Совет молодых ученых » Обсуждения

соискатель

Bookmark and Share




Обучение педагогике

окт 6, 2009 | 07:10

Не секрет, что в непедагогических ВУЗах обучению педагогике уделяется очень скромное место, а проблема эта достаточно острая! Ведь молодых специалистов должны обучать люди, имеющие не только талант , но и достаточно серьёзные знания по психологии, педагогике. Нередко сталкиваешься с тем, что преподаватель, сам в прошлом выпускник этого же ВУЗа, попросту не знает как провести занятие со студентами (в основном это касается молодых преподавателей). Либо проводит простой опрос на каждом занятии, либо просто объясняет материал и, оставив группу на "самостоятельную работу" покидает аудиторию до завершения занятий. Или дело здесь не в отсутствии навыков педагогической деятельности, а в незаинтересованности молодых учёных в передаче знаний, в том, чтобы превратить процесс учёбы в увлекательное, полное открытий занятие, способное сформировать думающего, творчески подходящего к своему делу специалиста?

С большой благодарностью вспоминаю своих преподавателей старой закалки, которые научили ставить вопросы и искать на них ответы!

 


Комментарии  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Действительно, приходится заново изобретать велосипед, искать приемы, которые помогут заинтересовать студентов. Я теперь жадно расспрашиваю маму (она преподает) о методике - подобного курса в университете у меня не было.
2009-10-06 11:48:36 · Ответить · · Ссылка
Этот комментарий был удален
Идея хорошая, но для этого действительно нужно хорошо понимать, как с этим дальше работать, а то и особенности возрастной психологии приходится вспоминать по собственному недалекому опыту:)
2009-10-07 11:05:17 · Ответить · · Ссылка
Это точно. Я провожу простейшее информирование студентов о том типе восприятия информации, которые существуют, провожу небольшой тест на усвоение информации (любой из НЛП подойдет). Плюс к этому обязательно интерактив должен присутствовать. Ничего не писать на лекции - вопросы преподавателю, обсуждение.
2009-10-07 11:25:29 · Ответить · · Ссылка
Речь идет не о детском саде и не о начальных классах - в ВУЗах учатся вполне взрослые и самостоятельные люди, которые сами способны (и вправе) решать то как они будут усваивать материал. Преподаватель должен изложить материал, дать некоторые комментарии (кое что "объяснить на пальцах") и ответить на вопросы студентов. Все остальное - дело рук самих студентов: хочешь знать этот предмет лучше - открывай список рекомендованой литературы (который, кстати, дает преподаватель), ищи книги и читай. Если бы нам в институте все разжевывали, наверное, я бы не приобрел навыков самостоятельной работы и самостоятельного поиска, анализа и усвоения информации, без чего я бы был менее успешным аспирантом.
2009-10-14 05:39:02 · Ответить · · Ссылка
Здравствуйте, уважаемый Денис!Большое спасибо за ответ! Должна с Вами не согласиться. В ВУЗ преимущественно поступают сразу после школы, соответственно "набраться самостоятельности" человек ещё не успевает, тем более в плане сортировки информацию на "нужную" и "ненужную". Не пройдя практических занятий по специальности, которую он выбрал, не поняв в повседневной работе что именно ему пригодится на практике, трудно научиться искать книги, к тому же существуют такие области знаний, где необходим именно Учитель (это прежде всего медицина, педагогика, где очень важно настроить будущего специалиста на дальнейшую работу), ведь сколько ни читай книг по врачебной этике, а пока не увидишь на практике работу настоящего врача, не сможешь сам стать полноценным специалистом, не на кого будет равняться! Очень многое в формировании будущего специалиста закладывается не столько учебниками, сколько отношением преподавателя к предмету, насколько он смог увлечь, заинтересовать студента в поиске информации, смог ли показать как этой информацией пользоваться. Немалая проблема и в профориентации будущих абитуриентов, ведь порой профессию выбирают родители, и старшеклассники поступают совсем не в тот ВУЗ, не на ту специальность, на которой смогли бы проявить свой талант в полной мере! И одной из задач педагога в ВУЗе является помощь человеку увидеть своё отношение к данной специальности, где будет наилучшее соединение с профессией (взять к примеру ту же медицину: помочь в выборе между хирургией и терапией, педиатрией и психиатрией и т.д.). В общем, можно быть прекрасным учёным, отличным практиком и много ещё кем, но без элементарных знаний проведения занятий, психологии и других дисциплин, входящих в педагогику, эффективность преподавания снижается.
2009-10-15 12:16:37 · Ответить · · Ссылка
Данилова ЕкатеринаВсе остальное - дело рук самих студентов
Не согласна. Тягу к знаниям должен будить преподаватель и так как он объяснит надо воспринимать материал зависит поймут его студенты в принципе или нет.
2009-10-16 09:57:56 · Ответить · · Ссылка
Никаких исследований и т.п. на эту тему я не проводил (не мой профиль), поэтому могу говорить только на основе личного опыта. Мне кажется, если студенту самому предмет интересен, то тяга к знаниям будет сама по себе и ничего будить не придется, а если предмет не интересен, то бесполезно что-то делать.
2009-10-20 05:42:07 · Ответить · · Ссылка
Здравствуйте, уважаемый Денис! Вы несомненно правы в том, что в основе успешного обучения - интерес к предмету! Но если процесс обучения будет творческим, а не просто пересказом учебника, если сам преподаватель заинтересован в передаче знаний, то эффективность образования увеличится как минимум в несколько раз! С уважением к Вашей точке зрения!
2009-10-20 09:37:14 · Ответить · · Ссылка
да, конечно, проблема очень острая. Но ведь в этом виноваты не столько молодые преподы, сколько преподы, которые их обучали. сужу по своему универу - педагогики как таковой у меня не было, если бы сама не учавствовала во всяких конкурсах, так бы ничего и не научилась. а пед. практика- такая же...
2009-10-06 22:00:37 · Ответить · · Ссылка
Если говорить о своих преподавателях, то мне очень повезло! Столько разных способов ведения занятий, столько вариантов... Самые интересные и запоминающиеся - у преподавателей, ведущих практическую деятельность, имеющих богатый опыт. На каждую тему они приводят массу примеров из практики, а если учесть умение взаимодействия с аудиторией - высший класс! Хотя педагогического образования у них не было. И с другой стороны - приторно-монотонные лекции и практикумы по психологии выпускницы пединститута.
2009-10-07 07:34:12 · Ответить · · Ссылка
тут главная беда в том, что во - первых студент поступает нынче с не развитым умением воспринимать и самостоятельно перерабатывать информацию. Да и надежда на интернет у большинства студентов снижает интерес. Но я могу по себе сказать, что дело не столько в методике, преподавания, хотя конечно она играет не последнюю роль. Но и в личном восприятии студентами преподавателя, т.е. его подготовленности в данной области. По себе могу сказать, что студенты легко отличают человека пересказывающего учебник, пусть даже и самы лучший по предмету, от человека который ориентируется в предмете свободно по большому количеству различных источников. Может дополнить свои лекции конкретными практическими примерами и т.д. Мы в свое время на предметы читаемые преподавателями в виде пересказа классических учебников, ходили спать. Ведь его можно и просто прочитать зачем ходить и слушать. Не берусь утверждать про все предметы, но технические дисциплины этого требуют обязательно. Сам пока не проработал некоторое время на производстве, также занимался пересказом известных учебников и студенты спали на занятиях, а сейчас эта проблема ушла. Да и после практического знакомства с практическим применением ряда дисциплин стал гораздо более профессиональным преподавателем. Поэтому я считаю, что прежде чем преподавать, необходимо пройти дополнительно практическую подготовку через занятие исследовательской деятельностью по преподаваемому направлению или работу на производстве или в отрасли по профилю. Теоретик бывший студент не может быть хорошим преподавателем по определению, а будет только пересказывателем учебников или своих лекторов.
2009-10-07 00:58:29 · Ответить · · Ссылка
Добрый день,уважаемые коллеги! Очень понятная и знакомая проблема. Мне помогла дидактика А.В.Хуторского, он занимается эвристической педагогикой, рекомендую познакомиться с его работами http://khutorskoy.ru/index.htm. Работаю со взрослыми людьми, форма организации занятия имеет огромное значение.Практико-ориентированные формы осваивала в системе открытого образования www.ou-link.ru. Рекомендую найти книгу "Основы деятельности тьютора" С.А.Щенников, А.Г.Теслинов, А.Г.Чернявская и другие, кому интересно - пишите, спрашивайте, помогу, чем сумею.
2009-10-07 07:30:48 · Ответить · · Ссылка
Здравствуйте, уважаемая Ирина! Большое спасибо за интересные и полезные ссылки, отдельная благодарность за готовность помочь в столь трудном вопросе! С наилучшими пожеланиями!:)
2009-10-08 13:33:23 · Ответить · · Ссылка
Данилова ЕкатеринаОтветы на вопросы
По поводу ответов на вопросы есть архиважная деталь. Спросите студентов когда их учили задавать вопросы? Вообще им кто-то говорил, что ИХ интерес - главное в учебе? Большинство моих студентов считало, что обучение это интерес преподавателя, а не их. Те студенты, которые так до сих пор считают - и Бог с ними, а вот те, кого я смогла заинтересовать столкнулись с отсутствием инструментов логического, группового и индивидуального мышления. Их просто учили, что пять это как преподаватель говорит и что ИХ мысли это не ценно. Я считаю, что надо поощрять в студентах самостоятельность, самодисциплину и размышления. Какие бы они ни были. А вот безалаберность и хамство (пускай и не явное) надо преподавателей УЧИТЬ пресекать. Многие не умеют, даже старой закалки.
2009-10-07 10:50:55 · Ответить · · Ссылка
хм... очень странно :) а у нас на физическом факультете есть возможность получить дополнительное высшее по педагогике, специальность: "преподаватель физики". очень полезное дело! поскольку в педвузе, увы, не готовят преподавателей для вузов, ограничиваясь только школьным уровнем физики, после которого каждый должен сам повышать свой уровень как хочет, если желает преподавать студентам и вести с ними научную работу.
2009-10-07 15:27:47 · Ответить · · Ссылка
повезло Вам ))
2009-10-07 17:31:53 · Ответить · · Ссылка
да. просто одна из преподавателей, физик, ныне доктор педагогических наук, поставила этот вопрос и организовала целое направление. и это несложно: всего несколько дополнительных курсов в течение 2-х последних лет обучения по основной специальности + дипломная по педагогике.
2009-10-07 18:28:51 · Ответить · · Ссылка
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Большое спасибо за Ваш отклик на тему. Много интересных идей и направлений. Уважаемая Ольга, нельзя ли пригласить на нашу дискуссию Вашего преподавателя? Думаю будет интересно и в других ВУЗах страны перенять опыт Вашего университета. Проблема действительно очень актуальная! Ещё раз благодарю за живое участие в решении проблемы!
2009-10-08 11:51:31 · Ответить · · Ссылка
попробую с ней поговорить! она действительно высококлассный специалист.
2009-10-09 17:51:49 · Ответить · · Ссылка
Здравствуйте,Ольга! Будет просто замечательно, если состоится этот диалог!
2009-10-09 19:02:03 · Ответить · · Ссылка
а что бы вам было интересно? дело в том, что на данный момент программа по педагогике для наших физиков доступна к прохождению в нашем Омском гос. университете. А вот для проведения дистанционных курсов пока не готова...
2009-10-12 20:02:18 · Ответить · · Ссылка
Здравствуйте, Ольга! Для начала хорошо бы узнать какие предметы преподают на курсе педагогики и какое количество часов на них отводится. С уважением и наилучшими пожеланиями!
2009-10-15 11:43:01 · Ответить · · Ссылка