Организации » 21-й Научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны РФ


Федеральное государственное унитарное предприятие 21-й Научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны Российской Федерации (ФГУП 21 НИИИ МО РФ) является головным научно-техническим центром страны по формированию и реализации единой военно-технической политики в области создания, совершенствования и использования военной автомобильной техники. Он был образован в 1959 г. в результате объединения Научно-исследовательского института по колесным и гусеничным артиллерийским тягачам и транспортерам из города Петродворца Ленинградской области, основанного 12 октября 1954 г., и Научно-исследовательского и испытательного автотракторного полигона в городе Бронницы Московской области, ведущего свою историю от созданной в разгар войны автотранспортной мастерской.

Главными направлениями деятельности 21 НИИИ являются разработка тактико-технических заданий практически на все виды отечественных военных автотранспортных средств, проведение государственных испытаний и сертификации, подготовка предложений о принятии их на вооружение и о постановке на серийное производство. Совместно с заводамиизготовителями институт активно участвует в создании и модернизации военных шасси, автомобилей, автопоездов и их агрегатов, кабин, кузовов и модульных надстроек, средств преодоления водных преград на плаву и систем защиты. В 21 НИИИ были разработаны и построены многочисленные специальные кузова-фургоны, в том числе стеклопластиковые КЗ-1 с повышенной стойкостью к воздействию ударной волны (1966 г.) и КПП повышенной прочности (1972–74 гг.). Для исследования тягово-динамических характеристик, тормозных свойств и управляемости тяжелых многоосных машин в 50–60-е гг. в институте было создано несколько макетных образцов шасси с хребтовой трубчатой рамой, механической трансмиссией, независимой торсионной подвеской и двумя раздельными кабинами с характерными наружными гофрированными панелями. Их сборку осуществлял 38-й Опытный завод Министерства обороны в г. Бронницы. Первое 10-тонное шасси "Изделие 210" (И-210) 6x6 снабжалось короткоходным 240-сильным дизелем конструкции Н. Р. Бриллинга. Такой же двигатель с наддувом мощностью 340 л.с. монтировался на двух следующих шасси И-21-15 (8x8) грузоподъемностью 15 т, на основе которых планировалось создать целое семейство военных машин. В 60-е гг. под руководством полковника П. В. Аксенова был построен и испытан первый советский 6-осный полноприводный автомобиль И-103 (12x22) с полезной нагрузкой 22 т, снабженный 300-сильным дизелем УТД-20 и развивавший скорость 70 км/ч. Другими прогрессивными разработками института являлись седельный тягач МАЗ-537Г (8x8) со вспомогательной газотурбинной установкой мощностью 1000 л.с. (1975 г.), шасси МАЗ-79085 (8x8) с электрогидравлической системой индивидуального рулевого управления каждого колеса и электронной системой выбора угла их отклонения (1990 г.), шасси МАЗ-547В (12x22) с электрической трансмиссий, 2000-сильным дизелем и надстройкой от тепловоза (2003 г.), тяжелая низкорамная 9-осная самоходная платформа с гидропневматической подвеской каждого колеса (1997 г.) и т. д.

21 НИИИ является коллективным членом Академии транспорта, Академии проблем качества, Российской инженерной академии и Российской академии ракетно-артиллерийских наук. В условиях реформирования Вооруженных Сил России в качестве головного исполнителя институт разрабатывает концепцию развития отечественной военной автотехники на период до 2025 г.

Ученые (1)