Педагогическая инноватика
»
Обсуждения
Педагогическая инноватика как фактор развития образования
Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) создает условия трансформации глобального сообщества в «общество знаний», предъявляя новые требования к работникам всех видов производств. Эти новые требования отражены в хартии ООН «Образование в XXI веке» (2006), обращающей внимание на такие необходимые в наступившем столетии компетентности, как креативность, инновационность, критическое мышление, умение решать проблемы, коммуникативные способности, способность к сотрудничеству, информационно-технологическая грамотность, контекстное обучение.
Перед национальными системами образования ставится новая и ответственная задача — подготовка граждан возникающего на глазах «общества знаний», отличающихся креативным взглядом на мир, способностью эффективно разрешать многообразные проблемы изменчивой среды, анализировать информацию, работать в информационно насыщенной среде (Харгривс, Д. и др.). Национальные системы образования по-разному решают поставленные задачи, значительно отличаясь друг от друга, как по способам, так и по темпам адаптации к новой социо-культурной и экономической ситуации. Общим, однако, для всех стран является стремление изменить роль учителя — от всезнающего эксперта и ретранслятора образовательной информации к компетентному «менеджеру» учебного процесса в контексте все возрастающих знаний. (Хартнелл, Р., Юнг, В. И др.). Как утверждают большинство западных исследователей, текущие реформы в наиболее успешных в экономическом и социальном плане странах направлены на подготовку педагогов, способных учить учащихся решению возникающих проблем, работе в команде, непрерывно заниматься самообразованием, инновационно и креативно думать и действовать, активно использовать цифровые технологии (Андерсен, Дж., Литл, Д., Весли, С. и др.).
Анализ качества деятельности российских школ в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (2005-2008) (Алексютина, Н., Судаков, В., Порошин, В., Новикова, Е., Шулаков,O. и др.) показывает положительное влияние ПНПО на развитие национальной системы образования. В тоже время, исследователи указывают на то, что школьные педагоги не всегда с достаточной степенью компетентности ориентируются в теории и практике управления инновационными процессами в образовании, не владеют инновационными навыками, инструментарием, не всегда способны довести инновационную идею до практического воплощения, создать условия для «удержания» и развития инноваций. Многие из оригинальных идей так и не приживаются в практике, что тормозит развитие отечественного образования, ставит под сомнение его способность реализовать современные задачи развития. Основные причины такого положения дел видятся в недостаточном внимании профессионального и дополнительного образования к вопросам обучения педагогов технологиям инновационной деятельности в школах и управления этой деятельностью.
Все вышесказанное актуализирует проблему подготовки специалистов для системы образования, компетентных в области педагогической инноватики — новой системе педагогических знаний, особенно востребованных сегодня в условиях реализации Приоритетного национального проекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Участие в работе группы, возможно, внесет свой скромный вклад в достижение стратегических целей модернизации российского образования.