О проекте

Значительная роль подсознательного в искусстве ставит перед педагогом, особенно перед учителем начальной школы, парадоксальную задачу: научить технике восприятия литературного произведения, но так, чтобы читатель анализировал это произведение незаметно для себя, как он анализирует речь собеседника. Научить не анализу, а пониманию, не поиску разрозненных «выразительных средств», а способности «исполнить книгу как сонату», пройти все перипетии движения авторской мысли – вот идеал, к которому следует стремиться учителю. Иными словами, техника восприятия художественного текста должна стать одной из граней владения языком, навыком, который позволит каждому человеку использовать литературное произведение по прямому назначению: для гармонизации собственной психики, для получения эстетического наслаждения, для личностного самосовершенствования. Поставленная цель требует расчленения пути к пониманию художественного текста на элементарные лингвистические операции, доступные любому русскоязычному человеку; создания обобщенной модели текста, столь же доступной массовому сознанию, как географическая система координат или таблица Менделеева. Только на основе элементарной и непротиворечивой лингвистической модели может быть сформирована методическая технология, направленная на выработку навыка восприятия художественного текста с помощью элементарных операций естественной речи и на включение восприятия словесного искусства в состав языковой компетенции массового уровня.

Научная область

Лингвистика
Русский язык

P Пути формирования массового читателя, способного адекватно воспринимать русскую художественную литературу и получать от этого эстетическое и интеллектуальное наслаждение


Нет активных обсуждений