R Кросс-культурная психология и этология человека » Обсуждения

кандидат исторических наук

Bookmark and Share




Биологическое, социальное и культурное в поведении человека

май 21, 2010 | 20:05
Поправьте, если ошибаюсь. Этология — это наука о биологических основах поведения животных. Этология человека, соответственно, — о биологических основах поведения человека. Как отличить, что в поведении человека обусловлено природой, а что обществом и культурой?

Комментарии  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Феденок ЮлияБиологическое, социальное и культурное в поведении человека
В поведении человека есть общечеловеческие универсалии, которые прослеживаются во всех культурах, к примеру, выбор брачного партнера, детско-родительские отношения, базовые эмоции, альтруизм, агрессивное поведение, пространственное поведение и много другое. В каждой культуре на эту базовую основу поведения влияют различные культуроспецифичные модели поведения. Соответственно, у поведения человека есть биологическая основа, на которую влияет культура, в которой человек вырос или в которую он переехал.
Этология человека занимается биологическими основами поведения человека, а также его кросс-культурными различиями. Именно кросс-культурные исследования помогают выявить универсалии в поведении человека.
2010-05-21 21:22:59 · Ответить · · Ссылка
И. Айбл-Айбесфельдт исходно определил этологию человека как биологию человеческого поведения, так как она изучает основы формирования поведения человека в онто- и филогенезе, функции определенных форм поведения, физиологические механизмы поведения, пытается восстановить селективные процессы, приведшие к формированию конкретной поведенческой стратегии.

Важным аспектом исследований в этой области является также изучение человеческих взаимодействий в повседневной жизни и сравнительный кросс-культурный анализ поведенческих универсалий, их непосредственных механизмов и первичных причин возникновения (Бутовская, 2004). Этология человека исследует также и культурно-специфические формы поведения, особенно в тех случаях, когда их проявление входит в реальное противоречие с предсказаниями эволюционной биологии. Эти обстоятельства заставляют пересмотреть первичное определение данной науки. Сейчас под этологией человека понимают поведенческую антропологию — науку, изучающую взаимодействие биологического и социального в поведении человека (Бутовская, 2004). Этологи изучают, каким образом общие эволюционные тенденции реализуются в условиях различных культур. В перспективе этология человека может способствовать взаимопониманию между естественно-научными и гуманитарными дисциплинами. Эта наука, как область знаний о поведении человека, заполняет, в сущности, лакуны, которые оставались пустыми до последнего времени и были вне поля зрения психологии, культурной антропологии или социологии. Она изучает поведение человека в ином, эволюционном ракурсе.

В настоящее время сами этологи чаще всего кратко определяют свою дисциплину как биологическое изучение поведения или биологию поведения, что далее раскрывается как изучение четырех главных вопросов:
1) физиологических механизмов поведения;
2) онтогенеза поведения;
3) эволюции поведения
4) функций поведения, обеспечивающих выживание индивидов в их естественной среде.
Это определение этологии в наиболее четкой и развернутой форме было дано Н. Тинбергеном в 1963 г. в статье «О целях и задачах этологии», и именно оно стало стандартным и принятым во всех руководствах по этологии.

Методологической базой этологии человека являются эволюционная биология, общая этология, когнитивная и социальная психология, психолингвистика, семиотика, культурная антропология. Однако этология человека не дублирует эти дисциплины и имеет свою собственную сферу компетенции и собственный предмет исследования. То обстоятельство, что в этологии человека применяется сравнительно-эволюционный подход, делает ее просто незаменимой в обшей системе наук о человеке и определяет ее место в этой системе.

В настоящее время этология имеет статус академической дисциплины, причем с разветвленной структурой поддисциплин (среди них, например, нейроэтология, этология человека, экоэтология и др.) (Гроховская).

Существенной базой этологических работ является анализ цепей действий (или поведенческих последовательностей), учет временных поведенческих кластеров и непосредственного воздействия со стороны среды. Психологи часто оперируют частотными или временными данными без учета их реального ситуативного контекста.

Основой этологического мировоззрения всегда являлся эволюционный подход, поэтому поведение рассматривалось этологами в ином, не сопоставимом с психологическими подходами ракурсе. Если этологи были исходно ориентированы на поиск универсальных закономерностей поведения человека и сравнительные межвидовые и кросс-культурные исследования, то психологические работы в таком ракурсе практически никогда не проводились.
2010-05-21 21:32:36 · Ответить · · Ссылка
Соколовский МаксимЗачем всё так усложнять???
Может к этологии человека относиться проще?
Например как использованию методов, терминологии, основных концепций, схем и т.п., разработанных этологами и зоопсихологами применительно к анализу и прогнозированию поведения человека.
Похоже, что разграничение на биологическое-социальное не всегда оправдано и нужно. Например, если постараемся выделить стереоотипные схемы поведения человека, напоминающие эволюционно-стабильные стратегии, зачем знать — это биологическое или социальное? Просто анализируем, прикидываем выигрыши и потери и т.п.
2010-05-21 21:59:41 · Ответить · · Ссылка
ну это исключительно деловой подход в зависимости от ваших целей — что вы хотите получить в смысле выгоды. к сожалению, такой подход часто ведет к искажению реальных фактов
2010-09-08 18:03:40 · Ответить · · Ссылка
Создается впечатление, что по мере того как увеличиваются наши знания о поведении животных, различия между человеком и животным начинают сокращаться.
Д. Мак-Фарленд.

Об исследовании культуры шимпанзе читайте www.ethology.ru/interview/?id=180

www.ethology.ru/interview/?id=180

ethology.ru/library/?id=351

ethology.ru/news/?id=409
2010-05-22 21:02:54 · Ответить · · Ссылка
Горбунова ТатьянаПалеоэтология (?)
Скажите, а древний человек случайно не был объектом интереса этологов?
2010-05-27 21:49:21 · Ответить · · Ссылка
Нет, тут скорее наоброт. Изучая поведение современного человека, его ближайших родственников (шимпанзе, бонобо), а также поведение детей и людьми с некоторыми девиациями в поведении, можно реконструировать как шла эволюция поведения человека, а также какие эволюционные стратегии были выгодны и для чего. и таким образом объяснить универсальное в поведении современного человека.
2010-06-19 11:33:17 · Ответить · · Ссылка
опять же на основе живущих в наше время народов, продолжающих вести образ жизни, сходный с нашими предками (прежде всего, это охотники-собиратели) пытаются реконструировать юволюция человека в целом и понять поведение наших предков
2010-09-08 18:01:41 · Ответить · · Ссылка