P Развитие и укрепление системы духовно-нравственного и патриотического воспитания как одного из основных институтов гражданского общества » Блог

Профессор, Почетный доктор наук Российской Академии Естествознания, кандидат педагогических наук

Bookmark and Share




Духовные доминанты современного отечественного образования

ноя 15, 2011 | 20:11
Духовные доминанты современного отечественного образования
Показаны возможности национальных духовных традиций для модернизации российского образования. Выделены базовые национальные ценности: соборность, национальный долг, православие, — которые могут быть использованы для организации современного воспитательного процесса

духовность,   ценности,   воспитание,   национально-государственная идеология

Demonstration of the facilities of national spiritual traditions for modernization of Russian education. Definition of the basic national values are defined: conciliarism, national duty and Orthodoxy — which can be used for the organization of modern education process

 spirituality,   Values,   education,   national state ideology
В современном отечественном образовании обращают на себя внимание две тенденции. Тенденция первая. Идёт абстрактная универсализация. Что во многом обусловлено приоритетом науки, определяющей его не только естественно-математические, но и гуманитарные компоненты содержания образования, что ведёт к сближению национальных систем образования и по содержанию, и по функциям, и по организации.
Тенденция вторая – движение в сторону сохранения и развития национальных основ реально существующей системы образования, возрождения традиций русского образования как средоточия духовных ценностей и национальных идеалов. Российские мыслители рано или поздно, не всегда обращали своё внимание на образование как фактор возвеличивания России. Связывание педагогических проблем с темами современности, проблем школы и жизни, раскрытие в теории и живом творчестве пути целостной школы есть задача нашего времени. И.А. Ильин писал: «Судьба будущей России лежит в руках русского учителя…Дух национального воспитания необходим каждому русскому и каждому здоровому человеку». «Учитель должен сам твёрдо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить его в детях, укреплять и развивать», – уточняет он. Называет и средства воспитания, такие как: язык, поэзия, история, песня, молитва, сказка, жития святых и героев, армия, территория, экономика [1, с. 12].
Современная педагогическая мысль, находясь под глубоким влиянием общей тенденции секуляризации, страдает натурализмом. Преодоление педагогического натурализма, то есть признания, что тайна роста человека, его духовного становления не может быть понята вне религиозных установок культурного сознания, является необходимой теоретической предпосылкой педагогического процесса. Основным процессом в жизни человека следует признать не физическую и не психическую сторону в нём, а духовную, которая глубже разделения физического и психического мира и которая носит залог целостности. Именно духовный процесс заключает в себе ключ к пониманию всего, что происходит в человеке. «К духовному росту, – писал В.В. Зеньковский, – нельзя прийти через развитие психических сил – интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется этим развитием душевной периферии» [2, с.131]. Принцип целостности в воспитании, выдвинутый ещё древними греками, предполагает всестороннее развитие человека, формирование и полноценное развитие всех сил, всех сторон в нём – интеллектуальных, нравственных, эстетических. Но не то «гармоническое» их развитие, которое не отвечает ни внутренней структуре человека, ни условиям его созревания, – а развитие, соблюдающее принцип внутренней иерархичности в человеке. «В человеке не только всё личностно, но и личность живёт «всем» – оттого нельзя развитие личности оторвать от
физической, психической, социальной её жизни. Нужно только помнить иерархическую взаимосвязанность всех этих сторон в личности, их инструментальное значение в развитии основного начала в личностно-духовной жизни» [2, с.153].
При всех различиях понимания духовности и духовного, связанных с традициями светской и религиозной мысли, общим для них является понимание духовности как высшего уровня развития и саморегуляции личности, на котором основными мотивационными регуляторами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Духовное становление личности, таким образом, предполагает выход за пределы эгоцентризма и подключение к созидательной энергии надындивидуальных общностей или высших сил, ориентацию личности на широкий спектр общечеловеческих и трансцендентных духовных ценностей, направленность на познание ценностей, универсальной связи вещей и всех явлений и целесообразную деятельность внутри этой связи.
