гораздо более требовательны к организации педагогического процесса в дошкольном учреждении, его содержанию и качеству, многих из них уже не устраивают ни традиционный режим пребывания ребенка в детском саду, ни существующие организационные формы дошкольного образования. В этом номере журнала мы расскажем о новых видах дошкольных учреждений и организационных формах дошкольного образования в России, рассмотрим ключевые проблемы и особенности их организации, функционирования и развития, вопросы эффективности деятельности и специфику взаимодействия с заказчиками образовательных услуг — родителями дошкольников. Опыт российских регионов по созданию и апробации новых видов дошкольных учреждений и форм дошкольного образования дополняют материалы о детских дошкольных учреждениях стран Западной Европы: Франции, Австрии, Германии, которые, на наш взгляд, будут не только интересны для отечественной педагогической теории и практики, но и полезны в условиях поиска путей повышения доступности, качества и разнообразия услуг дошкольного образования в России. Реальная педагогическая практика остро нуждается в осмыслении, обобщении и популяризации опыта работы вариативных форм дошкольного образования, разработке нормативно-правовой базы для внедрения государственно-частного партнерства в области дошкольного образования, научно-методическом обеспечении развития новых форм дошкольного образования, педагогических и управленческих кадрах, способных эффективно работать в условиях внедрения этих форм. Внимание Президента, Правительства, Федерального Собрания, других органов государственной и муниципальной власти, общественности и политических партий, специалистов и родителей к модернизации дошкольного образования, развитию новых видов дошкольных учреждений и организационных форм дошкольного образования вселяет осторожный оптимизм относительно создания правовых, экономических, организационных и научно-методических условий для повышения доступности, качества и разнообразия услуг дошкольного образования в России. Светлана Максимова, главный редактор

Содержание

Максимова С.И., К читателям
В этом номере журнала мы расскажем о новых видах дошкольных учреждений и организационных формах дошкольного образования в России, рассмотрим ключевые проблемы....
Зебзеева В.А., Основные подходы к созданию современной модели дошкольного образования
Изменения представлений о детстве обуславливают новые подходы к созданию современной модели дошкольного образования. Удовлетворить растущие потребности....
Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В., Региональный опыт создания инновационных форм организации дошкольного образования
В статье представлены инновационные структуры дошкольного образования, функционирующие в Орловской области: районные центры дошкольного образования, группы....
Тупичкина Е.А., Проектирование деятельности лекотеки как инновационной формы профилактической и коррекционной работы с детьми раннего возраста
Одной из инновационных форм оказания комплексной психолого-педагогической помощи детям с проблемами развития и их семьям является лекотека. Автор рассказывает....
Пасторова А.Ю., Микшина Е.П., Зигле Л.А., Интегрированное образование дошкольников с нарушением слуха
В России постепенно складывается многообразие форм совместного обучения и воспитания детей с различными вариантами развития. В статье представлен краткий....
Тупичкина Е.А., Семейный (домашний) детский сад: проблемы организации, функционирования и развития
В статье актуализируется проблема создания альтернативных форм дошкольного образования. Особое внимание уделяется вопросам организации семейных (домашних)....
Михайлова А.Е., Педагогическое агентство как инновационный проект современного дошкольного образования
В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические вопросы организации деятельности педагогического агентства как инновационного проекта....
Орлова Л.В., Особенности дошкольного образования во Франции
В статье рассматривается французский опыт организации дошкольного обучения детей в материнских школах. Особое внимание уделяется различным видам....
Бурд М.А., Оптимизация этапов социализации в билингвальных дошкольных учреждениях: из опыта работы детских садов Берлина
В статье обобщен многолетний опыт работы по социализации детей в билингвальных дошкольных учреждениях г. Берлина. На основе особенностей каждого из этапов....
Давыдова О.И., Майер А.А., Такие нетрадиционные традиционные формы: из опыта работы дошкольного учреждения с семьей
В статье представлен обзор традиционных форм работы дошкольного образовательного учреждения с семьей. В контексте изменений установок во взаимодействии....