P Развитие и укрепление системы духовно-нравственного и патриотического воспитания как одного из основных институтов гражданского общества » Блог

Профессор, Почетный доктор наук Российской Академии Естествознания, кандидат педагогических наук

Bookmark and Share




Проблема качества человеческого капитала в контексте развития современного российского образования

ноя 17, 2011 | 20:11

М.В. Глебова
Проблема качества человеческого капитала в контексте развития современного российского образования
Рассматриваются проблемы качества человеческого потенциала в контексте социально-экономического развития России. Определены факторы инновационного развития современного отечественного образования
Ключевые слова: интеллектуальные ресурсы, развитие образования, национальный человеческий капитал
В рамках новой парадигмы социально-экономического развития современного общества  ведущее место занимает человеческий капитал, составляющий до 80% национального богатства развитых стран. 
Стратегия развития России на период до 2025 года определяет восстановление человеческого капитала как одну из главных целей реформ.     Сегодня качество национального человеческого капитала не только лежит в основе социально-экономического развития государства, но и выступает в качестве важнейшего фактора национальной безопасности. 
В индивидуальном плане  человеческий капитал включает запас здоровья, способностей, знаний и навыков. Так называемая «личная стоимость» человека растет по фазам его жизнедеятельности, используются с целью повышения производительности труда, приводит к увеличению доходов и мотивирует его производить личные инвестиции в развитие собственных компетенций.
Национальный человеческий капитал включает социальный, политический капитал, национальные интеллектуальные приоритеты, национальные конкурентные преимущества и природный потенциал нации.
По мнению большинства российских исследователей, долгосрочная стратегия развития национального человеческого капитала в России  должна осуществляться в соответствии со следующими концептуальными принципами:
1. Признание  основополагающей  роли  государства  в формировании и воспроизводстве национального человеческого капитала.
2. Комплексное решение задач формирования человеческого потенциала и нового качества жизни.
3.  Опережающее развитие науки, образования, здравоохранения, культуры по сравнению с другими элементами, обеспечивающими позитивную динамику экономического роста.
Таким образом, проблема качества человеческого капитала является важнейшим вызовом в области социально-экономического развития страны. И главным ответом на этот вызов является повышение  роли: науки и образования; профессиональной подготовки и переподготовки кадров;  здоровья населения; качества и условий жизни.
Одним из факторов, способных придать процессу развития человеческого капитала в России более эффективный характер, является фактор инновационного развития современного отечественного образования, который предполагает взаимосвязанное становление научно-технической, производственной, финансовой и социальной деятельности в условиях новой среды.   
Россия всегда отличалась особым отношением к образованию и просвещению, которое вырастало из цивилизационных оснований.
В XXIвеке это отношение трансформируется в особое основание и императив стратегии развития России в XXIвеке – опережающее развитие качества образования (доступности, эффективности, высокого качества содержания и воспитания, развития ключевых компетенций для непрерывного обучения), а внутри этой установки – опережающее развитие качества высшего образования еще более высокими темпами.
Проблема качества образования в современной России предстает  как проблема качества опережающей и стабилизационной функций образования, непосредственно связанных с развитием качества человеческого потенциала.
Осмысление качества образования на современном уровне не возможно без закона опережающего развития качества человека, качества образовательных систем в обществе и качества национального интеллектуального потенциала (общественного интеллекта).
       Интеллектуальный потенциал общества – это его возможности генерировать и вносить в исторический процесс нечто новое и тем самым создавать предпосылки для движения вперед.
Качество человеческого потенциала в его синтетическом измерении включает в себя категорию его физического, психического и социального здоровья, категорию качества жизни и через эти категории предъявляет требования к образованию, образовательному пространству.
Ядром проблемы качества отечественной системы образования является:
1.  Качество высшего образования, запускающее социальный кругооборот качества: качество высшего образования – качество науки и качество культуры – качество дошкольного, среднего и послевузовского образования – качество человека и качество его интеллекта – качество преподавательского состава  и качество вузовской науки – качество высшего образования.
2. Непрерывность образования как важнейшее свойство образования. Образование должно стать всеобщим, пронизывающим, как функция, все структуры общества и государства.
3. Осмысление возрастающей функции воспитания, развитие деятельной личности.  
4.Усиление приоритетов национальной культуры и истории в системе образования, укорененность   сознания  национально-культурными архетипами. «Национально ориентированное образование всегда исторично. Оно формирует преемственность идей человеческого рода, придает личности устойчивость, опираясь на прошедшее как на фундамент, оно позволяет каждому человеку ощутить свой характер, сотканный из истории и «традиции» (В.Д. Шадриков).
5.  Гуманизация и гуманитаризация образования (духовно-нравственная, ценностная регуляция образования).
6. Фундаментализация образования как «ядра» проблемы качества знаний, качества профессионализма, качества личности. 
7. Проблематизация профессиональной подготовки с целью формирования творческих умений решать сложные проблемы и проектировать сложные комплексы и программы.
8. Системологизация знаний и информатизация механизмов функционирования единого корпуса знаний.
Взаимосвязь российской системы образования и общемирового развития можно рассмотреть в следующем контексте.
Прогноз развития мировой экономики показывает, что к 2050 году лидерами экономического развития станут 4 страны — Бразилия, Россия, Индия и Китай (в последнее время более известные под термином BRIC). В России эту динамику развития будут обеспечивать специалисты, родившиеся в период 1990 – 2020 годы. А это означает, что система современного образования уже должна быть нацелена на формирование у школьников и студентов более развитых способностей, знаний и компетенций.
Система новых компетенций и требований сформирована в концепции обучения – обучение в течение всей жизни LLL (life long learning), принятой на совещании Европейского Совета и провозглашенная в Лиссабонском Меморандуме (2000г.).
На этом совещании было решено, что будущее десятилетие должно стать свидетелем воплощения концепции обучения в течение всей жизни. Все население без исключения, должно иметь равные возможности реагировать на требования социальных и экономических изменений и активно участвовать в формировании будущего своих государств. Это означает, что образование должно ставить каждого человека и его потребности в центр своего внимания, что необходимо адаптировать образовательные системы к новым реалиям XXIвека, в условиях которого важнейшим капиталом становятся человеческие ресурсы и их развитие.
В современных условиях способности к личностному и профессиональному самоопределению и саморазвитию становятся необходимыми качествами человеческого потенциала, деятельность человека все в большей степени становится инновационной. Существенно сужается круг репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий, растет интеллектуальная активность человека во всех областях его деятельности.
Реализация современных программ обучения требует новой стратегии образования, основанной на нововведениях в его организационной структуре, инновационных методах, формах обучения с учетом личностных характеристик обучающихся. Современные условия требуют перехода образовательной парадигмы  к продуктивному типу обучения, проведению большой работы по внедрению личностно-ориентированного подхода к образованию.
Глобальные программы развития человечества, обсуждаемые мировым сообществом в XXIвеке, предусматривают все стороны жизни и жизнеобеспечения человечества. Но одна из них в большинстве случаев остается в тени этих обсуждений и в то же время  является основополагающей для решения всех. Она касается того аспекта человека, который выражают понятиями разум, ум, мышление, интеллект. Вместе с тем,   какую бы проблему человечество не решало, возможность положительного результата определяется уровнем интеллекта как тех людей, которые решают проблемы, так и тех, ради блага которых она решается.
Среди социальных задач прямая задача совершенствования человеческого мышления в явной формулировке ставится незаслуженно редко. В состоянии охватившего нас глобального кризиса человеческий ум становится  главной проблемой цивилизации. Внимание к этой проблеме должно быть усилено и в связи с тем, что вступление в информационную эпоху разрушает сложившуюся эволюцию человеческого мышления. Массированное воздействие средств массовой информации фактически закрывает человеку фазу размышления – важнейшую фазу формирования мыслительных структур. Н.П. Бехтерева предупреждает об угрозе деградации человеческого мышления в складывающихся условиях цивилизации.
Развитие человеческого мышления несомненно предполагает этап широкого проникновения философских оснований в естественно-научные и гуманитарные дисциплины, политическую и общественную жизнь, обыденное сознание. На протяжении тысячелетий философия развивается ради совершенствования человеческого ума.
Данная задача является первостепенной в развитии качества человеческого потенциала, обеспечения конкурентоспособности национальных образовательных систем и экономик в межстрановой конкуренции по качеству образования и качеству интеллектуальных ресурсов.
В заключение  представляется целесообразным подчеркнуть: лидерство в XXIвеке будет иметь та страна, которая, во-первых,  обеспечит лучшее качество высшего  образования и охватит им как можно большую часть общества; во-вторых, обеспечит высокий уровень качества образования в массовой средней школе; в-третьих, создаст механизмы  для восходящего воспроизводства качества общественного интеллекта через воспроизводство культуры, науки, национально-ориентированной интеллигенции.
 
Литература
1.  Бехтерева, Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни [Текст]/ Н.П. Бехтерева.  СПб. – «Нотабене». 1999. –291с.
2.  Добрынин, А.Н., Дятлов, С.А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования [Текст] / А.Н. Добрынин, С.А. Дятлов. –   СПб.: «Наука».–  1999. – С. 6-7.
3.  Еремин, А.Л. От интеллекта индивидуума к интеллекту человечества [Текст] / А.Л. Еремин // Природа РАН. -  2004.-  № 4. — С. 23-28.
4.  Смирнов, В.Т., Скоблякова,  И.В. Классификация и виды человеческого капитала в инновационной экономике [Текст]  //  «Креативная экономика». – 5.12.2006.
5.       Субетто,  А.И. Основания и императивы стратегии развития России в XXIвеке [Текст] / А.И. Субетто. – СПб. – Кострома: Смольный университет РАО, КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2005. – 324с.
 
Глебова, М.В. Проблема качества человеческого капитала в контексте развития современного российского образования: Материалы Всероссийской    научно-практической конференции «Педагог XXIвека: профессиональное  становление и развитие», 17-18 ноября 2010 года, г. Кемерово: ГОУ КРИРПО. С. 34-40.
 
 
 
 
 
 


Нет комментариев  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования