Stratum Plus Journal » Архив номеров » Stratum Plus. 2000. № 4 Stratum Plus. 2000. № 4 Время великих миграций / The Time of Great Migrations » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Страницы36 - 52 Опубликовано 2011-11-02 Опубликовано на SciPeople2011-09-14 16:25:55 ЖурналStratum Plus Journal


Новые перспективы исследования планиграфии и топохронологии могильников раннего железного века (по материалам зарубинецких могильников Чаплин и Велемичи I)
В. Е. Еременко (Санкт-Петербург, Россия) / Stratum Plus
Аннотация Автор предлагает новую методику планиграфических и топохронологических исследований могильников раннего железного века. Он объединяет погребения в группы по территориальному признаку. В расчёт принимаются также пол усопших, распределение типов вещей и хронологические фазы погребений. Анализ сочетания этих критериев выявляет новую динамику развития могильников. Интерпретация этой динамики может быть предложена на нескольких уровнях: 1. «Большие» могильники зарубинецкой культуры: это родовые кладбища, разделённые на семейные участки (погребения, объединённые в группы). Среди них всегда есть доминантные группы, существовавшие в течение всего времени функционирования могильника. Автор предполагает, что это участки наиболее влиятельных и зажиточных семей. 2. Результаты топографического анализа локальных вариантов зарубинецко-поянештской общности позволяют предположить, что полесский и среднеднепровский варианты зарубинецких погребений соответствуют двум племенам, каждое из которых насчитывало 5–6 тысяч человек и было способно выставить тысячу воинов. Автору пока не удалось выделить племенные группы среди верхнеднепровских и поянешть-лукашевских памятников. Очевидно, в этом случае речь может идти лишь о большой группе родов. 3. На основании вышеприведённых результатов автор предполагает, что в походах Клондика и кимвров должно было участвовать всё население складывавшихся латенизированных культур. Участие носителей разных культур обусловило возможность устойчивых зарубинецко-ясторфских связей на протяжении всего среднего латена. 4. Существует родовая связь между носителями зарубинецкой культуры и культурами, предшествующими ей (милоградская) и сменившими её, о чём свидетельствуют находки вельбаркской и милоградской культур на зарубинецких могильниках. Следует отметить, что такие погребения ни в одном случае не нарушены другими захоронениями и являются частью доминантных групп. Очевидно, члены зарубинецко-поянештской общности принимали участие в политических, этнических и культурных процессах Европы. Некоторые из них впоследствии возвращались в свои родные места, привнеся новые элементы в культуру и оставив после себя так называемые «постзарубинецкие» группы памятников. Многие включались в другие племена и роды, сохраняя, однако, свою «родовую память», появляясь порой на этой территории в качестве носителей других культур.

Комментарии

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален