Stratum Plus Journal » Архив номеров » Stratum plus. 1999. № 2 От Балкан до Гималаев: время цивилизаций / From the Balkans to the Himalayas: Time of Civilizations » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Страницы336 - 349 Опубликовано 1999-04-01 Опубликовано на SciPeople2011-07-31 05:29:22 Журнал"Stratum Plus" Journal


Некоторые аспекты интерпретации погребений с дисковидными псалиями в степной и лесостепной зонах Евразии
Ю. В. Гончарова (Санкт-Петербург, Россия) / Stratum Plus
Аннотация Среди учёных открытие памятников средней и начала поздней бронзы на территории Южного Урала, Северного Казахстана и региона Южного Зауралья, Северного Казахстана и Доно-Волжской лесостепи (Синташта, Аркаим, Потаповский могильник и т.д.) вызывает обширную дискуссию. Одна из наиболее значительных тем этой дискуссии – институт так называемой «колесничной аристократии». Его обычно связывают с социально ранжированными погребениями со следами колесниц и находками дисковидных псалий с шипами. До сегодняшнего дня не ясно, что было причиной возникновения этих памятников. Стали ли причиной этого массовые миграции, или же это было революционное рождение нового общества на базе прежних культур с системой единой элитарной общности? Данная статья посвящена решению этой проблемы. Исследование основывается на анализе этих погребений по трём параметрам: керамика, дисковидные псалии и погребальные обычаи. В результате анализа материала автор пришёл к ряду выводов. Во-первых, как в керамическом материале, так и в изготовлении дисковидных псалий (с монолитными и вставными шипами) в синташтинском и покровском культурных типах, прослеживаются две традиции. Во-вторых, обе эти традиции объединены одним эпохальным явлением. Это явление выражено в общей системе погребальных обычаев. Возможно, оно было вызвано общими идеологическим представлениями, сложившимися к концу среднего бронзового века. Автор отмечает, что мы не располагаем достаточным количеством данных, чтобы найти самые ранние памятники, с которых пошла эта традиция. Но на основании различных признаков ритуала (сопроводительные жертвоприношения лошадей, находки колесниц, псалий и т.д.) автор делает вывод, что наиболее целостный вид погребального обряда мы встречаем на памятниках синташтинского и петровского культурных типов. Описанная традиция в достаточно короткий срок распространяется на соседних западных территориях. Здесь она упрощается, приобретает более вотивный характер (например, вместо целых особей лошадей – только шкура животных, вместо колесниц с упряжью – только упряжь и т.д.) и впитывает в себя местные черты, что отражается на наиболее территориально подвижном признаке – керамике. Это вовсе не означает смену носителей этой традиции, коими в данном случае являлась военная элита.
Ключевые слова публикации:
   

Комментарии

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален