P Развитие и укрепление системы духовно-нравственного и патриотического воспитания как одного из основных институтов гражданского общества » Блог

Профессор, Почетный доктор наук Российской Академии Естествознания, кандидат педагогических наук

Bookmark and Share




Россия сегодня: основы духовности в школе

ноя 18, 2011 | 21:11
Общественный совет при Минобрнауки России обсудил итоги апробации учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" 7 ноября 2011 года состоялось заседание Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Основной вопрос повестки дня - "О ходе эксперимента по введению преподавания "Основ религиозных культур и светской этики" в 4-5 классах средней школы". В заседании Общественного совета приняли участие представители религиозных конфессий и представители Минобрнауки России. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой – этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Курс основан на культуроведческом подходе, основной задачей которого является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Говоря об итогах апробации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", статс-секретарь - заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Игорь Реморенко отметил, что апробация курса осуществлялась в 21 субъекте Российской Федерации, курс изучали около 480 тыс. школьников 4-5-х классов в 9980 школах. И.Реморенко подчеркнул, что "принципами апробации стали соблюдение конституционных основ светского характера государства, сотрудничество органов власти с религиозными организациями, содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению, а также обеспечение учёта запросов граждан". Комплексный учебный курс ОРКСЭ включает в себя шесть модулей, при этом модуль "Основы светской этики" выбрали 42% семей, "Основы православной культуры" - 30%, "Основы мировых религиозных культур" - 18%, "Основы исламской культуры" - 9%, "Основы буддийской культуры" - 1% и "Основы иудейской культуры" - менее 1%. По оценке члена Общественного совета, научного руководителя института проблем образовательной политики "Эврика" Александра Адамского, апробация курса в целом прошла успешно: "Не было эксцессов, минимум детских конфликтов. В этом смысле системные изменения, которые произошли благодаря эксперименту, достигнуты с максимальной долей успешности и объективности". Член Общественного совета, главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов высказался за то, чтобы дополнительно ввести единый модуль в рамках существующего курса. "Родители выбирают только про себя, и этот курс мог бы стать первым базисом, где светское государство давало бы возможность узнать не только про свою семью, но и про своего соседа по парте". Он отмечает, что если школьник выбрал и изучает, например, модуль по основам исламской культуры, то в рамках данного курса нужны дополнительные уроки по основам православной культуры, основам буддийской культуры и основам иудейской культуры. По мнению члена Общественного совета, ведущей программы "В круге света" радиостанции "Эхо Москвы" Светланы Сорокиной следовало бы обсудить возможность изучения всех религиозных культур в рамках одного модуля, поскольку "именно в этом возрасте у детей есть общий интерес". Член Общественного совета, директор гимназии N56 г. Санкт-Петербурга Майя Пильдес отметила, что воспитание терпимости и толерантности является важной социальной проблемой и необходимо решать вопросы образованности. По её мнению, "авторитет учителя начальных классов очень высок, поэтому было бы целесообразнее проводить курс в 4-м классе", не разрывая преподавание летними каникулами. Член Общественного совета, директор Института всеобщей истории Российской академии наук Александр Чубарьян выразил точку зрения, что "Если курс проводить не в начальной, а в средней школе, было бы правильнее двигаться в сторону единого курса по истории мировых религий". При этом он также отметил важность данного курса, направленного на развитие в обществе толерантности и уважительного отношения к людям с другим жизненным укладом. По оценке принимавшего участие в заседании Общественного совета Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, "курс дал позитив, поскольку и родители начали с детьми более серьёзно обсуждать эти вопросы, и взаимодействие различных конфессий в ходе нашей работы стало более открытым, как в центре, так и в регионах-участниках апробации". Министр подчеркнул, что все идеи, которые высказываются членами Общественного совета, идут в развитие и совершенствование курса "Основы религиозных культур и светской этики". Председатель Общественного совета, главный редактор журнала "Огонёк" Виктор Лошак отметил, что позиции членов Совета являются очень близкими и в ближайшее время по результатам заседания Общественный совет направит в Министерство рекомендации со следующими предложениями: рассмотреть возможность корректировки программ курса и введения в них единого модуля по Основам других религиозных культур в каждую из них, а также рассмотреть возможность введения курса либо в 4-м, либо в 5-м классе, не разбивая его летними каникулами. http://mon.gov.ru

Нет комментариев  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования