R Инновационная экономика/инновации в высшей школе... » Обсуждения


Bookmark and Share




Разработка коммерческой программы по физической культуре для студентов иностранных языков

янв 10, 2010 | 10:01
ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ОСНОВАМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ФЕДОРОВА Т.А., РЫБНИКОВА О.Л.
г. Астрахань, Астраханский государственный университет
 
На фоне социально-экономических преобразований, происходящих в стране и мире, все большее распространение получает программа WorkandTravel, в результате которой все больше студентов факультета иностранных языков (да и просто студентов, владеющих иностранным языком – преимущественно английским) в период летних каникул уезжают за границу не только с целью совершенствования иноязычной разговорной речи, но и с перспективой заработать. При чем, например, в Америке очень развита система бонусов – дополнительно оплачиваемых услуг в сфере педагогической деятельности, где студенты могут проявить свои знания в области спортивного совершенствования. Так помимо основной работы, на которую изначально направляется студент, он может осуществлять дополнительные высокооплачиваемые услуги. Спрос на них именно в области оздоровительной физической культуры объясняется, во-первых, низким уровнем здоровья, как подрастающего поколения, так и вообще граждан, во-вторых, проблемой лишнего веса. Этим объясняется актуальность данной инновационной методики, которая рассчитана на один учебный год (72 часа) и предназначена в основном студентам третьего года обучения, хорошо владеющим иностранным языком. Полученные знания студенты смогут применить как при работе с детьми в детских оздоровительных лагерях, так в качестве инструкторов по оздоровительной физической культуре. Данная методика может стать, как обязательной и быть включена в общепринятую программу по физической культуре в ВУЗе, так и являться альтернативной.
          Учебная работа по курсу «Оздоровительная физическая культура» (ОФК) осуществляется в форме лекций, семинарских, практических и самостоятельных занятий, а также контрольного занятия. На лекциях раскрывается сущность курса, излагается материал по основам теории и методики обучения ОФК. На семинарских занятиях студенты углубляют и закрепляют знания по основным вопросам изучаемого курса. На практических занятиях студенты изучают комплексы упражнений, обучаются правилам ведения занятий.
Важно помнить, что «здоровье — важнейшее состояние человека, основа его жизнедеятельности, материального благополучия, трудо­вой активности, творческих успехов, долголетия. Здоро­вье человека отражает уровень жизни и санитарного бла­гополучия страны, непосредственно влияет на производи­тельность труда, экономику, обороноспособность, нрав­ственный климат в обществе, настроение людей. Уровень здоровья зависит, в свою очередь, от социально-экономи­ческих и санитарно-гигиенических условий, экологичес­кой обстановки, питания, отдыха, образа жизни, культу­ры, образования, состояния здравоохранения и медицин­ской науки и во многом — от степени двигательной актив­ности человека.
         Изучая состояние здоровья населения в ряде индуст­риально развитых стран мира, Всемирная организация здравоохранения  выделила так называемые «фак­торы риска»,  т. е. причины, способствующие развитию различных заболеваний. Среди них основное значение имеют: высокие темпы современной жизни, нервное пере­напряжение и стрессы, избыточное несбалансированное питание и связанное с этим ожирение; загрязнение воз­душной и водной сред, алкоголизм, курение, наркомания, появление новых болезнетворных факторов: радиация, промышленные и транспортные отходы, заражение про­дуктов питания, новые возбудители болезней, наконец, выраженное снижение двигательной активности человека». [с. 5]
Поэтому важнейшей социальной задачей сегодня надо признать оздоровление населения, усиление мер первич­ной (предупреждение заболеваний) и вторичной (предуп­реждение обострений, ослабления организма) профилак­тики. При этом следует учитывать, что примерно полови­на факторов, определявших состояние здоровья современ­ного человека, относится к образу жизни.
Среди них значительный удельный вес принадлежит недостатку двигательной активности. Норма двигатель­ной активности — понятие условное и весьма индивидуаль­ное. Это — объем движений, наиболее удовлетворяющий потребности организма, способствующий укреплению здо­ровья, гармоничному развитию, хорошему самочувствию, высокой работоспособности и жизненной активности.
Движение — биологическая потребность организма, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедея­тельности. Восполнить этот дефицит могут только регулярные занятия физическими упражнениями. Оздоровительный эффект физических упражнений ос­нован на тесной взаимосвязи работающих мышц с нервной системой, обменом веществ, внутренними органами. При движениях через заложенные в толще мышц нервные окончания рефлекторным путем совершенствуется регу­ляция деятельности организма, улучшается обмен веществ, доставка и использование кислорода органам и тканям, кровоснабжение жизненно важных органов, снижается содержание холестерина и атерогенных липидов (способ­ствующих развитию атеросклероза), полнее выводятся из организма продукты обмена — «шлаки».
Весьма важно иметь в виду и психологическую разгрузку, с которой связаны занятия оздоровительными физическими упражнениями.
В результате оздоровительных мероприятий повышаются защитные функции организма, его иммунитет, повышается физическая и умственная работоспособность, продолжительность активного состояния.
Недостаток движений (так называемая гипокинезия) вызывает обратное действие: ухудшает деятельность организма, снижает его сопротивляемость болезням и утомлению, усугубляет опасность воздействия других «факторов риска» современной жизни и быстро ухудшает в целом физическое и психическое состояние человека.
Дефицит движений особенно опасен в периоде роста и формирования организма. Это тем более важно иметь в виду, поскольку значительная часть современных дошкольников, школьников и студентов имеют различные хронические заболевания, а физическое развитие их и подготовленность часто не соответствуют возрастным нор­мам. В то же время регулярные движения стимулируют рост, способствуют гармоничному развитию мышц, внут­ренних органов и нервной системы, предупреждают нару­шение осанки и плоскостопие, повышают работоспособ­ность и усвояемость учебного материала.
Таким образом, основное средство укрепления и сохра­нения здоровья — это оздоровительные физические упраж­нения. Действенными видами таких упражнений являются оздоровительные системы аэробики и фитнеса.
         Инновационная методика в основном нацелена на организацию оздоровительных мероприятий как с англоговорящими детьми, отдыхающими в детских лагерях, так и другими англоговорящими гражданами. Она может применяться как в индивидуальных занятиях, так и в групповых.
         Приоритетными направлениями предлагаемой методики являются:
— укрепление и сохранение, как здоровья студента, так и обучаемых англоговорящих граждан;
— развитие коммуникативных возможностей студента, получающего большие речевые возможности.
         К числу задач, выполнение которых будет способствовать полномасштабной реализации методики преподавания оздоровительной физической культуры англоговорящим гражданам, отнесем следующие:
1. ознакомить студентов факультета иностранных языков с основными видами ОФК;
2. обогатить их словарный запас соответствующей терминологией;
3. разработать технологию обучения студентов факультета иностранных языков основам ОФК, обучить их применять полученные знания на практике в виде проведения самостоятельных занятий;
4. создать организационные и методические условия для интенсивного овладения методикой преподавания ОФК;
5. укрепить знания студентов факультета иностранных языков о технике безопасности и профилактике травматизма при занятиях ОФК;
6. в итоге применить метод контроля над полученными знаниями в виде проведения самостоятельных занятий.
Для того чтобы тренировка эффективно улучшала фи­зическое состояние, а риск негативных последствий был минимальным, будущий инструктор по оздоровительной физичес­кой культуре должен:
— знать, как устроен и функционирует организм чело­века;
— знать правила безопасности и профилактику травматизма на занятиях ОФК;
— хорошо представлять себе, к каким изменениям в организме приводят те или иные упражнения, то или иное построение тренировочного процесса;
— уметь организовывать и строить совершенствование и весь образ жизни в соответствии с законами биологии и психологии;
— уметь оказывать первую помощь при характерных для ОФК травмах;
— уметь составлять и подбирать необходимые для данного возраста и пола комплексы упражнений.

Нет комментариев  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования