Педагогическая инноватика » Обсуждения


Bookmark and Share




Об инновационном мышлении

фев 24, 2010 | 06:02
Технопарковое (инновационное) мышление как минимум включает в себя два архиважных аспекта: восприятие науки, инновационной деятельности как ценности и терпимое отношение к ее субъектам. 

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве стратегического приоритета выдвинута задача работы с одаренными детьми. Развитие детских талантов и способностей — важнейшее условие вхождения России в число лидирующих экономик мира. Перед образованием в этой связи встают две ответственные задачи: отбор, поиск одаренных детей и создание необходимых условий для развития творческих способностей. Важнейшим психологическим условием развития творческого потенциала человека эксперты считают создание толерантной социо-культурной среды (http://www.triz-chance.ru/researchers.html). Одаренный человек, прежде всего, человек со своими проблемами (статусными, экономическими, нравственными, сексуальными и т.д.). И он (впрочем, как и взрослый) не способен работать творчески и решать инновационные задачи, если его мучают внутренние конфликты, комплексы, отвлекающие от работы всплески настроения, если его сознание погружено в сумерки психологических защит. Штампы и догматы мышления, поведения, навязанные бытом, школой и средствами массовой информации блокируют креативный потенциал человека, мешают неспешному обдумыванию проблем, гасят природный энтузиазм. В биографиях творческих личностей спокойная и творческая обстановка часто связана с заботой и всепоглощающей безоценочной любовью Матери или Воспитателя к будущему инноватору. 
Современный мир трудно представить без более или менее открытых государственных границ, миграций инновационно активного населения, культурных заимствований, Интернета и т.п. Изменчивость и мобильность размывают и категориальные границы всех социальных, этнических и личных идентичностей. В этих условиях некоторые ранее работавшие ценности в современных условиях неизбежно утрачивают притягательность и духовное обаяние, а замедление социокультурного обновления делает такое общество неконкурентоспособным. 
В этом смысле усилия учителей по созданию культуры толерантности к различным проявлениям человеческой природы можно и нужно рассматривать в качестве полезного вклада в решение проблемы воспитания инновационно мыслящей молодежи. Агрессивная, нетерпимая по отношению к различным, скажем так, «чудачествам» индивида среда не только не привлечет инноваторов из зарубежа, но и ускорит исход своих собственных мозгов в более толерантную среду.
Что касается способов формирования инновационного мышления, то здесь будем помнить Дж. Дьюи – «Скажи мне, и я забуду. Покажи, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я научусь.» Инновационное мышление развивается в деятельности; сегодня в проектной деятельности. Однако это не умаляет значения печатного и устного слова и наглядных примеров. Даже советская педагогика указывала – воспитывают не слова, а поступки. Инновационное поведение лидера – лучший аргумент в пользу технопаркового мышления (Делай как я!). Да много всего наработано наукой и практикой в области формирования и развития инновационного мышления.  Было бы желание да средства...

Комментарии  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Маркова НадеждаДелаю все, что могу...
Современные логопеды считают, что в настоящее время у значи-тельной части детей наблюдается слабость развития зрительно-двигательных и слуховых связей, недостаточное развитие мелкой мотори-ки, графического навыка. «Изучение уровня развития тонких дифферен-цированных движений пальцев и кистей рук у детей, обучающихся в пер-вом классе, показало, что у многих из них движения рук недостаточно це-ленаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, плохо сформировано умение использовать ручку или карандаш в качестве рабо-чего инструмента».(Вера Солнцева, Татьяна Белова)
В процессе лепки у учащихся активно развивается чувство формы, объема и пропорций, силуэта, зрительные и тактильные ощущения и восприятия. Занятия лепкой при правильной их организации развивают умственные способности учащихся, расширяют их кругозор, стимулируют фантазию. Формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
Регулярная лепка способствует развитию общей и мелкой моторики, ловкости и координации движений, освоению предметной деятельности. Оказывает благоприятное влияние на развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственных представлений, дополнительно формируется усидчивость, концентрируется внимание, формируется привычка к труду.
При разминании материала и изготовлении изделий сильное воздействие на нервные окончания ладоней и пальцев у ребенка стимулирует развитие центральной нервной системы, а по источникам традиционной китайской медицины — стимулирует деятельность всего организма.
Лепка – не единственный, но весьма эффективный способ развития творческих, умственных и физических способностей на начальном этапе развития ребенка и эффективный способ творческой и физической реабилитации детей с ограниченными возможностями, умственно отсталых и детей с ограниченной двигательной функцией. Творческое переживание позволяет ученику подняться на более высокий уровень собственного личностного развития.
В обычном детском коллективе дети с особенными потребностями обычно в меньшинстве и играют депрессивную роль. Для того, чтобы повысить их социометрический статус, активировать механизмы психологической защиты, ускорить их социальную адаптацию, необходимо предоставить им возможность для проявления и реализации своих способностей.
В воскресной школе преподобного Серафима Саровского в г. Ива-ново здоровые дети, дети с отклонениями в здоровье и их родители занимаются вместе, помогают друг другу, свободно общаются. В обычной школе это к сожалению невозможно.
Пластика в руках учителя — великолепный тренажер для развития личности, интеллекта, творческих способностей ребенка.
Введение современных полимерных пластичных материалов в школьную программу сделало уроки скульптуры и лепки максимально привлекательными для детей. Дети с большим удовольствием лепят рельефные изображения, панно, мозаики, игрушки и куклы.
На занятиях в творческой доброжелательной атмосфере детям даются все необходимые для работы технологические приемы, способы лепки и декорирующие приемы, позволяющие им самовыразиться в создании собственных произведений. При этом на фоне выработки новых приемов продолжается обогащение чувственного опыта, развитие восприятия, ассоциативного мышления и, следовательно, творческого начала.
При этом неважно насколько близко к совершенству будут эти изделия, главное – насколько большим было желание их создать.
Приемы и критерии эвристического обучения единственный эффективный метод обучения творчеству. При этом основная функция учителя – зажечь ученика, создать на уроке атмосферу увлеченности, заинтересованности, дать сознанию ребенка стимулирующий толчок к развитию творчества в нужном направлении. Ученики самостоятельно под моим управлением овладевают новыми знаниями и умениями, познают смысл, необходимость своей деятельности, приближаясь к решению поставленной перед ними проблемы (творческой задачи). На основе универсальной предметной основы и уникального рассмотрения, выстраивания личностного отношения с предметом творчества («эмпатии»), индивидуальных способностей ученика — создается собственное, уникальное произведение, «образовательный продукт».
Ученик знакомится с темой творческой работы, технологией ее из-готовления, поставленной перед ним задачей, видит и понимает стоящую перед ним цель каждого ее этапа и стремится к ее достижению. Желание достижения результата порождает стремление к накоплению знаний и умений, желанию учиться, стремлению к новому уровню мастерства. Ученик сам видит, каких знаний ему не хватает и стремится их получить любым способом или находит по ходу действия свои ответы, т.е. прояв-ляет творческие способности.
Рефлексивная деятельность, осмысление результата и метода соб-ственной деятельности позволяет учащемуся осознать свою индивидуальность, уникальность и значимость.
Контроль качества знаний и оценка деятельности учащихся осу-ществляется на основании требований программы с помощью методов проблемного обучения – подведение итогов и оценка работы или ее устная характеристика.
Создавая простые формы ученик постепенно приходит к потреб-ности создания сложных изделий или композиций, осознает, как эти формы можно использовать в дальнейшем, видит все перспективы использования полученных навыков в жизни, творчестве, игре, все этапы создания произведения и его смысл, использует и совершенствует полученные навыки работы, развивается, растет как художник и как личность, успешно самовыражаясь – самоутверждается в мире.
Делать на уроках нужно то, чем можно пользоваться (играть, гордиться, любоваться) или подарить: посуду, украшения, игрушки (скульптуру) с постепенным усложнением в техническом и художественном отношении.
2010-02-27 04:37:23 · Ответить · · Ссылка
Какие же замечательные педагоги работают в воскресной школе преподобного Серафима Саровского в г. Ива-ново. Творчество, лепка, работа с пластикой, эврестическое обучение, рефлексия, проблемное обучение, создание условий для самоутверждения, осознания своей уникальности, совместное обучение — все это замечательные и, главное, работающие методы и методики. Особенно привлекает направленность всего процесса обучения на полезность окончательного продукта детского творчества — Делать на уроках нужно то, чем можно пользоваться. Спасибо Вам, Надежда! Счастья и здоровья Вам и Вашим питомцам!
2010-02-27 05:17:23 · Ответить · · Ссылка