R
Кросс-культурная психология и этология человека
»
Обсуждения
Биологическое, социальное и культурное в поведении человека
май 21, 2010 | 20:05
Поправьте, если ошибаюсь. Этология — это наука о биологических основах поведения животных. Этология человека, соответственно, — о биологических основах поведения человека. Как отличить, что в поведении человека обусловлено природой, а что обществом и культурой?
Комментарии
Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Этология человека занимается биологическими основами поведения человека, а также его кросс-культурными различиями. Именно кросс-культурные исследования помогают выявить универсалии в поведении человека.
Важным аспектом исследований в этой области является также изучение человеческих взаимодействий в повседневной жизни и сравнительный кросс-культурный анализ поведенческих универсалий, их непосредственных механизмов и первичных причин возникновения (Бутовская, 2004). Этология человека исследует также и культурно-специфические формы поведения, особенно в тех случаях, когда их проявление входит в реальное противоречие с предсказаниями эволюционной биологии. Эти обстоятельства заставляют пересмотреть первичное определение данной науки. Сейчас под этологией человека понимают поведенческую антропологию — науку, изучающую взаимодействие биологического и социального в поведении человека (Бутовская, 2004). Этологи изучают, каким образом общие эволюционные тенденции реализуются в условиях различных культур. В перспективе этология человека может способствовать взаимопониманию между естественно-научными и гуманитарными дисциплинами. Эта наука, как область знаний о поведении человека, заполняет, в сущности, лакуны, которые оставались пустыми до последнего времени и были вне поля зрения психологии, культурной антропологии или социологии. Она изучает поведение человека в ином, эволюционном ракурсе.
В настоящее время сами этологи чаще всего кратко определяют свою дисциплину как биологическое изучение поведения или биологию поведения, что далее раскрывается как изучение четырех главных вопросов:
1) физиологических механизмов поведения;
2) онтогенеза поведения;
3) эволюции поведения
4) функций поведения, обеспечивающих выживание индивидов в их естественной среде.
Это определение этологии в наиболее четкой и развернутой форме было дано Н. Тинбергеном в 1963 г. в статье «О целях и задачах этологии», и именно оно стало стандартным и принятым во всех руководствах по этологии.
Методологической базой этологии человека являются эволюционная биология, общая этология, когнитивная и социальная психология, психолингвистика, семиотика, культурная антропология. Однако этология человека не дублирует эти дисциплины и имеет свою собственную сферу компетенции и собственный предмет исследования. То обстоятельство, что в этологии человека применяется сравнительно-эволюционный подход, делает ее просто незаменимой в обшей системе наук о человеке и определяет ее место в этой системе.
В настоящее время этология имеет статус академической дисциплины, причем с разветвленной структурой поддисциплин (среди них, например, нейроэтология, этология человека, экоэтология и др.) (Гроховская).
Существенной базой этологических работ является анализ цепей действий (или поведенческих последовательностей), учет временных поведенческих кластеров и непосредственного воздействия со стороны среды. Психологи часто оперируют частотными или временными данными без учета их реального ситуативного контекста.
Основой этологического мировоззрения всегда являлся эволюционный подход, поэтому поведение рассматривалось этологами в ином, не сопоставимом с психологическими подходами ракурсе. Если этологи были исходно ориентированы на поиск универсальных закономерностей поведения человека и сравнительные межвидовые и кросс-культурные исследования, то психологические работы в таком ракурсе практически никогда не проводились.
Например как использованию методов, терминологии, основных концепций, схем и т.п., разработанных этологами и зоопсихологами применительно к анализу и прогнозированию поведения человека.
Похоже, что разграничение на биологическое-социальное не всегда оправдано и нужно. Например, если постараемся выделить стереоотипные схемы поведения человека, напоминающие эволюционно-стабильные стратегии, зачем знать — это биологическое или социальное? Просто анализируем, прикидываем выигрыши и потери и т.п.
Д. Мак-Фарленд.
Об исследовании культуры шимпанзе читайте www.ethology.ru/interview/?id=180
www.ethology.ru/interview/?id=180
ethology.ru/library/?id=351
ethology.ru/news/?id=409