Особо ценные природные территории
»
Обсуждения
Кто пригоден для управления ОЦПТ?
окт 26, 2009 | 11:10
Специалистов такого профиля в России не готовят. Начальный вопрос для обсуждения: какие сильные и слабые стороны при привлечении к управлению ОЦПТ гуманитаров, лесоводов, биологов, менеджеров, профессиональных чиновников-управленцев?
Комментарии
Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Если мы говорим об ООПТ высокого уровня охраны (заповедники, национальные парки) это одно, это федеральная собственность в управлении целым штатом сотрудников, специально для этого предназначенных. Тогда это вопрос компетенции директора заповедника и его замов по охране, по науке, по просветительской деятельности. Соответственно зам по науке должен быть учёным. Зам по просвещению должен быть искусствоведом, педагогом, турменеджером или экологом, смотря по профилю заповедника. Зам по охране должен быть профессиональным охранником. Директор должен уметь решать внешние проблемы с министерством, бюджетом, судами, местными администрациями и т.п.
Если мы говорим о природных парках и заказниках областного подчинения, где штат сотрудников определяется финансовыми возможностями регионального министерства природных ресурсов, то зачастую постоянный штат состоит из одного-двух человек, а земля часто находится в другой собственности (частной, муниципальной, сельской администрации, гослесфонда). Тогда целевое управление (на развитие рекреации, на воспроизводство охотничьих животных, на сохранение уникальных природных или культурных объектов) обязательно сочетается с интересами хозяйственной деятельности собственника, это совсем другой коленкор! Такому управляющему лучше получить образование юриста-дипломата в МГИМО :))) Если, конечно, он не является по совместительству собственником этой территории ;)
Если мы говорим о территориях низкого уровня охраны (памятники природы, курортные зоны, лесные резерваты) то ими, как правило, на всю область или край занимается всего один человек! А таких территорий может быть несколько сотен! Такой управляющий не может за всю свою жизнь даже хотя бы по одному разу посетить их все! О каком управлении может идти речь?
Единственное что он может делать, сидя за столом в министерстве в областном центре, это собирать информацию об объектах своего управления от собственников, научных экспедиций, журналистов СМИ, работников милиции и прокуратуры, пожарников, местных администраций, общественных природоохранных организаций и составлять обобщающие отчёты и запросы и предписания по отдельным конфликтным ситуациям. Тогда управленцу лучше всего быть с журналистским образованием, журналисты хорошо справляются с обработкой оперативной информации :)
Например, российские законы, писанные для музеев-заповедников, очень некорректно относятся к природной составляющей. Тем не менее, в пушкинском Михайловском (Псковская область), управление всегда было высококлассным и природа там в таком состоянии, что некоторым природным заповедникам стоит поучиться. Хотя в штате, практически нет и не предполагаются сотрудники-природоохранители. А многие наши природные заповедники, которые, как Вы сами замечаете, охраняются самыми строгими правилами, да ещё на федеральном уровне подчинения настолько далеки от совершенство, что бывает непонятно: заповедник ли это? Возможно, Вам знакомы высказывания на этот счет классика заповедного дела Ф.Р. Штильмарка.
Я вполне принимаю, Ваш подход. Но, уверен, беда ОЦПТ не в уровне подчинения, не в количестве выделяемых средств и людей, не в умении ладить с властями (хотя всё это нужно), а в качестве их работы. Это вроде как квартиры горожан. Их хозяева могут быть бедными, могут быть богатыми, но их опрятность и эстетические характеристики указывают лишь на умение домовладельца управлять своим хозяйством. Мне кажется, до тех пор, пока управлять ОЦПТ будут журналисты или наш брат биологи (я сам профессиональный эколог), до тех пор все критические замечания, высказанные в адрес таких территорий, останутся актуальными.
Насколько я понимаю, Вы рассматриваете проблему в плоскости антиномии «хорошо управляется — плохо управляется», при этом никак не формулируете «что такое хорошо и что такое плохо». Вы ссылаетесь на критические замечания, высказанные в адрес таких территорий, но ни одного замечания конкретно не приводите. Поэтому весьма непросто понять, что Вы имеете в виду под качеством управления? Не ясны требования, которые Вы считаете обязательными или желательными у людей занимающихся управлением ОЦПТ.
Должен заметить, я вовсе не склонен классифицировать ОЦПТ на плохие, хорошие и средненькие, на мой взгляд такой пдход был бы и не вполне объективным и не конструктивным.
Я полагаю, что система управления зависит от сложности объекта и целей управления, соответственно у людей управляющих разными объектами — разные управленческие функции, разные цели и разные результаты их деятельности. Поэтому и требования к управленцам разными ОЦПТ неизбежно необходимо разные. Поэтому на Ваш вопрос «Кто должен управлять?» нет однозначного ответа. Одними типами ОЦПТ должны управлять одни люди, с определённым образованием и личностными кацчествами, другими типами ОЦПТ должны управлять совсем другие люди с другим образованием и другими качествами. Потому что у них функционал совершенно разный.
Простой пример.
Хороший командир взвода из 30 человек, лейтенант, должен обладать одними качествами и образованием, позволяющем выполнять тактические задачи. Он должен владеть стрелковым оружием, навыками рукопашного боя, маскировкой и распределением секторов огня.
Хороший командир бригады из 3000 человек, полковник, должен обладать другими качествами и образованием, позволяющим решать оперативные задачи. Ему вовсе не обязательно быть ворошиловским стрелком, разбирать автомат за 20 секунд или метать в цель штык-нож. Он должен уметь распределять силы и средства по подчинённым подразделениям, добиваясь локального превосходства над противником для обеспечения выполнения поставленной командованием задачи.
Хороший командующий фронтом, генерал, который управляет 300 000 человек, должен обладать совершенно другими качествами. Он должен уметь анализировать разведданные, разгадывать замысел противника, перехватывать стратегическую инициативу, формулировать стратегические задачи для подразделений и добиваться перелома в войне.
И лейтенант и полковник и генерал могут быть сведущи в военном деле и профессиональны, но каждый на своём уровне и они не взаимозаменяемы.
Опять же командир стройбата и капитан атомной субмарины, хоть и управляют примерно одинаковым по численности коллективом, но требования к образованию и личным качествам у них совершенно разные. Сложно представить себе успешного сапёра на капитанском мостике ракетного крейсера.
Если человек хорошо справляется с обязанностями лейтенанта, это вовсе не означает, что он так же хорошо будет управлять целым фронтом. Если человек хороший зам директора по охране заповедника, это вовсе не означает, что он с успехом может и научный отдел возглавить или сидя в министерстве отвечать за управление 300 памятниками природы, разбросанными на территории в десять Франций и на которых ведётся разнообразная хозяйственная деятельность различными собственниками этих земель. Цели и функции управления в данном случае разные и управленцы нужны разные, для каждой конкретной деятельности лучше подходит свой особенный тип людей. Универсальных категорий быть не может.
Я согласен с Вами, что любому управленцу полезно знать теорию систем, кибернетику, социальную психологию, но не это является мерилом успешного руководителя, а специфические специальные знания и навыки сообразные объекту, которым он управляет.
Ваш пример с квартирами горожан — один управляет только своей квартирой, другой многоэтажным домом, третий гостиницей, четвёртый целым районом города, пятый сетью отелей по всему миру, шестой возглавляет департамент ЖКХ всей страны. И люди все разные, с разными способностями и образованием. При этом опрятный хозяин может быть плохим главой департамента, при котором подчинённые занимаются воровством и взяточничеством, а у директора образцового отеля дома пыль на подоконнике и немытая сковородка в раковине.
Наша национальная беда в том, что проблему качества работы ОЦПТ ощущают единицы. Нет социального запроса на подготовку управленцев такого рода.
Реальные управленцы не склонны заявлять о своих слабых местах. Это естественно. Поэтому крайне трудно найти директора музея-заповедника или национального парка, который согласился бы на прилюдное обсуждение и анализ слабых мест своей работы, своих сомнений и ошибок. Особенно сегодня, в январе 2010-го. Только что, в конце прошлого года, за короткий срок уволено более десятка директоров природных заповедников России. Уволены за откровенно не качественное управление. Кому же участвовать в дискуссии? Только «посторонним», которые обременены профессиональными знаниями в смежных областях и тем, кто работает над исследованием сходных проблем. По этой причине, хочется увидеть спектр людей, которых тема задевает.
Честно говоря, заявляя эту дискуссию, я надеялся в основном обсуждать вопросы внутренней организации и внутреннего управления соответствующих территориальных комплексов. Ваше, Андрей Геннадиевич, участие в дискуссии, показало, например, что на просторах России есть люди, которые думают о проблемах управления системами ОЦПТ. Я наивно полагал, что такие люди сосредоточены лишь в наших столицах. И говорить об управлении системами ОЦПТ актуально лишь в московских или петербуржских кругах. Оказалось это не так.
Мой личный опыт на этот счёт не весел. В 1970-х годах я занимался управлением ООПТ в рамках Самарского региона. И в ту пору понял, что не может быть качественной сети ООПТ без грамотного менеджмента на местах. Но проблемы внутреннего управления территориями никак не зажигает москвичей. Для многих из них это проблема местичковая, узкая, не серьёзная.
Конечно, стоит оговаривать, о чём мы спорим. Из вашего выступления, Андрей Геннадиевич, я ещё понял (точнее подозреваю, что понял), что у нас с вами совершенно противоположные представления о сложности объекта.
В моем понимании недопустимо говорить о сложности объектов сообразно шкале объединения составляющих:
— заповедник – это объект малой сложности;
— региональная система заповедников – это объект большей сложности;
— национальная система заповедников – это объект высокой сложности.
Я такой подход отвергаю. Мне кажется, что самый маленький памятник природы, где нет ни одного штатного сотрудника, ничуть не менее сложен как объект управления, чем крупный музей-заповедник или национальный парк, где работают сотни сотрудников, и уж тем более не менее сложен, чем любая система ОЦПТ. Так мы договоримся до того, что врачей запишем в список людей, работающих с примитивными системами (конкретными людьми), а руководителей регионов – в список управленцев сложнейших из систем…
И ещё о хорошем и плохом управлении. Дискуссию о качестве внутреннего управления территориями, мне кажется, можно при небольшом числе участников определять грубо. Если в конкретной ОЦПТ проявляется эффект сбережения ресурсов и наследия – это показатель нормального управления. Если ресурсы и наследие деградируют или интенсивно изменяются – это показатель управления ненормального, недопустимого.
Что касается Мещёрского заповедника, то насколько я знаю, такого в России нет и никогда небыло. Если вы нечаянно так назвали национальный парк «Мещёра» или национальный парк «Мещёрский» (это разные организации) то они мне хорошо знакомы. Я там бывал не как отдыхающий, а как исследователь. И в том и другом парке тоже есть проблемы. В том числе и связанные с мусором. Парки отличные. нужные. Я эти территории очень люблю и даже поэтизирую в разговорах с друзьями. Надеюсь, мы говорим об одних и тех же местах. Из вашего письма непонятно.
И наконец о недоразумении. Что из моих высказываний о москвичах взволновало вас? Я не уловил. Я вроде их не ругаю и не хвалю. Просто констатирую особенности их интересов.
Рощевский