Здесь возникает естественный вопрос о критериях ценностей подлинной духовности. Специфика основных, тем более высших, духовных ценностей необъяснима в рамках распространённой концепции субъектно-объектных отношений. Ценность имеет сложную многоуровневую структуру и выражает наиболее общие типы отношений между субъектами любого уровня от личности до общества в целом. Межсубъектные отношения опосредованы на соответствующих уровнях объектом-носителем, его значимостью, нормой и идеалом, которые взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. Духовные ценности, таким образом, функционируют на уровне идеала, наиболее адекватно проявляясь в религии, искусстве, нравственности как видах собственно духовной культуры с её высшими ценностями, таким, например, как вера, любовь и красота.Ценности идеала пронизывают, конечно, всю сферу человеческой деятельности, но их воздействие значительно ограничивается уже на уровне нормы и, тем более, значимости, где образуются социально-политические ценности, соответственно, морали, права, политики и экономики.
Главная особенность ценностных отношений, прежде всего в том, что они включают в себя не только должное (норму), но и желаемое, связанное с добровольным свободным выбором, душевным стремлением. Поэтому ценности выражают также отношения между людьми, которые не разъединяют людей, а, напротив, объединяют, собирают их в общность любого уровня: семью, коллектив, нацию, государство, общество в целом. Отсюда следуют и основные свойства ценностей, определяющие их роль и функции в обществе: внутренняя свобода человеческого самоопределения; социальная значимость материального носителя, имеющего ценностную основу; невозможность логического доказательства наличия или отсутствия отношений ценностного уровня [3]. Благодаря этим свойствам, общечеловеческие ценности, какими бы неосуществимыми они не казались, образуют в структуре социального субъекта (личности, народа) тот ценностный стержень, который духовно укрепляет человека и целый народ. Именно ценностные отношения определяют глубинные основы народной жизни. Ядром этих отношений являются собственно духовные ценности, которые, в свою очередь, по-особому преломляются в характере народа, образуя уникальный мир ценностей российской духовности.
Критериями подлинной духовности являются: бескорыстность, искренность, совесть. «Изо всех земных существ один человек может относиться к себе самокритически… в смысле сознательной отрицательной оценки самого способа своего бытия и основных путей своей жизни, как не соответствующих тому, что должно быть»[4, с.629].С.С. Аверинцев считает: «для русских антиномии, заключённые во власти над людьми, в самом феномене власти, оставались из века в век – чуть ли не с тех пор, как Владимир усомнился в своём праве казнить, не столько задачей рассудка, сколько мучением для совести» [5, с. 235]. Это означает, что все общечеловеческие ценности, в том числе и западной цивилизации, в русском сознании преломляются по-своему. Для русского духа, в отличие от западного мировоззрения, нет полутонов, средних линий, для него вера и безверие одинаково безмерны, а душа открыта, отзывчива и чиста.
Современная попытка преобразовать жизнь в России базируется на идее прогресса, понимаемого как движение человечества по единому пути и в одном направлении; и этот путь есть путь европейской цивилизации. Идёт абсолютизация пути, пройденного Европой, – пути формирован6ия «естественного права» человека на эгоизм, «войны против всех» (Гоббс). Но этот путь при всей выразительности успехов в деле повышения материального благосостояния чреват громадными духовными потерями. Несёт он и другую угрозу: «Идеологические воздействия иного этноса на неподготовленных неофитов действует подобно вирусным инфекциям, наркотикам. Массовому алкоголизму. То, что на родине рассматривается как обратимое и несущественное отклонение от нормы, губит целые этносы, неподготовленные к сопротивлению чужим завлекательным и опьяняющим идеям» [6, с. 183].
Можно попытаться войти в круг цивилизованных народов, в чужой суперэтнос, – справедливо отмечал Л.Н. Гумилёв, – но ничего не даётся даром. Надо осознавать, что ценой присоединения в любом случае будет отказ от отечественных традиций, нравственности, иерархии ценностей и последующая культурная ассимиляция» [7].
Анализ преобразований, происходящих в российском обществе, показывает, что в основе этих преобразований лежит чёткая система ценностей, вполне понятных и естественных для западной цивилизации, но исторически чуждых российской цивилизации. Богатство как идеал западного образа жизни даже сейчас в России с большим трудом воспринимается как ценность для большинства населения. На русской почве произрастают идеи другого порядка – идеи гуманизма и сострадания, любви и милосердии, всечеловечности и соборности.
Исторически жизнь народов вариативна и обусловлена целой совокупностью факторов: природно-климатическим и географическим положением, социально-хозяйственными условиями, конфессиональной принадлежностью, возрастом этноса и др. В случае изменения системы ценностей в обществе объективно может происходить два процесса: потеря национальной самобытности, либо отторжение навязываемой системы ценностей.
Единой дороги, по которой идут все народы, нет. У каждого народа свой путь, своя история, свой духовный опыт. Установление общего миропорядка, попытка формирования единого образа жизни, стандартизированной системы нравственных ценностей не может быть оценена позитивно. И потому думается, что России придётся выбирать свой, российский путь, который, в том числе, не принесёт разрушения души народа, в которой естественно «впишутся» исторически создавшийся менталитет народа, его нравственные ориентации и установки.
Сфера образования, как основа мировоззрения, национального самосознания и гражданского воспитания, является источником духовного, нравственного, интеллектуального, культурного и профессионального развития отдельной личности и народа в целом. Сегодня образование в России, в результате превалирующего действия первой тенденции, равно как и других обстоятельств, стало безнациональным и духовно ослабленным. Системный кризис, охвативший всё наше общество, усугубляется кризисом духа, кризисом воспитания, разложением духовных основ самого человека: его воли, мышления, веры, совести. Поиск конструктивных вариантов путей выхода из кризиса связан с ответом на вопрос: есть ли у нас идеи и принципы русского образования, могут ли быть они сформулированы сегодня или в ближайшее время. Ответ один, и он положительный. Можно выделить три идеи, которые должны, наверное, стать основой. Идея соборности, идея национального долга, идея русского космизма. Эти идеи, имеющие колоссальный образовательный и воспитательный потенциал, определяют приоритетные пути духовного становления личности.
Путь первый. Очевидна необходимость создания национальной системы воспитания. Обратимся к русским духовным подвижникам. Ф.М. Достоевский призывал к усиленному распространению образования, как первому шагу всякой деятельности. Рядом мудрое суждение Л.Н. Толстого: «Всё яснее вижу, что ключ ко всему воспитание. Там развязка всему, это самый длинный, но верный путь»[8].
Наиболее известное у нас обоснование идеям национального воспитания принадлежит К.Д. Ушинскому. Основным фактом, из которого исходит великий педагог, является наличие у всех великих народов своей национальной системы воспитания. В основе каждый из этих систем лежит свой особый принцип, исходящий из особенностей нации как естественного стиля и формы культуры. Так, принципом английского воспитания является выработка характера, свободного самоуправления, идеала гражданина. Принципом германской системы воспитания является наука. Для Франции характерно стремление к внешнему приложению научного знания. Наконец, для американской системы образования характерно безудержное движение вперёд, настойчивость, заставляющая всегда стремиться к новому, искать новейшие методы и формы образования.
Устанавливая факт различия воспитательных систем отдельных народов, К.Д. Ушинский отмечает в отечественной системе воспитания отвлечённое подражание иностранным образцам и её беспомощность [9]. Поэтому воспитание и не могло принести своих плодов, и русский народ остаётся по-прежнему в массе своей недостаточно образованным.
Воспитание и образование в школе, прежде всего, должно стать народным, «проникнуться идеалом народной души», основываться прежде всего на собственной культуре. Необходимо полное и цельное воспитание и образование, освоение всем молодым поколением важнейших компонентов отечественной культуры, сопряжённой с культурой, накопленной человечеством. Без этого невозможно воспитание национального самосознания и, как следствие, полноценное вхождение в мировое культурное пространство.
