Вестник древней истории » Обсуждения

к.т.н.

Bookmark and Share




Иисус Христос. А.А. Сигачёв   http://www.stihi.ru/2012/04/14/1715

апр 9, 2012 | 09:04

Полная версия — http://www.stihi.ru/2012/04/14/1715 
    Иисус (греческая передача личного имени Йещу (а), исходная форма – Йегощуа – «Бог помощь, спасение»;  Христос – перевод на греческий язык слово мессия, — «Помазанник»). Эпитетом Иисуса Христа, как бы другим его именем, стало слово «Спаситель» (Старославянское «Спас»). Оно воспринималось, как перевод по смыслу имени «Иисус». Близкий по значению эпитет Иисуса Христа – «Искупитель» («кровный родич», «заступник», «выкупающий из плена»). Эти эпитеты – отражение положения о том, что Иисус Христос добровольно принял страдания и смерть, как бы выкупал собою людей из плена и рабства у сил зла, которым они предали себя в акте «грехопадения» Адамы и Евы. Словосочетание «Сын человеческий» предполагает, что как бы подошёл к престолу Отца небесного «Ветхого днями» и получил от Него царскую власть над всеми народами и на все времена. В этом же идейном контексте стоит слово «Господь»; оно означает в бытовом обиходе не господина, распоряжающегося рабом, а опекуна, имеющего авторитет к несовершеннолетнему.
    Биография «земной жизни» Иисуса Христа от начального момента истории «вочеловечения бога» («Благовещение») до смерти Иисуса Христа на кресте, его воскресения и, наконец, возвращения по завершению земной жизни в божественную сферу бытия, в качестве «богочеловека» («Вознесение»), даётся в Евангелиях. Известны Евангелия канонические (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна) и апокрифические (Петра, Фомы, Никодима, Первоевангнлие Иакова, евангелия «детства Христа»).
    Рождение Иисуса Христа предсказано ангелом (архангелом) Гавриилом, явившимся деве Марии в Назарете (Лук. 1, 26-38) и возвестившим, что у неё должен родиться сын без разрушения её девственности, который будет чудесно зачат по действию Духа Святого 9Непорочное зачатие); эту тайну ангел, не называемый по имени, открывает Иосифу Обручнику, явившись ему во сне (Матф. 1, 20-23).  По пророчествам (Мих. 5, 2) мессианский царь должен родиться в Южной Палестине, в Вифлееме, тогда, как Мария и Иосиф живут в Назарете ((Ио. 1, 46) в Галилее (Северная Палестина). Причиной, побудившей их отправиться в Вифлеем, явилась, объявленная римскими оккупационными властями, перепись населения по месту исконного проживания своего рода (Лук. 1-5). Там, в Вифлееме и народился Иисус Христос – в хлеву, в пещере, «потому что не было им места в гостинице» (2, 7).
    Иисусу Христу приходят поклоняться пастухи, побуждённые к этому славословящими ангелами («, 8-20); волхвы, приведённые чудесной звездой  (Матф. 2, 1-11). По прошествии восьми дней, младенец подвергнут обряду обрезания и получает имя Иисус (наречённое ангелом прежде зачатия младенца во чреве). На сороковой день, он, как первородный сын, был принесён в иерусалимский храм для ритуального посвящения Богу, где был узнан престарелым Симеоном Богоприимцем, всю жизнь ожидавшем мессии (Лук. 22-33). Спасая младенца от царя Ирода, Мария и Иосиф бегут с ним в Египет, где оставались до смерти Ирода (Матф. 2, 13-21).
    Годы, проведённые затем в Назарете, окружены безвестностью. В Евангелиях сообщается, что Иисус выучивается ремеслу плотника; (Мк. 6,3). По каноническому повествованию, по достижении двенадцатилетнего возраста Иисуса Христа, семья совершает паломничество в Иерусалим на пасху, во время которого, отрок исчезает. Его находят в храме «посреди учителей, слушающего их, и спрашивающего их. Учителя «дивились разуму и ответам его» (Лук. 2, 47).
    Канонические традиции осторожно указывают на конфликты Иисуса с близкими. «Ближние Его пошли наложить на Него руки, ибо говорили, что Он вышел из себя» (Мк. 3, 21); «Братья Его не верили в Него» (Ио. 7,5). По ортодоксальным представлениям, Иисус был полностью в «повиновении» матери Марии и Иосифа. В апокрифах отрок Иисус Христос изображается могущественным и таинственным, изумляющих школьных учителей; так, например, он лепит в субботу птичек из глины, а когда его корят за нарушение субботнего покоя, Маленький Иисус хлопает в ладоши и птички улетают (апокрифическое евангелие от Фомы).
    Перед выходом на проповедь Иисус Христос отправляется к Иоанну Крестителю и принимает от него крещение, что сопровождалось голосом с небес, утверждающим Иисуса Христа в мессианском достоинстве, и явлением Духа Святого в телесном обличье голубя (Матф. 3, 13-17). Сразу после этого Христос уходит в пустыню на сорок дней, чтобы в полном уединении и воздержании от пищи встретиться в духовном поединке с дьяволом (Матф. 4, 1-11).
    После этого Иисус Христос выступает с возвещением мессианского времени (Матф. 4. 17). Его возраст приблизительно определяется в тридцать лет (Лук. 3, 23). Он призывает к духовному подвижничеству первых учеников (двенадцати апостолов из среды рыбаков моря Галилейского). Иисус ходит со своими учениками по Палестине, проповедует своё учение, сотворяя чудеса: превращает воду в вино, воскрешает мёртвых,  ходит по воде, укрощает бури, насыщает тысяч людей пятью хлебами и другие (Матф. 17, 1-13). Однако в Своём родном Назарете, где в него не верили, Иисус Христос «не мог совершить чуда» (Мк. 6,5).
    Иисус Христос постоянно испытывает враждебное к нему отношение  с иудейскими ортодоксами из числа господствующих фарисеев и саддукеев. Ему постоянно вменяется в вину нарушение запретов (исцеления в субботу, притязание на право прощать людям грехи, оскверняющее общение с отверженными грешниками). Иисус Христос самоотверженно отказывался от выгод в пользу духовной жизни. Так Его  «Нагорная проповедь» (Матф. 5-7) начинается с восклицания «блаженны добровольно нищие» (или «нищие по велению духа»). Осуждена забота о завтрашнем дне. Сам Иисус Христос был поистине «добровольно нищий»: «лисицы имеют норы, а птицы небесные – гнёзда, а Сын человеческий не имеет, где приклонить голову» (Матф. 8, 20). Отрешение от любви к Себе доводится до требования «возненавидеть отца и мать, жену и детей, братьев и сестёр, и саму свою душу» (Лук. 14, 26).
    В дни перед главным иудейским праздником пасхой Иисус Христос торжественно въехал в Иерусалим на ослице  (символ кротости и миролюбия, в противоположность боевому коню), принимает приветствия от народной толпы. Он властно изгоняет из помещений Иерусалимского храма менял и торговцев (Матф. 21, 1-13). Иудейские старейшины синедриона решают предать Его, как выходца из презренной Галилеи, нарушителя обрядовой дисциплины, суду синедриона, чтобы за тем выдать на казнь римским властям.
    Иисус Христос в кругу двенадцати апостолов тайно справляет обряд пасхального ужина («тайная вечеря»), во время которого предсказывает, что один из Его учеников предаст Его, а затем подаёт  ученикам хлеб и вино, мистически претворяя их в своё тело и кровь, а себя уподобляет пасхальному ягнёнку, — прообраз христианской евхаристии (Матв. 26, 20-29). Осуществляет обряд омовения ног своим ученикам, подавая пример взаимного служения.
    Ночь Иисус Христос провёл с учениками в Гефсиманском саду на Масляничной горе к востоку от Иерусалима, «ужасается и тоскует», просит троих избранных учеников бодрствовать вместе с Ним, и обращается к Богу с молитвой: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо меня! Впрочем, не моя воля, но Твоя да будет!» (Лук. 22, 42 – «моление о чаше»). Напряжение Его духа доходит до кровавого пота (Лук. 22, 44). Приходят вооружённые пособники иудейских старейшин, которых ведёт предатель Иуда Искариот; подойдя к Иисусу, Иуда целует его – знак, кого надо схватить (Матф. 26, 47-50). Пётр пытается оказать вооружённое сопротивление и отсекает мечом ухо рабу первосвященника, но Иисус Христос останавливает его и исцеляет раба.  Ученики разбегаются, Иисус Христос отведён на суд синедриона, где подтверждает своё мессианское достоинство (Мк. 14, 61-62). За это Ему выносят (предварительно) смертный приговор. Ранним утром Иисуса Христа ведут к Римскому прокуратору Понтию Пилату для подтверждения приговора. Пилат предполагал освободить Его по случаю обычая помилования в честь праздника Пасхи, но толпа требует помиловать вместо него убийцу Варавву (Мк. 15, 7). Иисус Христос подвергся бичеванию, издевательствам римских легионеров, делающих из Него шутовского царя (Матф. 27, 27-30). Иисуса заставили нести крест для распятия до места казни (голгофа), но не выдерживает его тяжести и крест помогает нести Симон из Кирены (Мк. 15, 21). Перед казней Иисусу предлагают наркотический напиток, притупляющий боль, но Он отказывается (15.23).
    Иисуса Христа распяли между двумя разбойниками. Его страдания продолжались около шести чесов (примерно с девяти часов до трёх часов пополудни). Он поручает деву Марию заботам Иоанна Богослова (Ио.19, 25-27). После Его восклицания на Кресте распятия: «Боже мой! Боже мой! для чего ты Меня оставил!», Иисус Христос умирает (Мк. 15, 34). Его смерть сопровождается знамениями: Солнце затмевается, в иерусалимском храме сама собою раздирается завеса, происходит землетрясение. Один из воинов пронзает Ему грудь копьём (Ио. 19, 34). Тело Иисуса Христа выдано друзьям по ходатайству Иосифа Аримафейского, оно было обвито плащаницей с дорогими благовониями, принесёнными Никодимом (Ио. 19, 39-40). Иисуса спешно похоронили в каменном саркофаге, в пещере, заваленной камнем. По истечении субботы Мария Магдалина и ещё две женщины (мироносицы) пришли, чтобы ещё раз омыть и умастить благовониями тело Иисуса Христа, саркофаг оказался пуст, а на его краю сидел «юноша, облечённый в белую одежду» (ангел), который сказал, что Иисус Христос воскрес и ученики увидят Его в Галилее (Мк. 16, 1-8).
    Само воскрешение Иисуса Христа описывается только в апокрифах (например, в евангелии от Петра). Воскресший Иисус явился своим ученикам. Его не сразу узнали, Мария Магдалина приняла Его за садовника (Ио. 20, 15). Фома ощупывает раны от гвоздей (Ио. 20, 27). Иисус Христос благословил апостолов на проповедь по всему миру, после чего произошло Его вознесение (Мк. 16, 19). Возвращение (второе пришествие) Иисуса Христа совершится в конце времён «на облаках с силою многою и славою» (Мк. 13, 26).
 
Используемая литература:
 
Библия (Ветхий и Новый Заветы (канонические), М., 1990 
 
СОЛНЦЕ ПРАВДЫ     
 
Музыкальная пьеса о жизни Иисуса Христа

На молитвенную память
Моего отца — Александра Фёдоровича,
Моей мамы — Дарьи Михайловны.
Да простит Господь по вашим молитвам
Все их грехи вольные и невольные -
Мыслями, словами и делами.
С надеждой, что Богородица и меня
Вашими молитвами помилует...
   
                                      Действующие лица:
 
Иисус-дитя;
Иисус Христос,   помазанник Божий, основатель христианской веры;
Мария,  непорочная мать Иисуса Христа;
Иосиф,  муж непорочной девы Марии;
Иоанн Креститель (Иохан),  пророк, основоположник крещения водой;
Пётр,  ученик Иисуса Христа;
Фадей,  ученик Иоанна Крестителя;
Пилат (Понтий),  римский прокуратор в Иерусалиме;
Клавдия  Прокула, жена Пилата;
Каифа,  первосвященник Синедриона в Иерусалиме;
Миферкант,  казначей Синедриона;
Гермидий,  биограф Иудеи;
Махель,  фарисей-книжник;

   В сценах:  ученики Иисуса Христа и Иоанна Крестителя, стража, римские воины, народ, детский хор;
  Место действия: акт первый – Назарет; акт второй – берег реки Иордан; акт третий – Иерусалим;
  Время действия: начало первого века новой эры.
   Музыкальным вступлением к каждой картине и лейтмотивом пьесы является мелодия песни «Божья коровка»;
    Нотное оформление музыкальной пьесы представлено в приложении.

                          АКТ ПЕРВЫЙ

                         КАРТИНА ПЕРВАЯ

   Иисус-дитя играет в песке – лепит из песка жаворонков. Подходит книжник-фарисей Махель, обращается к ребёнку-Иисусу

М а х е л ь   (говорит, подчёркнуто строго) Как ты можешь, малыш, в день субботы совершать работу — лепить себе игрушки? Кто тебя научил так себя вести?
И и с у с  (невинно улыбается) В этом есть что-нибудь плохое?
М а х е л ь (повысив голос) Ты разве не знаешь, что в субботу нельзя работать, а тем более заниматься глупостью.
И и с у с (продолжает улыбаться) Я вовсе не занимаюсь глупостью. Вот смотрите (Иисус трижды хлопает в ладоши, жаворонки, сделанные из песка ожили, вспорхнули и улетели). Видите, жаворонки оживают. Я дарю им жизнь… Махель, приставив ладонь к бровям, смотрит в небо с изумлением; хотел что-то сказать, но с досады махнул рукой и быстро ушёл за кулисы.   Иисус сорвал травинку, на которой красовалась божья коровка
И и с у с (говорит скороговоркой)  Божья коровка, полети на небо, там твои детки – кушают конфетки! (исполняет песню «Божья коровка», слова В.Бояринова)

                                              И и с у с
                                                (поёт)
Страсть, какая и сноровка! –
Вся в малиновом соку,
Божья – в крапинку – коровка
Вверх ползёт по стебельку.

Не свернёт, и не вернётся,
Как бы ни был путь далёк.
Всё сильней под нею гнётся,
И пружинит стебелёк.

Не клянёт она дорогу,
На препоны не глядит.
И всё ближе, ближе к Богу.
И уже летит, летит…

                                  КАРТИНА ВТОРАЯ

   Паломники идут на празднование в Иерусалим из Галилеи. Делают привал. Среди паломников Мария с Иосифом и юный Иисус со своими сводными братьями.

И о с и ф  (обращаясь к Марии) уже много лет каждой весной мы ходим всей семьёй на праздник пасхи в Иерусалим, и всякий раз получаем новые неповторимые впечатления.
М а р и я  (мягко улыбается) особенно мне нравится остановка на ночлег
в этом сказочном уголке Аинь – Эль – Харамье. Как прекрасны эти холмы и долины. Вот и вода течёт прямо из скал. А удивительный ковёр цветов поражает своей неповторимой свежестью (с удовольствием вдыхает аромат воздуха). Смотрите, дети,* какие лёгкие, резвые горлицы, а рядом с ними – сизые дрозды. Они так воздушны, что под ними не гнётся даже трава. А вот и хохлатые жаворонки садятся прямо у самых наших ног. Не чудо ли всё это?!
И о с и ф  (говорит в тон Марии) Смотри, Мария, какие стыдливые аисты. Нас ничуть не пугаются. Подходят к нам так близко, словно манят за собой… (немного помолчав). Завтра рано утром мы будем уже в Иерусалиме. Так что ободритесь, мои дорогие!.. Отдохнём и снова отправимся с караваном в путь; (обращается к Иисусу) почему наш молодой мудрец Иисус не восхваляет природу Галилеи, в которой столько чудес, свежей воды и плодов. Смотри: дома утопают в тени виноградников, смоковниц, яблонь, орехов и гранатовых деревьев. А чего стоят галилейские масленичные сады!..
И и с у с  Я всегда нахожусь под благоговейным впечатлением от путешествия. Мне так радостно от общения с родителями и братьями (см. сноску*).    
Удивительное царство земное, но не сравнить его с Царством Небесным!..
И о с и ф   (с умилением) Ты так изменился, Иисус!.. Суждения у тебя стали такими возвышенными.  Мне все соседи говорят: «Иосиф, Иосиф, какой необыкновенный у тебя сын…»

   Детский хор исполняет песню  «Невыразимы» в музыкальном сопровождении свирели.

                                        Детский хор
                                             (поёт)
Невыразимы: Божий свет
И каждая былинка,
Дорога, посох и сума,
Росистая тропинка.

Невыразимы: небеса,
Зарей, венчая землю…
И эту тихую красу
Мы всей душой приемлем…
И солнца луч нам шлёт привет,
И шлют приветы звёзды…
Сверкает в росах лунный свет
На виноградных гроздьях.

Невыразимый ты, Господь,
Что даришь нам понятья:
Как можно этот белый свет
Нам заключить в объятья!..

   Смолкает песня хора. Постепенно гаснет день. Все укладываются на ночлег. Появляются в небе звёзды и луна. Царит тишина.
                                                                                      Конец первого акта

--------------------------
* Двоюродные братья Иисуса

                                        АКТ ВТОРОЙ

                                      КАРТИНА ТРЕТЬЯ

   Берег реки Иордан. Иоанн Креститель, одетый в шкуры, окропляет людей водой из Иордана, посвящая в таинство крещения, проповедует:
И о а н н  (говорит неторопливо) Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Не просите у Господа наград земных.  Отец Небесный лучше нас знает, что нам с вами нужно. Всякий дол да наполнится, и всякая гора да понизится. Надлежит вам исправить всю жизнь (появляется Иисус Христос с двумя учениками; Иоанн обращается к Иисусу)
Не мне следует крестить тебя, но от тебя я должен принять обряд крещения, ибо ты не от мира сего.
И и с у с  (обращается к Иоанну) Только ли сыновей Авраама посвящаешь ты в таинство крещения?
И о а н н  (говорит решительно) Нет, не книжники-фарисеи, не учёные священники достойны, носить титул сыновей Авраама. Бог мог бы их сделать из придорожных камней. Сынами Авраама являются только те, кто напрямую общается с Отцом своим Небесным  (Иоанн окропляет Иисуса и его учеников водой). Над головой Иисуса появляется голубь – символ Духа Святого, послышался голос свыше: «Это сын Мой возлюбленный, Я одобряю его!..»
И о а н н  (вдохновлённый видением и голосом свыше) У меня не осталось сомнений, что тебя, Иисус, послал Всевышний Господь…
И и с у с   (говорит, обращаясь к Иоанну)  Блажен, кто уверовал в Отца Моего Небесного.
Иисус, вместе со своими учениками, уходит за кулисы. Иоанн, в окружении своих учеников,  исполняет песню «Горние звёзды», Слова С.Есенина и Н.Клюева
                                             
                                             И о а н н
                                                (поёт)
Слава нетленному чуду,
Перлом, украсившим свод,
Скоро к голодному люду
Пламенный вестник придёт.

Вот она, вот голубица,
Севшая ветру на длань.
Снова зарёю клубится
Мой луговой Иордань.

Месяц, как лилия, нежен,
Тонок, как профиль лица.
Мир неоглядно безбрежен.
Высь глубока без конца.

Славлю тебя, голубая,
Звёздами вбитая высь.
Снова до отчего рая
Руки мои поднялись.

Будьте ж душой непреклонны
Вы, кому свет не погас,
Ткут золотые хироны
Звёздные руки для вас.

Вижу вас, злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.
                          С песней уходят


                              КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ

   Иисус сидит на возвышении у берега озера, залитого лучами солнца, проповедует своим ученикам.

И и с у с  (говорит с большим чувством) Истинно говорю вам, блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное. Не искажайте свою жизнь пустыми мелочами. Земля для нас — не родина. Родина нам – небо над головой. Человек стоит выше и впереди гражданина. Не книжники, не богатые, не священники будут основателями Царствия Божьего. Это будут женщины, люди из народа, униженные и дети. Истинная религия без жрецов, без обрядностей, основанная на чистом сердце и совести. К чему посредники между человеком и его Отцом Небесным?
   Бог видит одно сердце и чистое чувство, но не лицемеров фарисеев молящихся и творящих милостыню напоказ, ряженных в богатые одежды. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют их и где воры подкапывают и крадут; собирайте себе сокровища на небе, ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
   Что может быть бессмысленнее накопления богатства для наследников, которых никогда не увидишь. Вот вам образец человеческого безумия, когда человек накопив богатство на многие годы, умер, не насладившись ими.
   Если есть здесь среди нас сребролюбивые фарисеи, говорю им: «Горе вам, презирающим хижины бедняков и строящим свои дворцы потом и кровью других. И ещё скажу вам: «Господь не племенное божество, но Единый Всеобщий Бог».
   Кому уподоблю род учеников своих? Он подобен детям, играющим на улице и простодушно говорящим товарищам: «Мы играли на свирели, и вы не плясали, мы пели вам печальные песни, вы не рыдали».
   Царствие Божье принадлежит детям, чтобы войти в него, надо стать, как дитя.
   Вот вижу, подошли к нам двое учеников Иоанна Крестителя, узнаю их и приветствую всей душой (все присутствующие хлопают в ладоши в знак приветствия)
Ф а д е й  (обращаясь к Иисусу) прежде чем сказать о цели своего прихода, позволь спросить у тебя (Иисус одобрительно кивает головой);
Ты ли тот, кто должен прийти в мир? Надлежит ли нам ждать другого?
И и с у с  (обращается к Фадею) О делах моих спроси у присутствующих здесь людей. Я же скажу: блажен тот, кто не усомнится во мне…
Ф а д е й  (удовлетворённый ответом) Мы принесём твой ответ нашему учителю Иоанну Крестителю. Надеемся, что этот ответ застанет его в живых. Сейчас он томится в застенках темницы царя Антипы в крепости Махерон. Мы утешим его уверенностью, что возвещённый живёт уже в мире.
И и с у с  (говорит с большим чувством) Наши учения очень схожи. Но я говорю перед лицом всех собравшихся, что не замалчиваю всех заслуг Иоанна Крестителя и его превосходства. Среди сынов человеческих никто не был выше его. И порицаю фарисеев и книжников за то, что они не приняли его крещения, не последовали его проповедям, но бросили его за решётку и готовы погубить. Но чтобы не случилось, мы в памяти нашей ревностно будем хранить имя его и дела его. Этот постник, питавшийся акридами и диким мёдом, этот суровый каратель неправды, является полынью, приготовивший наши уста к вкушению Царства Божьего (Все присутствующие встают и поют песню «Роза».)
                     
                                               Х о р
                                              (поёт)
На старом камне мох ковром
И роза белая на нём
Растёт чудесная на нём.
Одна печальна и бледна,
Цветёт, как нехотя она,
Но надо цвесть – пришла весна…

ПРИПЕВ:
Порою бурный вихрь промчится,
И грянет гром, и дождь прольёт,
А роза всё цветёт, цветёт,
Встречая ласковый восход.
И ей поёт в тиши ночей
Свои напевы соловей:
— Цвети, цветок, благоухай,
Не увядай, не увядай!..

Тоскою ли посажена,
Томится грустная она –
Весна ей будто – не весна…
Едва повеет ветерок,
Уже и страшно за цветок,
Трепещет каждый лепесток.

ПРИПЕВ:
                    Конец второго акта

                                    АКТ ТРЕТИЙ

                                   КАРТИНА ПЯТАЯ


   Резиденция Понтия Пилата, римского прокуратора в Иерусалиме. Пилат, одетый в тунику ходит озабоченный, скрестив руки у себя на груди. У входа стоят два воина.

П и л а т   (обращается к одному из воинов) Скажи первосвященнику Каифе, пусть входит (воин выходит и вскоре входит первосвященник Каифа и двое слуг вводят связанного Иисуса).
К а и ф а  (едва заметным кивком приветствует Пилата, Пилат отвечает тем же) Тебе следует подтвердить приговор Священного Синедриона о смертной казни преступника Иисуса.
П и л а т  (не скрывая своего недовольства) Что совершил этот человек?
К а и ф а  (говорит непочтительно резко) Он – мятежник, государственный преступник и богохульник. Он присвоил себе звание «Царь Иудейский», а кроме того, он обращается к народу с призывом не подчиняться римскому правителю, не платить ему подати.
П и л а т   (пристально смотрит на Иисуса, обращается к нему) Что на это обвинение скажешь?
И и с у с  (отвечает не сразу)  Судите сами…
К а и ф а  (повышая голос) Здесь есть свидетели, которые могут подтвердить обвинение. Могу позвать их…
П и л а т  (вздыхая) Не надо свидетелей. Развяжите Иисуса и оставьте нас с ним одних; я сам допрошу его (воины развязывают Иисуса; Каифа и его слуги удаляются;  Пилат обращается к Иисусу) Это правда, что ты призывал народ к мятежу против римлян и запрещал платить подати Кесарю?   
И и с у с  (отвечает спокойно) Нет ничего более несправедливого, чем это обвинение. Мое учение никогда не было тайным. Можете спросить всех, кто меня слышал. Зачем смущать жизнь пустыми мелочами, существующий мир не стоит того, чтобы о нём заботиться. Для человека не земля его родина. Его родина – небеса. А настоящая свобода для него – это Истина.
П и л а т   (заинтересовавшись) Что есть Истина?
И и с у с  (говорит вдохновенно) Над силой можно восторжествовать благодаря чистоте души.  Всё, что есть высокого в глазах людей, всё это в глазах Божьих – ничто, ибо всё земное дирижируется с Небес. Свобода и право не от мира сего…
П и л а т   (после небольшой паузы) Но свидетельствуют, что ты провозгласил себя  «Царём иудейским»
И и с у с  (говорит убедительно)  Царство моё не от мира сего. Царство есть Истина и моя цель провозгласить Истину.
П и л а т  (колеблется) Мне труден для понимания этот высший идеализм. Непонятно, что из-за таких пустяков требуют казни
(входит жена Пилата Клавдия Прокула; отводит Пилата в сторону).
К л а в д и я   П р о к у л а  (говорит негромко) Я сегодня видела во сне этого героя — Иисуса. Мне было сказано, что кровь его будет незаслуженно пролита. Опасайся, друг мой, несправедливого приговора...
П и л а т  (заинтересовавшись) Скажи, как это было?
К л а в д и я   П р о к у л а  (исполняет песню «Шел он от дома к дому», слова И.Сталина (Джугашвили), пер. с грузинского Л. Котюкова

                                           Д а р о н а
                                               (поёт)
Ходил он от дома к дому,
И в двери чужие стучал.
Под старый дубовый пандури
Нехитрый напев звучал.

В напеве его и в песне,
Как солнечный луч, чиста,
Жила великая правда –
Божественная мечта.

Сердца, превращённые в камень,
Будил одинокий напев.
Дремавший в потёмках пламень
Взметался выше дерев.

Но люди, забывшие Бога,
Хранящие в сердце тьму,
Вместо вина — отраву
Налили в чашу ему.

Сказали ему: — Будь проклят!
Чашу испей до дна!..
И песня твоя чужда нам,
И правда твоя не нужна!

П и л а т  (задумавшись) Благодарю тебя, Клавдия! Попробую спасти его от смерти, чтобы совесть наша была спокойной. (Клавдия Прокула уходит; Пилат трижды хлопает в ладоши; входит Каифа; Пилат обращается к нему) Предлагаю, по существующему в Иудеи обычаю, по желанию народа в честь праздника пасхи отпустить этого несчастного «Царя иудейского» указывает на Иисуса; Каифа с недоумением пожимая плечами, уходит; вскоре послышались недовольные голоса толпы с улицы.
Т о л п а  (скандирует с улицы) Распни его! Пригвозди его!
П и л а т (открывает балкон, обращается к толпе, поднимая правую руку вверх, успокаивает их) А если кровь Иисуса окажется невинной?!
О т д е л ь н ы е   г о л о с а  «Да падёт его кровь на нас и на наших детей!»
Т о л п а  (ревёт) Распни его! Пригвозди к столбу! (входит Каифа)
К а и ф а (обращается к Пилату с вызывающим цинизмом) От имени Священного Синедриона объявляю, что закону угрожает опасность, если преступник и богохульник Иисус не будет казнён. Народ всё труднее сдерживать от прямого мятежа. Тиберий твоей лояльностью к преступнику будет недоволен.
П и л а т  (после некоторого молчания) Что ж берите его и по закону вашему судите…
К а и ф а (не задумываясь) Нам не велено римскими законами никого предавать смерти. Пусть твои воины казнят его. Пусть они пригвоздят его к позорному столбу, как этого требует народ…
П и л а т  (говорит Каифе, указывая на Иисуса)  Кровь этого несчастного будет не на мне, а на вас. Я умываю свои руки (Пилат подаёт знак воинам. Иисуса уводят. Каифа уходит. Пилат, оставшись один, восклицает) Воистину, фанатизм не знает границ!..
                                                                                               Уходит
                                                
                                   КАРТИНА ШЕСТАЯ

Лунное, звёздное небо. В глубине сцены едва заметны очертания скалы и двух стражников. От стражников медленно идёт к авансцене Миферкант; одновременно вдоль авансцены неторопливо идёт  Гермидий. При встрече они приветствуют друг друга.

М и ф е р к а н т  (уважительно) Это ты, Гермидий, приветствую тебя!
Г е р м и д и й  (почтительно) Я тоже не сразу узнал тебя, Миферкант, также прими и мои приветствия!
М и ф е р к а н т   Ты идёшь ко гробу Христа?
Г е р м и д и й   Да, хочу окончательно убедиться, что Христос был обманщиком, выдавая себя за Сына Божьего. Вот уже пошёл третий день, как он лежит мёртвый в гробнице, как и подобает, лежать обычному смертному. А ты идёшь от гроба Христа?
М и ф е р к а н т (утвердительно кивает)   По распоряжению Пилата я, как казначей Синедриона ежедневно прихожу сюда выплачивать деньги страже, которая стоит у гроба Христа (вдруг, небо стало быстро светлеть) 
Г е р м и д и й  (восклицает) Смотри, смотри, становится светло, как днём. Откуда этот свет?!
М и ф е р к а н т  (указывая рукой вверх) Гляди, сверху сияющее облако!
Оно быстро спускается к гробу Христа, и над землёй показался человек, как бы весь светящийся! Раздался удар грома на небе и на земле. Стражники у гроба Христа попадали ниц лицом, послышались крики и вопли стражников: «Христос воскрес! Христос воскрес!» Миферкант и Гермидий поспешили к гробнице Христа.
Г е р м и д и й   (обращаясь к Миферканту) смотри, Миферкант, камень от гробницы отвален, а сама гробница пуста. Нет тела погребённого Иисуса!.. Что теперь нам следует делать?
М и ф е р к а н т  (решительно) Срочно идём к Пилату!.. (появляется множество людей и все кричат: «Христос воскрес! Христос воскрес!» Происходит невероятная суматоха и шум. Появляется малыш, одетый в белые одежды. Все стихают. Мать-Мария берёт малыша на руки, ходит с ним и поёт песню «Легенда», слова А.Плещеева. Детский  хор вторит ей припевом.

                                М а р и я   и   д е т с к и й   х о р
                                                 (поют)
Был у Христа-младенца сад
И много роз взрастил он в нём.
Он трижды в день их поливал,
Чтоб сплесть венок себе потом.

Когда же розы расцвели
Детей еврейских созвал он;
Они сорвали по цветку
И сад был весь опустошён.

ПРИПЕВ:
Взрастятся цветы,
Воскреснет любовь,
Коль живы мечты
В счастливую новь!..

— Как ты сплетёшь себе венок,
В твоём саду нет больше роз?
— Вы позабыли, что шипы
Остались мне, — сказал Христос.

И из шипов они сплели
Венок колючий для него,
И капли крови вместо роз
Чело украсили его…

ПРИПЕВ:

Все присутствующие на сцене торжествуют. Празднуют победу добра.

Г е р м и д и й  (громко  восклицает) Вот оно – восходящее Солнце Правды!..
                         Конец спектакля
 
 
 
 
     РОЖДЕСТВО ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
                                        Детская музыкальная пьеса
 
                                   Действующие лица и исполнители:
 
Мария -Пресвятая Богородица, мать Иисуса Христа
Иосиф — муж Марии;
Ангел  (благовестный
Пастух
Пастушок
Волхв — мудрец Востока
Ирод — царь Иудейский
Первосвященник из Иерусалима
 
   В массовых сценах принимают участие: пастухи, волхвы (мудрецы Востока), первосвященники и книжники земли Иудиной, детский хор, детский танцевальный ансамбль, флейтисты, трубачи. 
 
Место действия: Иерусалим, Вифлеем;
Время действия: конец первого века до новой эры.
 
                    Краткая сюжетная канва музыкальной пьесы:
 
      В Галилее объявлена перепись населения. Иосиф с женой Марией, ожидающей ребёнка, покидают Назарет и направляются в родные места – в Вифлеем. Ангел возвещает пастухам благую весть о рождении Спасителя. Те, пораженные видением благовестного ангела, сообщают об этом и семье Марии. Младенец наречён по повелению ангелов Иисусом.
      Ирод, правитель Иудеи, услышав о рождении необыкновенного младенца, встревожился и тайно призвал трёх восточных волхвов (мудрецов), чтобы те разузнали о нём. Свет звезды им указует путь в Вифлеем. Узрев младенца, волхвы поклоняются ему, осыпают его дарами и, не возвращаясь к Ироду, отправляются к себе на Родину. Мария с младенцем Иисусом и её муж Иосиф спешно покидают Вифлеем, уходят в Египет до лучшего времени. Ирод в бешенстве приказывает избить всех младенцев в Вифлееме, начиная от двухлетнего возраста. Но Божественная Истина восторжествовала. 
 
 
                                              ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
 
                                               КАРТИНА ПЕРВАЯ
 
   Ранним утром на зелёной поляне под смоковницей, сидит пастух с пастушком. Пастух обучает молодого пастушка игре на пастушьей флейте.
П а с т у х (обращается к пастушку) Смотри, слушай и запоминай: так звучит для всех пастухов сигнал «Сбор коров и пригон их домой» (сигнал — 1):
Вот так звучит сигнал «Выгон коров» (сигнал — 2):
А вот сигналы разговора двух пастухов – «Где ты?» (сигнал — 3),
«Слышу тебя, я – близко!» (сигнал — 4), «Я далеко» (сигнал — 5):
П а с т у х  (протягивает флейту молодому пастушку) Повтори наигрыши на флейте, которые мы разучивали с тобой вчера, а затем, будем вместе с тобой разучивать сигналы «Разговоры двух пастухов»
П а с т у ш о к (берёт флейту у старшего пастуха, исполняет «Наигрыши на флейте» — 6:
   Едва только пастушок исполнил наигрыш, появился светлый Ангел Господен и, слава Господня осияла пастухов ясным, чудесным светом, так что пастухи были исполнены великим страхом.
А н г е л (к великому удивлению пастухов, исполнил «Наигрыш на металлической трубе» — 6, затем обратился к ним с утешением)
    Не бойтесь и не волнуйтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет возвещена и всем людям, ибо ныне родился вам Спаситель в городе Давидовом, в Вифлееме. Имя нарождённому — Иисус Христос; и вот вам знак: вы найдёте чудесного Младенца в пеленах, лежащего в яслях. Вам  оказана великая честь, узнать об этом чудесном событии первыми из всех жителей Назарета.
   Хор небесный исполняет песню «Торжествуйте, веселитесь!..»
Торжествуйте, веселитесь,
Люди добрые, со мной.
И с восторгом облекитесь
Ныне радости святой.
 
Нынче Бог родился в мире,
Бог богов и Царь царей.
Он родился не в хоромах
И не в каменных домах.
 
Он родился в бедных яслях,
Спеленённый пеленой.
Торжествуйте, веселитесь,
Люди добрые со мной!
 
Много лета, много лета,
Много лета, лета, лета,
Много лета, лета, лета,
Слава нашему Христу!..
А н г е л (обращается к пастухам)  Слава в вышних Богу, да будет на земле мир, в человеках – благоволение!.. (Ангел уходит за кулисы в сопровождении мелодии песни «Торжествуйте, веселитесь!..»)
П а с т у х (исполняет песню «Я сижу в раю»):
Я сижу в раю, я беседую, я советую;
Я советую, дума думаю, дума думаю.
Дума думаю, всё про Господа и про Иисуса Христа.
Про Иисуса Христа, про Спасителя, про Спасителя.
Как бы дал мне Бог, и создал бы Господь, и создал бы Господь
Или утицей и голубицей, и голубицей сизопёрую.
Сизопёрую, сизокрылою, сизокрылою;
Полетел бы я до Иисуса Христа, до Спасителя.
      Пастух обращается к пастушку, взяв его за руку. Давай незамедлительно поспешим в Вифлеем и посмотрим своими очами, что там чудесное совершилось, о чём известил нам Господь? А потом вернёмся в Назарет и сообщим ангельскую благую весть сестре Марии   и всему её семейству о чудесном рождении Спасителя нашего Иисуса Христа.
                                                               Поспешно уходят за кулисы.
 
                                                КАРТИНА ВТОРАЯ
 
   Тронный зал царя Иудейского Ирода. На троне, окружённый придворной знатью, восседает царь Ирод самодовольный, но угрюмый и озабоченный. Детский хор исполняет песню-здравницу царю Ироду «Слава!..»
Уж как слава Тебе Боже на небеси, слава!..
Государю нашему на сей земле, Ироду — слава!..
Его цветное платье не носится, слава!..
Его верные слуги не старятся, слава!..
Его многие кони не ездятся, слава!..
Мы песню сию государю Ироду поём, слава!..
Государю поём, ему честь воздаём, слава!
Славословим, славословим: слава! слава! слава!..
Слава, слава, слава, слава, слава!.. (песня смолкла)
       В зал вошли три волхва с Востока благородные и пр


Нет комментариев  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования