Ведрусские Ведомости » Обсуждения

к.т.н.

Bookmark and Share




Сказки звёздного неба. А.А. Сигачёв   http://www.proza.ru/2011/10/02/908

апр 5, 2012 | 23:04
Полная версия — http://www.proza.ru/2011/10/02/908
 
СКАЗКИ ЗВЁЗДНОГО НЕБА. (Вместо вступления)
     Сказка рисует небесные картины. Усеянное бесчисленными звёздами небо, недоступное людям и таинственное давало неисчерпаемый материал для фантазии человека для постижения законов природы в простой, красивой, доходчивой форме и в тоже время забавной и увлекательной для детей. Такой сочетание простоты и мудрости, облечённое в сказочную, великолепную форму посильно только мудрости народной.
     Все изменения, которые можно было заметить в загадочной небесной вышине, отзывалось в том, что окружало человека на земле. Небесное отражение земного совпадало самым непостижимым образом. Уменьшалась полуденная высота Солнца, и замирал лес и поле, укрывшись белым саваном снегов. Но весеннее, ликующее Солнце пробуждало всю природу к новой жизни...
     Приметные группы звёзд подсказывали людям наступление сроков весеннего сева и время сборов урожая. Людям казалось, что на небе отржаются все события, которые уже произошли или произойдут на земле. Люди верили, что на небе можно увидеть судьбы целых народов и отдельных людей, что небо и небожители управляют всем миром.
     Древние Арии, наблюдая небо, слагали волшебные сказки, герои которых отправлялись на небо волшебными способами: забирались по необыкновенно высокому дереву, взлетали на неведомых сказочных птицах или уезжали на лошади в небесную страну, как Иванушка в сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
«Тут Иван с землёй простился
И на небе очутился...»
     Сказка «Конёк-Горбунок» — это прекрасная литературная обработка многих народных сибирских сказок, поэтому мы вправе её считать наравне с произведениями устного народного творчества.    
     В сказке о чудесной мельнице, проголодавшиеся дети в поисках плодов взбираются на вершину высокого дерева и попадают на небо. Там они видят чудо-мельницу Бабы Яги. Из мельницы нескончаемым потоком сыплется мука на мучную дорожку. Так и видится читателю эта сказочная меленка, это небесный «домик» в созвездии Цефея.
     В некоторых сказках герои спускаются в подземелье, прыгают в колодец или опускаются на дно морское и оказываются в трёх царствах: серебряном, медном, золотом, или в чудесном, роскошном звёздном дворце. Все эти царства можно забрать с собой, скатав их в яйцо или завернув в платок, как делает Иван-ковш. Иными словами русское сказочное небо окружает Землю со всех сторон и делится на три части: Верхнее небо, Земля и Нижнее небо. Ночное небо  это алмазный (хрустальный дворец), небо в ярких красках зари – медное царство, утренние и вечерние сумерки – серебряное царство, а золотое царство – это царство солнечного света. Связь этих сказочных царств с небом прекрасно изображено в известной картине В.М. Васнецова «Три царства». Но следует иметь в виду, что сказочные народные метафоры, имеет более широкой толкование: они могут изображать в сказке четыре времени года (народные метафоры универсальны) и относиться к этому следует спокойно. Называем же мы весну утром года, в поэзии этот приём допустим, а сказка – это удивительная народная поэзия звёздного неба. Народная поэзия даёт прекрасное изображение неба теремом или несколькими теремами на одном семейном подворье:
Как во синем поле, в небе,
Во серебряном бору, в звёздном небе
Стоят три терема златоверхих...
Во первом терему – светел месяц,
Во втором терему – часты звёздочки.
Светел месяц, то хозяин во дому,
Красно солнышко – то хозяюшка,
                    Часты звёздочки – малы деточки.
     Любопытен в связи с этим зачин Великой песни – Голубиной книги: «Што на матушке – на святой Руси, на святой Руси – на подсветною. Восходила туча сильная, грозная, выпадала Книга Голубиная». Явление великой книги русскому народу, отражено в картине Николая Рериха, она так и называется «Голубиная книга», Вселенная представлена в ней, как большой небесный дом – поселение. Хозяином дома именуется Красное Солнышко, хозяйкой – светлая Луна, а их дети – частые звёздочки. Это же отмечено в величальных песнях-колядках. В народе так и полагают, что судьба каждого человека записана в «Звёздную Книгу» и сколько звёзд на небе, столько и людей  на земле, звёзды в небе и звёзды в тереме… В величальных песнях-колядках хозяин именуется красным солнышком, хозяйка – светлой луной. Голубиная книга, то есть «глубинная», что означает одновременно и древняя и мудрая. Безусловно, первое место в ряду самых древних сакральных текстов занимает чудом уцелевшая духовное сокровище русского народа – Голубиная книга, в которой с необыкновенной силой воспето дохристианское Православие в древнем граде Русалиме.
     Рисуют нам сказки небесные картины, надо уметь их видеть и понимать о чём идёт речь. Так, например, в сказке о Василисе прекрасной, которую злая мачеха послала за огнём к Бабе Яге. Встречаются Василисе Прекрасной всадники: белый – на дворе стало рассветать, другой всадник красный – стало восходить солнце, третий всадник чёрный – настала ночь… Сказка загадала загадку, и сама сказка словами Бабы Яги дала Василисе прекрасной ответ: «Белый всадник – это день ясный, красный – солнце красное, а Чёрный – ночь тёмная – все слуги мои верные!» Какую сказку не возьми, легко убедиться, что картины Вселенной, рисуются в сказке иносказательно. Солнце, Луна и звёзды, травы, звери и люди сплетаются в единый сказочный убор.
     Единство символик русских народных сказок и их неуничтожимость в течение тысячелетий позволяет увидеть систему прочтения на канве сказки звёздные узоры картин астрономических явлений. Примечательно, что в древних летописях, описания астрономических явлений сопровождаются нередко сказочными, фольклорными чертами. Виновниками затмения Солнца часто представляются в летописях крылатыми волками «крылатые вовкулаки хотят Солнце зъисти».
     Народными наблюдениями установлено, что близость месяца около новолуния к Солнцу предвещает солнечное затмение, и это нашло отражение в сказках – невеста Месяца прекрасная царевна Золотая Коса, непокрытая краса или ненаглядная красота сама превращается в златокудрого царевича или в венценосного владыку мира, могущественного царя. Археологические находки календарей на целый год или на часть года, особенно важны для земледелия и безоговорочно свидетельствуют о стройной системе астрономических наблюдений и представлений в дохристианской Руси. Особое значение у всех народов предавалось астрономическим наблюдениям за Солнцем, Луной, планетам и особо примечательным звёздам.
     Перед восходом Солнца, когда на юго-восточной стороне небосклона можно наблюдать яркую Венеру. Она словно не желала уступать свету зарождающего дня, и этим привлекала внимание древних наблюдателей. В народе её ласково называли Зарница, Зарянка, Заря-заряница красная девица. Словно красавица, глядится она в зеркало вод и не может собой налюбоваться. Вот как в одной из поэтических сказок южных славян говориться о ней:
Девушка перечила Солнцу:
«Солнце красное, я тебя краше,
Краше также родного брата,
Брата твоего – светлого Месяца...»
..........................................................
Но лицо девичье потемнело,
Зарыдала красная девушка:
«Горе мне, моя матушка милая,
Что ты сделало, Солнце жаркое?
Вороти мне лицо моё белое,
Никогда тебе не буду противиться...»
Солнце жаркое ей не внемлет,
С неба светит оно всё сильнее...
 
     Всем ясно: взошло Солнце, ярко осветило небо, и на его светлом фоне  затерялся, померк блеск Венеры. Но как замечательно, как поэтично рассказала об этом сказка.
     Венера в сказках соперничает с Солнцем и нередко представлена в двух лицах, когда соперничает сама с собой. Утренняя Венера утверждает, что краше вечерней звезды. Такое развитие сказочного сюжета, когда Венера, словно не понимает, что она в одном сюжете есть одно и тоже светило – это особенная черта сказки.
     В известной сказке неверный супруг Солнца месяц стал ухаживать за румяной Денницей. Венера – более близкая к Солнцу планета, чем Земля, поэтому для земного наблюдателя Венера не удаляется на большое расстояние от Солнца, а как бы колеблется около него и когда Луна оказывается неподалёку от Венеры, она имеет вид серпа. Поэтому Денника никогда не встречается с полной Луной, а только с рассечённым ликом месяца. Сказка это тонко подметила, что, узнав о встречах луны и Венеры, красавица Солнце схватила меч и рассекла лик Месяца пополам. Однако Месяц продолжал встречаться с Денницей даже в таком половинчатом виде.
     Особое место в славянском фольклоре занимают созвездия Плеяды, Стожары или Волосыны (буквально сыны Волоса, Велеса – бога изобилия). Велес пасёт свои стада не небе, он сын всемогущего Бога неба Сварога – Месяц Сварожич. Дети Велеса – семь звёзд. Для создания мифов и сказок это имело особый смысл, поэтому одно из названий Плеяд – Семь звёзд, в сказках они часто представляют семь братьев. Плеяды очень заметны на небе и удобны для использования их в календарных системах. Плеяды являются главной вехой русской народной астрономии и вместе с Солнцем и Луной помогают вести счёт времени.
      Сербы представляют Солнце красивым юношей, восседающим на златотканом пурпуровом престоле в солнечном царстве, с ним всегда рядом две девы – Заря Утренняя и Заря Вечерняя и семь спутников, летающих по свету в образе «хвостатых звёзд». Тут же рядом и дядя свет-царя – старый месяц.  
     В русских сказках царь-Солнце владеет двенадцатью царствами, или двенадцатью волшебными конями, или запирает золотую кузницу (мельницу) на двенадцать замков – это указание на двенадцать созвездий зодиака, как двенадцать месяцев в году. Образы народной сказки отличаются красотой и выразительностью. В одной сказке Катигорошек отправился к морю, где живёт чудесная красавица, прельстил её зелёными башмачками, изловил её и увёз к себе домой. Достал со дна моря заветный сундучок, полный жемчугов и кораллов, пригнал ей двенадцать морских кобылиц и жеребца и отправился за тридевять земель в тридесятое царство, туда, где ночует Солнце, чтобы узнать: отчего оно прежде всходило червонным, а теперь сделалось бледно? Он застал дома мать Солнца, которая, выслушала, зачем гость приехал, посадила его под золотое корыто и велела прислушиваться. Когда Солнце воротилось на ночь домой, мать его спросила, почему раньше восходил он червонным, а теперь восходит бледным? Солнце отвечало: «Есть в море прекрасная пани Анастасия; когда восхожу я утром, она брызнет на меня водою – я застыжусь и покраснею; в полдень, поднявшись на высоту, я посмотрю на весь божий мир – и мне станет весело; а вечером, когда я захожу, Анастасия снова брызнет на меня морскою волною – и я опять покраснею».
      Вот образец сказки поэтизированных астрономических картин. После захода Солнца восходит полная Луна и на небе появляются звёзды, это Катигорошек достал со дна морского сундучок с жемчугами и кораллами. Наступает новолунье,  сразу исчезает Луна – это Катигорошек прячется на Солнцевым подворье под золотым корытом. Здесь и встреча Месяца с красавицей Венерой и её таинственное исчезновение с небосклона – похищение красавицы. Здесь даже описание лунного календаря наших далёких предков – стройный бег двенадцати лунных месяцев и появление тринадцатого месяца, того строптивого жеребца. Дополнительный месяц лунного календаря (тридцать дней через каждые четыре года) позволила внести привычная сказочная формула «за тридевять земель, в тридесятое царство. Как легко и непринуждённо, с каким изяществом вплетает сказка астрономические премудрости в художественный сюжет!
     Сегодня хорошо зная устройство Солнечной системы, мы не видим ничего необычного в условиях наблюдения Венеры. Когда она удаляется вправо от Солнца её можно видеть одновременно с утренней зарёй.  Достигнув максимального удаления, Венера начинает двигаться в противоположную сторону (смещаясь влево), проходя мимо Солнца, она теряется в Солнечных лучах, становится невидимой и при движении далее влево её можно наблюдать на вечерней заре после захода Солнца и называют её Вечерняя звезда, Вечерница, Вечёрка. Но вечерняя Венера не всегда радовала людей. В зимнее время, когда крепчал мороз, путник в сердцах мог обозвать её Волчьей звездой или Волком, так как после появления Вечёрки, скоро того и гляди, совсем стемнеет. Превращение звезды Зарянки в Волчью звезду считали волшебством, -  не знали, что это одна звезда. И появлялись сказки об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке. Тут, что ни строчка, то загадка. Вот как в сказке обыгрывается превращение Венеры то в утреннюю, то в вечернюю звезду. Перевернулся волк через голову и превратился в Елену Прекрасную. Повёл его Иван-царевич к царю Кусману. А царь Кусман устроил свадьбу, пировал весь день до вечера, а как надо было вести молодую жену в опочивальню, глядит – волчья морда вместо молодой жены! Царь со страху свалился с кровати, а волк удрал прочь!
     Тоже и лягушка превращается в Василису прекрасную, Марья Моревна – в горлинку, Лебедь – и совсем уж становится звёздной красавицей. У неё «месяц под косой блестит, а во лбу – звезда горит». Вот какие удивительные сказки нашёптывала нашим предкам волшебница Венера, которые поэты и по сей день зовут утренней или вечерней звездой.
     Не менее выразительны и поэтичны сказки, описывающие в художественной форме быстро меняющую свой вид и положение среди звёзд Луну. Месяц уменьшается по мере его приближения к восходящему Солнцу до полного его исчезновения в период новолуния и затем происходит его возрождение в преображённом виде на вечернем небе растущим молодым месяцем. Старый и молодой месяц обращены своими рожками в разные стороны. А поскольку старый и молодой месяц видны по разную сторону от Солнца, то это нашло своё отражение и в русских сказках. Герой сказки переворачивается через голову, ныряет в котёл с горячим молоком или влезает в одно ушко, а вылезает из другого и всё изменяется в его судьбе, да и сам он чудесным образом преображается. Ивашка запечный становится красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Иногда сказка описывает смерть героя, которого погубили вероломные братья или кто-то хитростью отсекает ему голову и бросает в море, но коль скоро после новолуния должен обязательно появиться молодой месяц. То и в сказке непременно оживляют героя с помощью живой воды. Добро в сказке всегда побеждает. Иногда живую воду приносит волк и это намёк на возможную близость вечерней звезды (волка) и молодого месяца.
     Полная Луна похожа на колобок, где-то даже подгорел, подрумянился бочок. Сказка «Колобок» это забавное изображение Луны. Это наиболее древняя, архаичная сказка. Каждый из встречающихся Колобку зверей откусывает от него по кусочку, но Колобок всё же вырывается и катится дальше. Наконец его рыжая лиса перехитрила и скушала.   
     Со временем забывалась мифологическая основа сказки, менялся её характер, она превращалась в простую детскую потешку.
     Хозяйственная деятельность человека во многом зависела от сил природы. Это побуждало людей обоготворять, одушевлять природу искать её покровительства и помощи. Наблюдение за небесными светилами давали возможность людям ориентироваться в пути, создать календарные системы. Все древние праздники Праславян имели ярко выраженный календарный характер, и отражали беспокойство земледельцев об урожае, и благодарение за хорошие, благоприятные погодные условия. Далёкие предки славян за несколько тысячелетий до нашей эры вели хозяйство, основанное на осёдлом скотоводстве и земледелии с охотой и рыболовством в качестве дополнения. При такой системе хозяйства наиболее важным периодом деятельности человека является летнее время года. Год как бы делится на девять весеннее-осенне-зимних месяцев и трёх летних месяцев, на которые приходится больше всего забот и возлагаются самые большие надежды:
Летел кулик из-за моря,
Принёс кулик девять замков.
— Кулик, кулик, замыкай зиму.
Отпирай весну, тёплое лето!..
     По старинным народным поверьям, чтобы заручиться помощью Весны, необходимо помогать её приходу, «закликать» её, хорошо по-праздничному встретить. Закликали Солнце, чтобы вызвать его весеннее разгарание. Со дня весеннего равноденствия набирает силу Бог весеннего солнца Ярило. Все весенние полевые работы велись под знаком поклонения Ярилу. По окончанию сева, в Ярилин день, ему даже выбирали в невесты самую красивую во всей округе девушку. Ярилину невесту украшали цветами, сажали на коня (непременно на белого) и возили «по солнцу» вокруг обработанного поля. Всё это должно было задобрить Ярилу, побудить его принести всем хороший урожай.
     Но всему своё время. Чтобы получить тяжёлый колос, нужно не только солнечное тепло, но и своевременные благодатные дожди. Праславянский календарь из ромашек содержит не только расписанный по дням график полевых работ, но и не менее тщательно составленное расписание всех магических действий над яровым полем.
     Издавна замечено, что Солнце не только ежедневно обходит небо по часовой стрелке, но и делает одновременно годовой круг среди звёзд в обратном направлении. Наблюдение за звёздами показали, что вид звёздного неба за год меняется так. Будто царь-Солнце объезжает своё царство по кругу. В этом усматривалось его сходство со «свет-царями» (главных князей славянских племён). Они ежегодно «совершали полюдье» — объезжали свои владения для сбора податей. Астрономы называют линию солнечного перемещения среди звёзд эклиптикой. Однако следует понимать, что движение Солнца по Эклиптике – результат годового обращения Земли по околосолнечной орбите. При этом из-за наклона земной оси к плоскости орбиты половины эклиптики находится в Северном полушарии неба, а вторая половина – а Южном. Момент перехода Солнца из Южного полушария неба в Северное, соответствует началу весны в Северном полушарии, называют точкой весеннего равноденствия. На Руси весеннее равноденствие называли переломным. Очень важно было точно определить наступление солнцеворота, весеннее равноденствие имело магическое, священное значение. И не случайно древних славян называли солнцепоклонниками. Они почитали Хорса, Ярилу и Даждьбога, поэтом был распространён на Руси эпитет – «тресветлое солнце».
     В древних храмах славян-солнцепоклонников в куполах были проделаны специальные отверстия для наблюдения точек восхождения Солнца. В точке купола, соответствующей солнцевороту вставлялись драгоценные камни с магическим начертаниями. Волхвы проводили астрономические наблюдения и сообщали точные календарные сроки ритуальных праздников. Они возвещали о наступлении переломов, солнцеворотов, солнцестояний. Осеннее равноденствие не отмечалось праздником в честь Солнца, так как Солнце с этого времени начинало угасать.
     Сказка помогала людям определять наступление весеннего равноденствия – начало весны и начало нового года по древнерусскому календарю. Плеяды в славянской мифологии превосходят по значимости Венеру и уступают только Солнцу и Луне. Созвездие плеяд известно повсеместно; для него в русском языке имеются особые названия. Плеяды были надёжным ориентиром во времени года. Это были хорошо заметные звёздные часы, надо было только научиться ими пользоваться. Плеяды являются главной единицей русской народной астрономической системы.
     В доисторическом искусстве изображения плеяд встречаются даже чаще, чем изображения Большой Медведицы. Что, несомненно, является фактическим неоспоримым доказательством избранности плеяд. При движении Солнца по эклиптике Плеяды весной скрываются в его лучах, на всё лето оказываются на дневной стороне неба и не наблюдаются. Вновь они появляются на ночном небе только после сбора урожая. Компактность Плеяд и их близость к эклиптике делают их очень удобным ориентиром. Видимый размер звёздных групп Плеяд примерно равен размеру дисков Солнца и Луны.
     В эпоху, когда Солнце именно в этой точке пересекает весной небесный экватор, переходя из Южного в Северное полушарие неба, являлась исключительной в истории астрономических наблюдений. Точка весеннего равноденствия видна, так как её отмечают Плеяды, Влашичи, и, несомненно, это нашло отражение в сказочном фольклоре. Весеннее равноденствие наступает при встрече Солнца и Плеяд, Влашичей, семи звёзд.
     Когда Сварог засеял небо звёздами, получилось очень хорошо. Когда Солнце приезжает к своим племянникам, наступает весна, и Влашичи начинают новый сев. Позднее эта сказка обросла наслоениями, бытовыми включениями и разглядеть в них древний мифологический сюжет становится трудно, но весьма интересно. Влашичи в сказках – земледельцы. С начало полевых работ и до их окончания они сходят на землю – на ночном небе их не отыщешь. Семь братьев, сыновья Велеса дружно работают на общем поле. Они являются главными героями сказки «Семь Симеонов – семь работничков» (семь основных Плеяд на звёздном небе).
     Ехал царь со своими воеводами, взглянул на поле и удивился: «Что такое? На одном поле семь пахарей, росту все одинакового и все, как один на одно лицо. Кто такие?
     — Мы семь Семионов, семь работничков, — отвечает старший из них, — я могу сковать железный столб от земли до самого неба.
     — Я могу влезть на этот столб, — говорит второй Семион, — и осмотреть кругом, что по белому свету твориться.
     — Я, – говорит третий, — Семион-мореход.
     — Я, — говорит четвёртый, — Семион-стрелец.
     — Я, — говорит пятый, — Семион-звездочёт. Все звёзды сосчитаю, ни одной не потеряю.
     — Я, — говорит, — шестой, — Семион-хлебороб. Всё вспашу, посею, урожай соберу и хлебы напеку.
     — Я, — говорит седьмой, — пляшу, пою, на дуде играю.
     Приказал царь им искусство своё показать: Елену Прекрасную раздобыть, что живёт на море-океяне, на острове Буяне. Такая красавица, что ни в сказке рассказать, ни пером описать. Под косой месяц сияет, на каждой волосинке – по жемчужине.
     Смастерил Семион-мореход корабль, зашумели паруса, волны заплескались, — и поплыли он и по морю-океану к острову Буяну. Сидит Елена Прекрасная у окна, шёлковый ковёр ткёт. Семион-младший такую речь повёл: «Хорошо у вас на море-океане, на острове Буяне, а на Руси-матушке во сто крат лучше! У нас луга зелёные, реки синие, поля бескрайние, берёзки белые, в лугах цветы лазоревые. У нас заря с зарёй сходится, месяц на небе звёзды пасёт. Заиграл Семион-младший в берестяной рожок. Вышла Елена Прекрасная на золотой порог. Семион играет, а сам по саду одёт, а Елена Прекрасная за ним идёт вслед. Семион на корабль – и она на корабль. Братья быстро подняли паруса и поплыли по синему морю. Перестал Семион играть на своём рожке. Тут Елена прекрасная очнулась, ударилась об сосновую палубу и полетела в небо голубой звездой, среди других звёзд затерялась. Семион-звездочёт сосчитал звёзды, нашёл новую звезду. Семион-стрелец пустил в звезду золотую стрелу, скатилась звезда на сосновую палубу, снова стала Еленой Прекрасной.
     Заметили братья-Семионы за собой погоню, корабль летит по воздуху: царь-отец спешит дочку выручать, нырнули они все вместе с кораблём под воду и плыли под водой три дня и три ночи и прибыли к своему царству живы-здоровы. Вышла Елена Прекрасная замуж за Семиона младшего. И был тут пир на весь мир. Семион взял свой рожок и плясовую завёл. Все пустились в пляс, даже лошади и коровы, петухи и куры приплясывали.
     Астральный характер персонажей сказки не вызывает сомнений. В ней есть и астрономические зарисовки Венеры, зачарованной и следующей за серебряным рожком молодого месяца от золотого дворца восходящего Солнца. Лунный кораблик бегущий под парусом старого месяца, а потом скрывающийся под водой на три дня и три ночи новолуния; пляс, хоровод в котором принимают участие всё небесное царство, — суточное вращение неба и многое другое. В сказке перечислены профессии людей, для которых плеяды служат верную службу: мореход, звездочёт, стрелец, хлебороб. Все эти люди должны быть хорошо знакомы со звездными часами и с календарём звёздных Плеяд.
     Письменным свидетельством, о том, что Русичи определяли начало весны по Плеядам, по Большой и Малой Медведицам, являются записки Афанасия Никитина в книге «Хождение за три моря». Лишившись календаря при ограблении, он сбился со счёта православных праздников и вынужден был гадать по приметам. В Индии он сделал такие записи: «В великую ночь на Великий день смотрел я как Волосыны (Плеяды) и Кола в зорю вошли, а лось головой стал на Восток». Здесь «Кола» и «Лось» — созвездия Ориона и большой Медведицы. Вероятно, самые древние названия этих созвездий – Олени и Лоси. В Северной мифологии сказано, что лось весь день прячется в чаще голубой небесной тайги и потому его не видно. Вечером он выходит из тайги и ведёт за собою детёныша.
     Корни этой легенды теряются в глубине веков. К далёким праславянским временам относятся археологические находки чар (больших глубоких сосудов с изображёнными на их дне двух животных с ветвистыми рогами). Эти чары применялись при поклонении созвездиям Большой и Малой Медведицы. От Карпат до Восточной Сибири – сохранились следы культа двух небесных Олене-Лосих, рождающих все блага земные. Впоследствии почитание Матери Лосихи трансформировалось в культ Мокоши, владычицы мира, а затем – в культ Рода и Рожениц. На Украине в звёздах Большой Медведицы видели трёх коней, впряжённых друг за другом.
     Возле средней звезды в ручке Ковша, рядом с изображением среднего коня, можно разглядеть маленькую звёздочку Алькор. Эту звёздочку наши сказочники превратили в маленькую полевую мышку, которая грызёт упряжь среднего коня, но никак не может её перегрызть. Время от времени мышь убегает к воде попить (вода – это дневное небо), а пока она пьёт постромки снова становятся невредимыми и мыши всё надо начинать сначала. Считается, что если мыши удастся перегрызть эту упряжь, то наступит конец света. С наступлением вечера хозяин привязывает двух лошадок к железному колу и оставляет пастись на лугу. Семь конокрадов всю ночь крадутся к коням, которые ходят вокруг кола. Но утром приходит хозяин и уводит лошадок, и воры уходят, так и не выбрав удобного момента для своей кражи коней. На следующую ночь всё повторяется сначала. Если ворам удастся когда- нибудь украсть коней, наступит конец света.
     Пастух (чабан) всю ночь летнюю, не смыкая глаз, пасет овечье стадо звёздного неба, опираясь на палку. Он хороший добросовестный помощник своему пастуху Месяцу.
     В созвездии Орла в блеске звезды Альтаира люди усмотрели работящую деревенскую красавицу, несущую на коромысле вёдра с водой (по обе стороны от девушки две яркие звезды). Это созвездие так и назвали – Девушка с вёдрами.  «У развилки дороги (на Млечном пути), — есть криница, — утверждают на Украине, — вот от неё идёт дивчина с вёдрами, наполненным  водой. Криница находится в небольшом, но приметном созвездии Дельфина.       
     На ночном небе есть ещё одна красавица – созвездие Девы. Старое русское название этого созвездия совпадает с нынешним; в древней Руси это созвездие называлось Дана (девица). Это весеннее созвездие и её яркую звезду Спику хорошо видно во время девичьих гаданий с венками. Девушки плели венки и пускали их по воде. По тому, как венок плывёт, можно было узнать о предстоящем замужестве, о её дальнейшей судьбе. Дана тоже сплела венок, пустила по воде, гадая на суженого. Созвездие Венок виделось в маленьком колечке из звёзд, расположенных выше и левее Девы. Постепенно русское название звёздного венка заменилось на венец — Северный Венец, а в последствие стало называться Северной короной.
     Одна из Сибирских сказок утверждает, что под Медведицей висит звёздный платок. Этот платок не простой, он служит мишенью для Богатырей в стрельбе из лука. Зазорно для настоящих богатырей целить в близкую мишень – это всякий может. А вот поместили богатыри свою мишень высоко и далеко в небе посреди звёзд. Этот платок-мишень находится под большой Медведицей, а центр мишени в частой звёздной россыпи созвездия Волосы Вероники, находится  под ручкой ковша.
     Большой популярностью в древнерусском фольклоре пользовался Пояс Ориона (три звезды расположенные на одной линии). Их называли Коромыслом, Коромыслицей, Терезами (весами). В Сибири и в Вятской губернии Пояс Ориона называли Кичигой – ручное орудие труда, которое использовалось для околпачивания льна.
Уж ты зоренька вечерняя,
Ты Кичига полуночная!
Ты зачем рано в восход пошла?
     Рано в восход Орион идёт зимой, тогда же он и полуночный – выше всего поднимается около полуночи. Так что песня вполне соответствует астрономическому содержанию. В южной части России Пояс Ориона и его меч-грабли называли косарями или звёзда Кассиопеи. Так что мы вправе изобразить два русских созвездия, изображающие небесные орудия труда – Кичигу и Грабли.
     Одним из украшений летне-осенних звёзд является треугольник из звёзд Альтаир, Вега и Денеб. Вега украшает созвездие Лиры, здесь же   на небе виден звёздный ромбик с треугольным хвостом, напоминающую птицу, устремлённую к земле – Неясыть (Сова), вещая птица Бабы Яги.
     А у созвездия Лебедя, на хвосте которого блестит звезда Денеб, было много названий если провести линию по ярким звёздам этого созвездия, то вдоль Млечного Пути вытянуло туловище с длинной шеей, а поперёк размахнулись широкие крылья, напоминает Гуся или Лебедя. Вот и летят с давних пор по небу Гуси-лебеди, несут на своих крыльях удивительную сказку.
     Во многих русских сказках помогают героям Молочная река (Млечный путь), яблонька с золотыми яблоками (Мировое космическое дерево с золотыми звёздами). «У царя Выслава был сад такой богатый, что ни в котором государстве лучше такого не было; была у царя яблоня любимая, на которой росли яблоки все золотые...» Такой вот звёздный сад, и жар-птица Солнце, которое склёвывает золотые яблочки звёзд с небосклона. Новогодняя ёлка с нарядными игрушками с разноцветными огоньками на ней, также является живой памятью древней традиции, которую бережно хранит народ из глубин веков о небесном, Мировом дереве, как и яблоньку с золотыми яблоками из волшебных сказок. Земля, вращаясь вокруг своей оси и одновременно обращаясь вокруг Солнца, показывает людям постоянно меняющуюся картину звёздного неба. Только одна звезда не принимает участия в звёздном хороводе – это Полярная звезда (Прикол-звезда, Северная, Сокол, Кол, Небесный Колодец). Она сохраняет своё положение неизменным при суточном вращении Земли. В сказках эту Полярную звезду называют Спящей красавицей, заколдованной царевной, невольницей в плену у Кощея, Змея. Змеем, владыкой железного тёмного царства ночи называли созвездие Дракона. Дворец змея располагается в центре этого тёмного мира, куда заточил он красавицу. О похищении красавицы Змеем сложено много сказок. Одна из них – сказка о Катигорошеке. Приметил Змей, что братья дорожку для сестры соломой помечают, чтобы она приносила им обед на поле. Змей собрал всю солому и перестлал её на дорогу, ведущей к его логову. Приготовила  мать обед, и отправила дочку к своим братьям на поле. Поднялась девушка высоко в гору и пошла по Соломенной дороге. Так она и стала змеевой невольницей. Братья сколько не искали свою сестру, так и не нашли. В это время народился в семье ещё один сын – Катигорошек. Рос он не по дням, а по часам, стал могучим богатырём и пошёл на Змея. Труден был бой, но Катигорошек одолел злодея.
     Соломенная дорога – одно из названий Млечного Пути. По дороге идут искать сестру два брата (Браты) созвездие Близнецов. Расспрашивают Косарей (так называли созвездия Кассиопеи). Неподалёку остался на поле плуг братьев. Плугом называли звёздное скопление Гиады. Гиады вместе с Плеядами входят в созвездие Тельца, левее Тельца лежат грабли и цеп Ориона. В древнерусском зимнем небе видна широкая панорама полевых работ (только в сказочной, небесной стране зимой можно пахать, сеять и убирать урожай), а летом и на земле работ хватает и тогда небесные пахари, и сельскохозяйственные предметы опускаются с неба на землю. Весной сразу после восхода Солнца Волосаны «входят в зарю» на западе и там же вонзается в землю звёздный клин плуга. Небесные пахари начинают обрабатывать землю – это сигнал к началу полевых работ.
     Народная память хранит некоторые очень древние астрономические представления о звёздном небе. Собирательство материалов по русской народной астрономии следует продолжать. Даже если нанести на общую небесную карту, только те созвездия, о которых мы уже хорошо знаем из русских народных сказок и получится звёздная карта довольно приличная. Считалось, что до Петра I Звёздных карт на Руси не было, и впервые она была составлена в 1699 году по указанию Петра. Но народная память хранит немалые сведения о древних астрономических представлений. 
     Открывая для себя звёздную грань русского народного творчества, мы ещё больше восхищается образностью, поэтичностью и мудростью
народной сказки.
     РОЖДЕСТВО ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
                                        Детская музыкальная пьеса
                                   Действующие лица и исполнители:
Мария — Пресвятая Богородица, мать Иисуса Христа
Иосиф — муж Марии;
Ангел  (благовестный
Пастух
Пастушок
Волхв — мудрец Востока
Ирод — царь Иудейский
Первосвященник из Иерусалима
   В массовых сценах принимают участие: пастухи, волхвы (мудрецы Востока), первосвященники и книжники земли Иудиной, детский хор, детский танцевальный ансамбль, флейтисты, трубачи. 
Место действия: Иерусалим, Вифлеем;
Время действия: конец первого века до новой эры.
                    Краткая сюжетная канва музыкальной пьесы:
      В Галилее объявлена перепись населения. Иосиф с женой Марией, ожидающей ребёнка, покидают Назарет и направляются в родные места – в Вифлеем. Ангел возвещает пастухам благую весть о рождении Спасителя. Те, пораженные видением благовестного ангела, сообщают об этом и семье Марии. Младенец наречён по повелению ангелов Иисусом.
      Ирод, правитель Иудеи, услышав о рождении необыкновенного младенца, встревожился и тайно призвал трёх восточных волхвов (мудрецов), чтобы те разузнали о нём. Свет звезды им указует путь в Вифлеем. Узрев младенца, волхвы поклоняются ему, осыпают его дарами и, не возвращаясь к Ироду, отправляются к себе на Родину. Мария с младенцем Иисусом и её муж Иосиф спешно покидают Вифлеем, уходят в Египет до лучшего времени. Ирод в бешенстве приказывать избить всех младенцев в Вифлееме, начиная от двухлетнего возраста. Но Божественная Истина восторжествовала. 

                                              ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
                                               КАРТИНА ПЕРВАЯ
   Ранним утром на зелёной поляне под смоковницей, сидит пастух с пастушком. Пастух обучает молодого пастушка игре на пастушьей флейте.
П а с т у х (обращается к пастушку) Смотри, слушай и запоминай: так звучит для всех пастухов сигнал «Сбор коров и пригон их домой» (сигнал — 1):
Вот так звучит сигнал «Выгон коров» (сигнал — 2):
А вот сигналы разговора двух пастухов – «Где ты?» (сигнал — 3),
«Слышу тебя, я – близко!» (сигнал — 4), «Я далеко» (сигнал — 5):
П а с т у х  (протягивает флейту молодому пастушку) Повтори наигрыши на флейте, которые мы разучивали с тобой вчера, а затем, будем вместе с тобой разучивать сигналы «Разговоры двух пастухов»
П а с т у ш о к (берёт флейту у старшего пастуха, исполняет «Наигрыши на флейте» — 6:
   Едва только пастушок исполнил наигрыш, появился светлый Ангел Господен и, слава Господня осияла пастухов ясным, чудесным светом, так что пастухи были исполнены великим страхом.
А н г е л (к великому удивлению пастухов, исполнил «Наигрыш на металлической трубе» — 6, затем обратился к ним с утешением)
    Не бойтесь и не волнуйтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет возвещена и всем людям, ибо ныне родился вам Спаситель в городе Давидовом, в Вифлееме. Имя нарождённому — Иисус Христос; и вот вам

Нет комментариев  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования