Religious Studies » Обсуждения

кандидат исторических наук

Bookmark and Share




Конференция в Новгороде

Сен 17, 2009 | 12:09

ПРОГРАММА IX МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, СОВРЕМЕННОСТЬ», ПОСВЯЩЕННОЙ 1150 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА

Великий Новгород, 30.09 - 02.10.2009 г.

30    сентября, среда

06.10 – встреча участников конференции на ж/д вокзале, отъезд автотранспортом  к  месту пребывания,  начало   регистрации   прибывших (новый  корпус  общежития  НовГУ   им. Ярослава Мудрого)

10.30 – отъезд   автотранспортом  от  места  пребывания  к  месту   проведения  пленарного  заседания

(лекторий    Новгородского   музея-заповедника, б. Входоиерусалимский  храм  в  Новгородском    кремле)

11.00 -  начало  пленарного  заседания

Приветствия   участникам   конференции:

Комитет  культуры,  туризма  и  архивного  дела  Администрации  Новгородской  области

Новгородский   государственный   объединённый   музей-заповедник

Новгородский  государственный  университет   им.  Ярослава  Мудрого

Новгородское  общество   любителей  древности

Митрополия   Московская  и   всея  Руси   Русской  Православной  старообрядческой  Церкви

Российский  Совет   Древлеправославной   Поморской  Церкви

Новгородская   епархия   Русской  Православной  Церкви  Московского  Патриархата

Выступления:

1. О   новгородском    происхождении   вятчан:  проблемы   религиозного   менталитета

                                    Виктор   Аркадьевич   Бердинских,  доктор   исторических   наук,

                                    профессор,  заведующий   кафедрой  истории  и  краеведения

                                    Вятского   государственного   гуманитарного   университета

                                    (г.  Киров)

2. Смысловые   разночтения   в   старообрядном   и   новообрядном   чинах   крещения  в

    свете    истории   чинопоследования    Таинства

                                   Священник   Константин   Костромин,  кандидат   богословия,

                                   соискатель   исторического  факультета  Санкт-Петербургского

                                   государственного  университета,  клирик  Свято-Исидоровского

                                   храма  Санкт-Петербургской  епархии  РПЦ МП

                                   (г.  Санкт – Петербург)

3. Личность  в  старообрядчестве:   традиционное    и   эволюционное

                                   Ирина  Николаевна  Ружинская, кандидат  исторических  наук,

                                   доцент  Петрозаводского  государственного  университета

                                   (г.  Петрозаводск,   респ.  Карелия)                                  

4. Принципы   ведения   аграрного  старообрядческого  хозяйства  в  России  XIX  -  начала

    ХХ  в.:  деловое  поведение  или  крестьянский   традиционализм?

                                   Валерий   Всеволодович  Керов,  доктор   исторических   наук,

                                   профессор  Российского   университета  дружбы   народов

                                   (г.  Москва)

5. Иконописание   на   Выгу  в   XVIII  -  1-й   пол. XIX   вв.:  новгородская  и

    севернорусская    традиции  в  формировании  иконографии  и  стиля   поморских   икон

                                   Надежда  Валерьевна  Пивоварова,  кандидат

                                    искусствоведения,  ведущий  научный  сотрудник

                                   Государственного  Русского  музея  (г.  Санкт – Петербург)

 

13.00 – отъезд   автотранспортом  на обед,  перерыв   на   обед:  13.00  -  14.00 (столовая   Гуманитарного института  НовГУ,  Антоново)

14.00 – 17.00  30.09.2009,

  10.00 -  16.30   01.10.2009,  четверг    перерывом  на  обед:   13.00 – 14.00, там же)    -  работа   по   секциям                     

Секция  1.  Староверы  как  «древние  новгородцы»  XVII  -  XXI   вв.:  вечевой   строй   средневековой  Новгородской   республики   как  одна  из   исторических   основ  старообрядчества

Место  проведения  заседаний:  Гуманитарный      институт   НовГУ  (Антоново),   № аудитории  будет  сообщён  дополнительно

 

1. «Новгородская    исключительность»  древнейшей  «Правды»  и  объяснение   законсервированности   быта   региона:  оценка   советской   историографии

                                      Светлана  Николаевна  Блащук,  младший   научный  сотрудник

                                       Института   истории  Украины   Национальной  Академии   наук

                                      Украины (г. Киев)

2. Новый       старообрядческий    список     Новгородско-Псковской   летописи  (XIIIXVII  вв.)

                                    Юрий   Петрович  Алёхин,  кандидат   исторических   наук,

                                    доцент,  директор  Рудно-Алтайского   научного  историко-

                                    культурного   центра  (г.  Змеиногорск,  Алтайский   край)

3.  Тобольск  и   Великий  Новгород:  культурно -  исторические   взаимосвязи

                                    Павел   Александрович  Долнаков,  Новосибирская   архитектурно

                                    – художественная   академия  (г.  Новосибирск);

                                    Елена   Александровна  Долнакова,  сотрудница  ЗАО

                                    «ЗапсибНИИпроект» (г. Новосибирск)

 4. «Нижегородская   Карелия»  в  XVIIIв.

                                    Сергей  Васильевич Сироткин,  сотрудник   Российского

                                    государственного   архива   древних   актов  (г.  Москва);

                                    Александр  Сергеевич Сироткин,  сотрудник   Московского

                                    педагогического   государственного   университета

                                    (г. Москва)

5.  Воспоминания     анонимного    поляка    о   старообрядцах  в  России  (сер. XIXв.)

                                   Ирина  Юрьевна  Мартианова, соискатель  кафедры

                                    дореволюционной    истории  России,  библиотекарь   Кубанского

                                    государственного  университета  (г. Краснодар)

6.  Конфессиональная   политика   Александра  II   в   60-е  гг.  XIX  в.  и   развитие

     старообрядчества  (на   материалах   Вятской   губернии)

                                   Виктория   Вячеславовна  Машковцева,  кандидат     исторических

                                    наук,  доцент  кафедры  отечественной  истории    Вятского

                                    государственного  гуманитарного   университета  (г. Киров)

7. Ковровские   старообрядцы  и   офени:  грани   взаимоотношений

                                    Ольга  Альбертовна  Монякова,  кандидат   исторических   наук,

                                     директор  Ковровского  историко-мемориального   музея

                                    (г. Ковров   Владимирской    обл.)

8. Ксенос  (Иларион   Георгиевич   Кабанов)  -   старообрядческий   писатель.  К   190 –

     летию  со  дня   рождения

                                    Ромуальд   Игоревич   Перекрёстов,  исследователь    истории

                                     старообрядчества  (г.  Одинцово,   Московская    обл.)

 9. Епископ   Феодосий:  штрихи  к   портрету

                                   Виктор   Иванович  Осипов,  директор   Боровского   историко –

                                     краеведческого   музея  (г.  Боровск,   Калужская    обл.)

 

 

10. Внутренний  мир   петербургского  единоверческого   священника     Иоанна

      Верховского  (попытка   исследования   психологического  портрета)

                                   Роман  Александрович  Майоров,  кандидат   исторических

                                   наук,  преподаватель  Учебного  центра   при   Митрополии

                                   Русской   Православной  старообрядческой  Церкви  (г.  Москва)

11. Лакомкины,  старообрядческие   иереи   из  с.  Золотилово   Костромской   губ.

                                   Андрей   Евгеньевич  Кабанов,  кандидат   исторических   наук,

                                   докторант  Ивановского   государственного   университета

                                   (г.  Иваново)

12. Реализация     закона    «О   старообрядческих  и   сектантских   общинах»   1906  г.

      (на  примере     поморского   согласия   Западной  Сибири)

                                    Константин   Юрьевич  Иванов,  кандидат   исторических   наук,

                                    доцент  кафедры  общественных  наук   Беловского   филиала

                                    Кемеровского  государственного   университета

                                    (г. Белово   Кемеровской   обл.)

13. Судьба   храма   Рыбинской   поморской   общины  в   ХХ  веке

                                     Алексей  Александрович  Безгодов, руководитель  историко-

                                     архивного  отдела  Российского  Совета  Древлеправославной

                                     Поморской   Церкви (г. Великий  Новгород), Александр Воронов,

                                     духовный  наставник  Вилянской   старообрядческой  поморской

                                     общины (г. Виляны,  Латвия)

14. Килинск  -  посёлок   староверов - часовенных    Горной    Шории. Экономические  и 

      социальные  обстоятельства

                                      Наталья  Викторовна  Литвина, старший  научный  сотрудник

                                      архива  Российской  академии  наук (г. Москва)

15. Рязанское   старообрядчество  в   XVII  -  XX  веках

                                     Майя   Владимировна  Сёмина,  соискатель  Православного

                                     Свято-Тихоновского  гуманитарного  университета  (г.  Рязань)

16. Социально-политическое  значение  старообрядчества   для    государственной   жизни

      России  (по  материалам   дореволюционных   исследований)

                                    Борис   Юрьевич   Тарасов,  кандидат   исторических   наук

                                     (г. Москва)

 

Секция  2.  Судьбы   староверов  Новгородчины:  региональная   специфика  истории  и  культуры   местного  старообрядчества  XVIIXXI вв.;  Пути  гонимых  за  веру:  истоки  и  направления  миграции  новгородских  старообрядцев  в  другие  регионы   России  и  в  зарубежные  государства  в  XVIIXIXвв.; 

Место  проведения  заседаний:  Гуманитарный      институт   НовГУ  (Антоново),   № аудитории  будет  сообщён  дополнительно

 

1. «В   странах     Нова - града   на   Тихвине»:   старообрядцы-капитоны   в  конце  XVII  в.

                                    Александр  Викторович  Бородкин,  кандидат   исторических   наук,

                                   доцент,  заместитель   директора  Ярославского  филиала

                                   Российского  государственного   гуманитарного   университета

                                   (г.  Ярославль)

2. Новгородцы  -   основатели   старообрядческих   скитов   на   Севере  России

                                    Любовь  Николаевна  Хрушкая,  главный   специалист   отдела

                                    информационно-поисковых   систем   Государственного   архива

                                    Архангельской  обл. (г. Архангельск)

 

 

3. Старообрядческие   самосожжения  на  Северо-Западе   России  в   конце  XVII  -  XVIII

    вв.:  идеология,  состав  участников,  историческая   память

                                    Максим   Викторович   Пулькин,  кандидат   исторических   наук,

                                    старший  научный  сотрудник   Института   языка,  литературы  и

                                    истории  Карельского   научного   центра  Российской  Академии

                                    наук,  доцент   кафедры  культурологии   Петрозаводского

                                    университета  (г.  Петрозаводск,  респ.  Карелия)

4.  Троицкая    Сунарецкая    пустынь   в    южной   Карелии  (2-я    пол.   XVII  в.):

     исторический  и   археологический   аспекты

                                    Марк  Михайлович  Шахнович,  кандидат  исторических   наук,

                                    заведующий  отделом   археологии  Карельского   государственного

                                    краеведческого   музея  (г.  Петрозаводск,  респ.   Карелия)

5. Житие  Феодосия   Васильева   как    источник   по   истории  новгородских федосеевцев

                                   Кирилл   Владимирович  Орлов,  научный   сотрудник

                                   Государственного   музея   истории   религии

                                   (г.  Санкт  -  Петербург)

6.  Переселение  старообрядцев  из  Великоновгородских  земель  в  Стародубье  в  начале  XVIII  в. 

                                     Ромуальд   Игоревич   Перекрёстов,  исследователь    истории

                                    старообрядчества  (г.  Одинцово,   Московская    обл.)

7.  Пути   миграции   новгородских   старообрядцев  в  Стародубье   в   XVIIIXIX  вв.

                                    Марина  Викторовна  Кочергина, кандидат  исторических  наук,

                                     докторант  Брянского  государственного  университета

                                    (г. Брянск)

8. Закрытие   старообрядческих   пустыней  и   попытки   создания   на   их   месте

    православных    монастырей   в   Карелии  (на   примере   Троицкой  Сунарецкой

    пустыни  и  Даниловского   монастыря)

                                    Юлия  Николаевна  Кожевникова,  кандидат    исторических

                                    наук,  заведующая   историческим   отделом  Спасо - Кижского

                                    Патриаршего   подворья  (г.  Петрозаводск,   респ.  Карелия)

9. Типология   конфликтов   старообрядцев   и    власти   во  2-й  пол.  XIX  -  нач.  ХХ  вв.

    на   территории   Северо -  Западного   края   Российской   империи

                                     Александр  Юрьевич  Бендин,  кандидат   исторических   наук,

                                     доцент  Института   теологии   Белорусского  государственного

                                     университета  (г.  Минск)

10. Старообрядческие   духовные   центры   юга   Псковщины

                                    Кирилл  Яковлевич  Кожурин, кандидат  философских  наук,

                                     доцент  Санкт – Петербургского государственного  университета

                                     экономики   и  финансов (г. Санкт – Петербург)

11. Старообрядцы   Псковщины   в  общественно – политической   жизни   региона  в

      период   думской   монархии (1905 – 1912  гг.)

                                    Станислав  Георгиевич  Петров,  кандидат   исторических   наук,

                                      доцент   Великолукского  филиала  Санкт-Петербургского

                                      государственного  университета  путей  сообщения

                                    (г. Великие  Луки,   Псковская   обл.)

12. Новгородский  след  в  Гуслицах. Селение  Анциферово

                               Сергей  Сергеевич  Михайлов, председатель  ассоциации

                                исследователей  восточного  Подмосковья «Гуслицкий

                                перекрёсток»,  главный  редактор  историко- краеведческого

                                альманаха «Гуслицкая  округа» (г.  Москва)        

                          

13. «Ныне  о   новгородской   старине  в  курских   деревнях   знают…»:  из   истории

      межрегиональных   старообрядческих   связей  в  России   начала   ХХ  века

                                   Александр  Вячеславович  Апанасенок,  кандидат   исторических

                                   наук,  доцент  Курского   государственного  технического

                                   университета  (г.  Курск)   

14. К   вопросу  о   контактах   северорусских  и  сибирских   старообрядцев

                                   Александр  Иванович  Голомянов,  кандидат   технических   наук,

                                   доцент   кафедры  теоретической  и   прикладной  механики

                                   Новосибирского   государственного  аграрного   университета

                                   (г.  Новосибирск)

 

Секция  3. Новгородский   стиль  в  старообрядчестве:  духовное  и   церковно-художественное  наследие  Великого  Новгорода  XI -  XVII  вв.  как  одна  из  основ   культуры   староверия

Место  проведения  заседаний: старый   корпус   Гуманитарного     института   НовГУ  (б.  Духовная   семинария  в  Антониеве  монастыре), 2-й этаж,   Центр     творческой   интеллигенции  им.  В.В.  Сороки

 

1. 500 – летие    создания   в    Новгороде   полного   славянского   свода   Библии:  время

    и   источники

                                    Елена  Михайловна  Сморгунова, колледж  «Наследие» (г. Москва)

2. Сборник   слов  и  житий  новгородского   происхождения   из   рукописного  собрания

    М. И.  Чуванова

                                     Ирина  Давыдовна  Сироткина, Российская  государственная

                                     библиотека (г.  Москва)

3. Печорские   списки  сказания  о  битве  новгородцев  с  суздальцами

                                      Татьяна  Фёдоровна  Волкова, кандидат  филологических  наук,

                                       доцент  кафедры  русской  и  зарубежной  литературы

                                       Сыктывкарского  государственного  университета

                                       (г. Сыктывкар,   респ.  Коми) 

4. Пути   книг  на   Ветку (по  записям   в  старопечатных  и  рукописных   книгах  XVI  -

    нач.  ХХ вв.)

                                     Светлана  Ивановна  Леонтьева, главный  хранитель Ветковского

                                     музея  народного  творчества  (пос. Ветка, Гомельская   обл.,

                                     Беларусь)

5. Иконографический  замысел   иконы  «Богоматерь   Тихвинская  с  протоевангельскими

    сюжетами  и  сонмом   святых»  2-й   четверти  XVI  в.  из  собрания   К. В.  Воронина

                                     Елена  Михайловна  Саенкова,  кандидат  искусствоведения,

                                     доцент   кафедры  истории  и  теории  христианского  искусства

                                     Православного  Свято-Тихоновского  гуманитарного  университета,

                                     хранитель  Государственной  Третьяковской  галереи (г. Москва)

6. К  вопросу  о  роли  мастеров - новгородцев  в  становлении   меднолитейного  дела  в

    Выговском      поморском    общежительстве

                                     Елена  Яковлевна  Зотова, кандидат  исторических  наук,

                                     старший  научный  сотрудник  Центрального  музея   древнерусской

                                     культуры  и  искусства  им.  Андрея  Рублёва (г. Москва)

7. Культура  Ветки. Особенности   иконографии  Покрова

                                     Галина  Григорьевна  Нечаева, директор Ветковского  музея

                                     народного  творчества, Елена  Владимировна  Попова, научный

                                     сотрудник  Ветковского  музея  народного  творчества, художник-

                                     реставратор  (пос. Ветка, Гомельская   обл., Беларусь)

 

8. О  «новгородском   сти


Комментарии  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Иванов КонстантинОбсуждение докладов
К сожалению, финансовый кризис докатился и до нас. ТОлько на проезд до Новгорода и обратно мне нужно потратить 7000 руб., при том, что я ещё не заню насколько урезали нам нагрузку. Возможность получить командировку (точнее - оплату проезда) отсутствует. Поскольку время сбора материалов для сборника не определено, а возможности лично обсудить положения докладов нет, предлагаю организовать выкладывание сырых материалов здесь и их обсуждение, чтобы в итоге в сборнике были приличные статьи. И ещё вопрос: как получилось, что на традиционную конференцию так мало заявилось докладчиков,из-за Урала в программме - Алатай и Кузбасс?
2009-09-17 13:13:30 · Ответить · · Ссылка
Пулькин МаксимНовгородская конференция
Дорогой Константин! Вообще на этот вопрос никто не ответит. У каждого свои причины. Но можно предположить, что основная проблема заключается в отсутствии трех вещей: денег, денег и еще раз денег. Здесь же кроется причина запаздывания сборника. если кто-то может выложить свою статью, то это будет отлично. Мои материалы для доклада уже есть в интернете (легко найти их поисковой системой, набрав к примеру "Пулькин - самосожжения" или как-то так.
2009-09-17 17:35:18 · Ответить · · Ссылка
Прочитал тут http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/146-1-0-191 ващу статью. Что же это получается, значит, многих старообрядцев подстрекали к самосожжению наиболее "сообразительные" их сопленники (тоже старообрядцы), а потом пользовались их имуществом? А Вы исследовали, как преследовали старообрядцев? Как их казнили? Мне кажется, что им создавали такие условия, что покончить жизнь самоубийством для них было самым легим исходом дела.
2009-09-21 03:06:54 · Ответить · · Ссылка
Пулькин МаксимОтвет Святославу
Дорогой Святослав. Вы меня удивили. Я ТАКОГО не писал. Конечно, преследования сыграли очень важную, самую важную роль в организации самосожжений. А вот некоторые противники старообрядцев обвиняли сторонников самосожжений в том, что они руководствуются корыстными мотивами. Это был полемический прием и с точки зрения здравого смысла немного странный, поскольку организаторы самосожжений сами тоже сгорали. Стоит ли путать мою позицию и позицию писателей семнадцатого века? Читайте внимательнее.
2009-09-21 10:26:36 · Ответить · · Ссылка
Пулькин МаксимЕще один ответ
А еще обратите внимание: статья размещена на старообрядческом сайте. Если бы я написал ТАКОЕ, стали бы старообрядцы размещать мой текст на своем сайте? Это ведь клевета настоящая была бы, а не правда. С почтением, Максим Пулькин
2009-09-21 10:31:06 · Ответить · · Ссылка
Честно говоря, Ваша позиция по поводу истинности аргументов в произведении Евфросина не ясна. В статье просто эти аргументы излагаются, но Вами не указывается, что это на самом деле ложь. Только здесь Вы написали, что это лишь полемический прием. А почему Вы, кстати, не можете допустить того, что такие случаи были? Чтобы существовали подстрекатели, которые сами самосожжениями не занимались, а имели с этого выгоду? Ведь противостояние никониан - старообрядцев очень политизированное явление.
2009-09-23 01:42:27 · Ответить · · Ссылка
Дорогой Святослав! Эта тема вообще сложна, неоднозначна и т.д. Известно, что были люди, писавшие труды в защиту самосожжений, благословлявшие на гари. Но сами при этом они в огонь не стремились. Были "водители на гари", т.е. непосредственные организаторы самосожжений. Им спасения от кары не было: за организацию самосожжений им полагалась казнь (сожжение в срубе). Никакой корысти. Писать, что Евфросин обманывал, лгал, было бы нелепо. Эти его высказывания, как и многие другие, продиктованы потребностями полемики. По поводу самосожжений старообрядцы писал многое другое. Например, что новая вера подготовлена в аду самим сатаной и его сподвижниками-еретиками, неустанно трудившимися в течение 30 лет. Тоже ведь ложь? Или как Вы думаете? Дело ведь не в том, чтобы спорить с Евфросином, а в том, чтобы разобраться в аргументах ПРОТИВНИКОВ самосожжений. От отчаяния они писали всякое. Само обвинение в корыстных мотивах при самосожжении представляется мне необычайно нелепым, тут вообще опровергать нечего.
2009-09-23 16:41:03 · Ответить · · Ссылка
Вы говорите "Само обвинение в корыстных мотивах при самосожжении представляется мне необычайно нелепым, тут вообще опровергать нечего". Но в двух строках до этого указываете: "Известно, что были люди, писавшие труды в защиту самосожжений, благословлявшие на гари. Но сами при этом они в огонь не стремились". Раз таковые БЫЛИ, и это не подлежит сомнению, почему же тогда обвинение в корыстных мотивах нелепо. Оно как раз обосновано имеющимся опытом. Еще пишете: "Писать, что Евфросин обманывал, лгал, было бы нелепо. Эти его высказывания, как и многие другие, продиктованы потребностями полемики". Почему же писать, что он лгал, нелепо? Ложь остается ложью, чем бы она ни была продиктована. Лгали как сторонники, так и противники, и об этом надо честно писать.
2009-09-24 11:59:18 · Ответить · · Ссылка