P Развитие и укрепление системы духовно-нравственного и патриотического воспитания как одного из основных институтов гражданского общества » Блог

Профессор, Почетный доктор наук Российской Академии Естествознания, кандидат педагогических наук

Bookmark and Share




Потенциал интеллигенции глазами россиян

апр 29, 2012 | 17:04
«Левада-центр» обнародовал итоги нового социологического опроса, посвященного образу интеллигенции, каким он сложился к весне 2012 года в умах россиян. В предыдущий раз на эту тему ведущий социологический институт России опрашивал соотечественников в сентябре 2006 года. Современное российское общество уверено в том, что одна из значительных его групп – интеллигенция, на сегодняшний день практически перестала существовать, об этом говорят результаты специального соцопроса, проведенного представителями «Левада-центра».
Половина опрошенных граждан России заявили о том, что интеллигенция как класс практически безвозвратно исчезла, с подобным мнением категорически не согласны 38 процентов опрошенных. По данным центра, 30% опрошенных считают, что интеллигенция не оказывает никакого влияния на то, что происходит сейчас в России (в 2006 году таких было 40%), а 41% отмечают, что это влияние «не очень большое» (в 2006 году — 39%). Напротив, 17% опрошенных считают, что интеллигенция оказывает большое влияние на события в стране (в 2006 году — 14%).
Большая часть россиян, точнее 43 процента, уверена, что в интеллигенцию, прежде всего, входят люди науки – профессора, академики, сотрудники лабораторий. Треть респондентов считают, что можно назвать интеллигентами писателей, медицинских специалистов, учителей, артистов и художников. Каждый пятый заявил о том, что интеллигенты – это представители отечественной журналистики.
Надо сказать, что по сравнению с опросом 2006 года снизилось число респондентов, которые отмечают отсутствие влияния интеллигенции на национальную повестку: тогда таких было 40% среди опрошенных. Но число людей, отметивших повышение ее влияния, увеличилось всего на два пункта — с 11% до 13%. На наш взгляд, это симптом духовного и нравственного кризиса всего общества. Ведь интеллигенция для России всегда была чем-то большим, чем класс образованных людей. Это не просто вежливость и культурность. «Интеллигентный человек, как говорил в свое время выдающийся писатель Василий Макарович Шукшин, – это неспокойная совесть, ум, неспособность «подпевать» для созвучия могучему басу сильного мира сего и сострадание к судьбе народа».
Характерно, что сегодня надежды на интеллигенцию связываются не с ее способностью выстаивать, а с ее инновационным потенциалом, который, как мы постоянно убеждаемся, буквально за несколько месяцев сходит на нет. Импульс творческой силы, творческих возможностей совсем невелик, хватает его всегда ненадолго. Зато способность выживать, терпеть до тех пор, пока не придет время все сохраненное прорастить, видимо, гораздо более устойчива и более характерна для интеллигенции.
Комментируя результаты опроса «Левада-центра» ведущий российский социолог Борис Дубин отмечает: «Еще один чрезвычайно важный момент — попытаться понять, как обнаруживает себя цивилизующее воздействие интеллигенции. И здесь оказывается, что облагораживающее влияние образованных людей на близкие к ним и даже не очень близкие к ним слои весьма значительно. Казалось бы, это ли не доказательство существования интеллигенции — не только в XIX веке, но и здесь и сейчас? Но ведь те, кто способен оказать подобное воздействие, цивилизовать своих сограждан, ни о чем подобном не задумываются, сами этот процесс не фиксируют и в заслугу себе его никогда не ставят. Да и никто со стороны им этого в заслугу не ставит. Но, может быть, это цивилизующее влияние оказывается гораздо более важным для России, чем инновационное и революционное. Имею здесь в виду Россию всякую — дореволюционную, пореволюционную, нынешнюю и завтрашнюю, наверное".
Одна из надежд, которую современное российское общество возлагает на интеллигенцию, связанна с ее инновационным потенциалом. «Мне представляется, что собственно инновационный потенциал интеллигенции очень невелик, если он вообще есть. Не знаю, согласятся ли с этим люди, держащиеся за понятие «интеллигенция». Однако функциональное значение интеллигенции, на мой взгляд, в другом. В том, чтобы удерживать то, что мы называем наследием, культурой, моралью, доброжелательностью. Удерживать очень человеческие и совершенно неходульные качества в неблагоприятной ситуации и донести их до той самой черты, когда станет возможно то, что сейчас невозможно. Вот это важная составная часть если не самого существования образованных людей, служащих в библиотеках, в редакциях, в школах, то их легенды о самих себе — себе лучших, таких, какими они могли бы стать в других обстоятельствах» — считает социолог.
Комментарии «Левада-центра»: «Самый главный результат, который показывают эти два замера, когда мы задавали несколько вопросов о роли интеллигенции в обществе, говорит о том, что прежняя конструкция советской интеллигенции окончательно ушла и разрушилась. И мы ловим только какие-то фантомные представления о том, кто такая была интеллигенция, и какую роль она могла бы или должна была бы играть. И, может быть, самый главный результат, говорящий о том, что это слой, который ушёл, и который уже не играет никакой роли в современной жизни — это то, что в массовых представлениях подавляющее большинство людей считает, что интеллигенция не имеет никакого влияния в обществе. Хотя в такое вот фантомное представление о том, что она должна служить государству, должна влиять на власть, должна защищать интересы общества — оно сохраняется».
Результаты исследования показали, как изменилось мнение россиян об уровне образованности современного общества, а также отношение людей к образованию, полагает заместитель генерального директора Центра политической информации Анна Лунёва:
«По идее, наверное, правительству стоило бы прислушаться к этому мнению. Результаты этого опроса свидетельствуют о том, что россияне считают, что в России стало намного меньше образованных людей. Вот из этого нужно сделать выводы, и я думаю, что это стоило бы пристегнуть к тем реформам, которые проводит господин Фурсенко. И его стоит остановить, до тех пор, пока российское общество не сочтёт, что в его рядах вообще не осталось образованных людей. В отдалённой перспективе это может служить неким стимулом для того, чтобы не получать образование. Нет и нет этой прослойки — ну, и без неё нам хорошо. Что такое интеллигенция? Это люди, обладающие определённым интеллектуальным багажом. А если общество считает, что люди с интеллектом не участвуют в процессе принятия решения, то тогда вопрос — кто участвует?».
Опрос был проведён в середине марта по репрезентативной всероссийской выборке в 130 населенных пунктах 45 регионов России.

Нет комментариев  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования