О журнале

"Детский сад: теория и практика" - научно-методический журнал для педагогов и специалистов системы дошкольного образования. Издается с января 2011 года. Выходит 12 раз в год. Объем - 112 полос. На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы современного дошкольного образования и перспективы развития отрасли, освещается опыт инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений и результаты научных исследований, публикуются новые программы и методические разработки.

Современные средства обучения детей дошкольного возраста. Детский сад: теория и практика № 3/2011

Средства обучения — одна из важнейших категорий педагогики, однако в науке до сих пор нет ее однозначного толкования. В общем смысле под средствами обучения понимают материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых достигаются цели обучения. Средства обучения — это инструменты деятельности педагога и учащихся, то, с помощью чего педагог реализует учебный процесс, а учащиеся приобретают знания. Средства обучения выполняют информационную, дидактическую, контрольную функции, позволяют стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся и управлять ею. Главное дидактическое назначение средств обучения — оптимизировать учебный процесс, обеспечить эффективность усвоения учебного материала учащимися с наименьшей затратой сил и времени. Средства обучения чрезвычайно многообразны, активно развиваются вместе с развитием педагогики, дидактики, учебной техники. Растет интерес разработчиков и производителей учебных средств к средствам обучения детей дошкольного возраста. В последнее десятилетие в дошкольном образовании появились новые средства обучения: разнообразные развивающие игры и игровые пособия, конструкторы, лабораторные наборы для практических работ по знакомству с окружающим миром и наборы для детского творчества, рабочие тетради на печатной основе и атласы, магнитные плакаты и слайд-альбомы, учебное видео и обучающие телепрограммы, развивающие компьютерные игры и электронные наглядные средства обучения, интегрированные творческие среды и даже электронные учебно-методические комплексы, содержащие разнообразный дидактический материал для занятий по программе, мультимедийные презентации, развивающие компьютерные игры, видео- и фотоматериалы с элементами анимации, диагностические материалы и др. В детских садах появляются технические средства обучения нового поколения: мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски, значительно расширяющие возможности педагогов. В этом номере журнала освещаются теоретические и практические аспекты вопроса разработки и использования средств обучения детей дошкольного возраста. Характеризуются современные средства обучения дошкольников (специально организованная предметно-пространственная среда, разнообразные модели, рабочие тетради на печатной основе, маршрутные листы и детские путеводители, мультимедийные презентации, флэш-карты и др.), а также технические средства обучения нового поколения. Затрагивается вопрос готовности педагогов дошкольного образования к работе с этими средствами, описываются психологические проблемы, связанные с применением медиа информационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения, и возможные пути их преодоления. Большое внимание уделяется дидактическим требованиям к разным средствам обучения дошкольников и методике их использования в образовательном процессе дошкольного учреждения, в том числе средствам электронной (цифровой) наглядности. Даются рекомендации по изготовлению мультимедийных презентаций и флэш-карт, а также мультимедийных игр и упражнений для сенсорной интерактивной доски. Приводятся примеры занятий с использованием рабочих тетрадей на печатной основе, маршрутных листов и детских путеводителей, различных моделей, мультимедийных презентаций, флэш-карт и сенсорной интерактивной доски. Предлагается комплекс медиаобразовательных занятий с использованием печатной прессы для индивидуальной или групповой работы в подготовительной к школе группе детского дошкольного учреждения. Светлана Максимова, главный редактор

Содержание

Белошистая А.В., Учебные средства и их использование на занятии по математике в дошкольном образовательном учреждении
В статье рассматривается теоретический и практический аспект вопроса о разработке и методике использования учебных средств на занятиях в детском саду.....
Габова М.А., Средства математического развития ребенка: история и современность
В статье раскрываются понятия «средство обучения» и «дидактические средства», приводится их классификации. Автор характеризует традиционные и современные....
Баракина Т.В., Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников
Статья посвящена проблеме использования сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников. Рассмотрены....
Репина Г.А., Оригинал-макет методического пособия как форма вовлечения родителей в образовательный процесс
На базе прогимназии «Полянка» г. Смоленска разработана серия занятий по математическому моделированию для дошкольников с использованием раздаточной и....
Вербенец А.М., Использование моделирования в процессе развития познавательной активности у старших дошкольников
В статье рассматривается проблема освоения старшими дошкольниками моделирования как средства развития познавательной активности. На основании результатов....
Печинкина О.В., Давайте почитаем... газету
В статье рассматриваются вопросы медиаобразования дошкольников на материале печатной прессы. Газета — эффективное и доступное средство медиаобразования....
Немирич А.А., Формирование медиаинформационного мировоззрения педагога дошкольного образования
В статье рассматривается влияние медиаинформационных технологий на профессиональную деятельность и личность педагога дошкольного образования, раскрывается....