Национальной культуре принадлежит огромная роль в воспитании и духовном становлении человека. Однако характерной чертой отечественного образования является именно культурная неосведомлённость, отсутствие кругозора и масштабного знания. Знания о России, её культуре скупы и неполны. Многим и многим школьникам просто неведомы важнейшие явления русского духа. Общественное сознание также мало уяснило ведущие идеи и особенности родной культуры. «Незнание России посреди России» (Н.В. Гоголь) и есть коренная причина ослабления национального самосознания и размытого национального самоуважения. Не удивительно, что большая часть нашей духовной культуры до сих пор не оценена по достоинству. А культурные ценности, известные нам, не стали достоянием выпускников образовательных учреждений.
Вместе с тем в любой развитой стране родная культура превыше всего. Значит, современной отечественной школе необходимо избрать путь усиленного изучения русской культуры в целях укрепления национального культурного самосознания как фундамента, на котором может быть построено духовное здание нашей современности.
В основу национальной системы воспитания должен быть положен принцип, составляющий отличительную особенность народа, и который, следовательно, должен стать целью нашего воспитания. К.Д. Ушинский в своих размышлениях обрисовал требование национального воспитания, определил его ключевую ценность, хотя целостного образа идеи не сконструировал, более уделяя внимание требованиям конкретного и близкого народу воспитания
Своё суждение относительно цели русского образования с гениальной глубиной высказал И.А. Ильин:«Россия встанет во весь рост только через воспитание в народе духовного характера… Идея воспитания духовного характера должна стать и станет ведущей идеей, программой, мерой»[1,.8].
Любая идея на теоретическом уровне включает в себя сознание цели, проекции познания, и технологию реализации. Для идеи, интегрирующей духовные основы культуры и образа жизни, понятийный перечень должен быть дополнен конкретными условиями управления процессом реализации. Кроме того, для преодоления давления реальных внешних и внутренних обстоятельств необходимо знать средства противостояния, которые носитель идеи должен быть способен подчинить себе. А для этого необходим характер. Именно духовная сила характера способна обеспечить самобытное становление и расцвет русского духа.
Следующий путь. Нам предстоит утвердить и реализовать в общественной жизни и системе образования принцип совместного освоения русской религиозной и светской культуры для того, чтобы преобразовать наше общество на том духовном, интеллектуальном и нравственном уровне, который задан нам нашими великими национальными учителями. Духовноопределяющее начало отечественной школы, её почва, живой корень – это русское православие, которое должно быть внесено во все источники развития подрастающего поколения. Традиции подлинного образования в России изначально связаны с православием. Вспомним гоголевские слова о православии: «Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии…» [10, c.443]. Воинствующий богоборческий антропоцентризм и современное обезбоженное сознание с трудом воспринимают эту мысль. Однако ядром, стержнем отечественной новой школы, укреплённой национальными корнями, является русская культура в широком значении. Чтобы преобразовать наше общество – необразованное в глубине, необходимо реализовать принцип всестороннего освоения религиозной и светской культуры, единства и взаимодействия современной науки и русского православия. Без признания равноправия религиозной и светской культур, совмещения, интеграции, синтеза, взаимопроникновения православной веры и светского знания не преодолеть трагического развала в нашем просвещении, духовного кризиса в нашем обществе.
Сегодня очевидно, что оздоровление государственного бытия немыслимо без консолидации общественного мировоззрения, что становится возможным лишь в рамках ясной и понятной национально-государственной идеологии, которая должна содержать в себе фундаментальные нравственные ценности и моральные ориентиры, идеалы народного бытия. Эти идеалы неизменно коренятся в религиозной сфере человеческого сознания, ибо именно религия претендует на то, что хранит в себе абсолютную Истину. Именно религия отвечает на вопросы о добре и зле, о добродетелях и пороках, о смысле жизни ми человеке. Дух православия есть дух целомудрия, нестяжания, кротости, покаяния, смирения и любви. Лишая себя таких духовных опор, общество лишается человеческих качеств, веры и здравого смысла.
«Душа каждого человека – от рождения христианка», – говорили святые Отцы. Здоровые нравственные понятия каждого из нас неизбежно тяготеют к евангельскому идеалу. Воцерковление же даёт точку опоры этому природному тяготению, сообщает нравственным понятиям стройность, полноту и определённость.
Кризисное положение общества и школы, в частности, является следствием многосложных причин, важнейшие из которых: духовная ослабленность народа и обеднение его творческого потенциала.
Налицо нехватка самобытных, дальновидных, оригинальных людей с достаточно высоким творческим потенциалом, развитым интеллектом и наделённых нравственными силами. И как следствие – снижение творческого потенциала общества, который в ближайшее десятилетие может упасть до отметки, с которой начинается его интеллектуальная деградация.
Антиинтеллектуальные факторы в обществе сегодня значительно усугублены и активизированы. В сегодняшней России на фоне свободы слова личность, ее интеллект подавляется так же, как и в тоталитарные времена. Единомыслие ежедневно насаждается через систему ценностей, навязываемых молодёжи всей системой средств массовой информации. Качественное отличие нынешней глобализации от предыдущего периода развития цивилизации состоит в том, что впервые объектом человеческой деятельности стало формирование и изменение сознания. Информационные источники крайне отрицательно действуют на сознание и подсознание, чувства, воображение подрастающего поколения. Результаты подобного манипулирования сознанием – отключение здравого смысла, разума, подавление логического мышления, самостоятельности ума, повышение внушаемости.
Многие психологи, философы, деятели науки, культуры, педагоги отмечают необходимость кардинального изменения современной образовательной системы, находящейся в глубоком кризисе. Современное образование не ведёт ученика к самобытности, не готовит к творческому развитию, но, самое главное, не ориентирует его на всестороннее развитие личности.
В отечественной педагогике идеям системного образования всегда придавалось одно из первостепенных значений, однако основной целью образовательных учреждений долгое время считалась передача учащимся знаний, умений и навыков. В последнее время в педагогике всё больше понимания и признания получает подход к обучению, направленный, по существу, на одну – единственную цель: оно должно быть развивающим, приводить к общему психическому развитию учащихся, включая умственное, нравственное и физическое. При этом остаётся неясным, что именно является носителем развития. Попытки решить проблему развития личности в глобальном масштабе, начиная с высших духовных «этажей», к успеху не привели. Общеобразовательная школа и сегодня не придаёт проблеме умственного воспитания должного значения. Между тем именно ум играет самую фундаментальную, исходную, созидательную роль: он вызывает к жизни другие высокие человеческие качества, является первоосновой духовного творчества.
Обучение в школе тоже идёт недостаточно успешно, несмотря на усилия педагогов; усиливается существенное противоречие между постоянно возрастающим объёмом знаний и ограниченным временем обучения. Разрешение данного противоречия связано с рациональной организацией умственной деятельности школьников, способствующей развитию их продуктивного мышления, являющегося основной составляющей творческой деятельности.
Возросшие требования к использованию интеллектуальных ресурсов обусловлены прогрессирующей в последнее время динамичностью ситуации в обществе. Время требует адекватной реакции на изменяющиеся условия и активизации необходимых для достижения продуктивных результатов потенциалов личности. В наибольшей степени этими способностями обладает творческая личность.
Наш народ богато одарён от природы художественно, интеллектуально, религиозно. Но за всю историю его существования у него не было школы полноценного умственного воспитания. Отсюда на одном полюсе – общепризнанная, величайшая мудрость, породившая не только великую гуманитарную культуру, но и культуру точных наук и технических свершений. На другом – много «умственно неквалифицированной массы» (И.П. Павлов), природный ум которой не усовершенствован культурой воспитания, строгим познавательным трудом [12]. Россия, блистая гениями во всех сферах духовной культуры, никогда не имела достойного качества жизни, не обладала совершенной технологией труда, обустроенностью быта. Разрыв между уровнем развития культуры и уровнем цивилизации накладывала свой отпечаток на интеллектуальный и духовный облик личности.
В России вопросам рационального познания, умственного развития уделялось гораздо меньшее значение по сравнению с духовными и нравственными аспектами человеческой деятельности. Русский народ на протяжении всей истории России не прошёл школы научного образования, в основе которой – поиск истины. На очереди самая неотложная национальная потребность – повышение интеллектуального потенциала и умственной квалификации людей.
В то время как в экономически развитом мире интеллектуальный потенциал признан основным, в отечественном образовании усиливается тенденция снижения качества образования и ослабление интеллектуального потенциала наших школьников.
Согласно международным исследованиям, Россия занимает 52-е место в мире по уровню естественнонаучных знаний школьников. Качественный анализ результатов исследования показывает неспособность детей самостоятельно мыслить [13,14].
Проблема умственного воспитания школьников всё ещё остаётся нерешённой. Более того, реальный учебный процесс в школе противоречит объективным законам процесса познания. Знания учащимися усваиваются в «готовом» виде, что не сообразуется с законами психического, в частности, умственного развития.
Задача обучения состоит в том, чтобы сделать человека не только образованнее, но и умнее (учитывая, безусловно, что усовершенствование ума как чисто психической способности возможно вообще только в известных пределах). Для чего нам, педагогам, необходимо научить детей самостоятельно ставить вопросы, направляя на путь, ведущий к их решению, те есть целенаправленно работать, используя все имеющиеся педагогические средства, над повышением культуры ума школьников.
Ум совершенствуется более медленными темпами, чем другие высокие человеческие качества. Учитывать следует и объективный процесс необратимого угасания возможностей эффективного развития личности. Здесь важно не опоздать с началом и обеспечить учащимся необходимые стимулирующие условия для умственного развития.
Таким образом, первостепенная социально-педагогическая задача – кардинальное преобразование умственного воспитания школьников путём качественного обучения и воспитания. Развитие ума должно стать одной из приоритетных целей современной школы.
Время требует скорого избавления наших людей от малой умственной квалификации. Современная школа должна стать подлинной школой ума – вопрошающей школой. Дух школы ума – это свободное хождение за истиной. И здесь самый эффективный принцип – принцип сотворчества учителя и ученика.
Будущее отечественного образования неразрывно связано с направленностью на духовное, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся в свете национальных идеалов, на формирование национального самосознания, опирающегося на духовные традиции народа. Верховная, все определяющая цель нашей школы – воспитание человека более совершенной формации, отличного в положительном смысле от человека культурных предыдущих ступеней. Полноценное умственное воспитание, приоритет духовных ценностей, легитимность религиозного мировоззрения, опора на великую русскую культуру с её ценностями и традициями – ведущие ориентиры современного отечественного образования, конечный обобщённый результат которого состоит в духовном становлении человека и народа в целом.
Литература
1.Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. – Новосибирск: Русский архив, 1991.
2.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 1993.
3.Человек и духовно-культурные основы возрождения России / Под ред. Г.П. Выжлецова, В.Т. Пуляева, В.Н. Сагатовского, – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996.
4.Соловьев В.С. Идея сверхчеловека // Соч.: в 2 т.Т. 2. – М., 1998.
5.Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1998, №9.
6.Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. – М.: Рольф, 2001.
7.Гумилев Л.Н. От Руси до России. – М.:«Сварог и К», 1998.
8.Толстой Л.Н. Педагогические сочинения, – М., 1953.
9.Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Родное слово. // Собрание педагогических сочинений. Т. 1.
10.Гоголь Н.В. Предсмертные записки // В кн.: Гоголь Н.В. Духовная проза. М.: Русская книга, 1992.
11.Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа Пресс, 1995.
12.Павлов И.П. О русском уме. // В кн. Рефлекс свободы. – СПб.: Питер, 2001.
13.Ковалева Л.С. Состояние российского образования // Педагогика, №2, 2001.
14.Открытое образование – стратегия века для России / Под. Ред. В.М. Филиппова, В.П. Тихомирова. – М… 2000.
Глебова М.В.  «Педагогика», № 6, 2009.

Нет комментариев  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования