Stratum Plus Journal » Архив номеров » Stratum Plus. 2000. № 5 Великая Скуфь / The Great Skuf’ » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Страницы262 - 390 Опубликовано 2000-09-05 Опубликовано на SciPeople2011-09-24 15:34:19 ЖурналStratum Plus Journal


Искушение «волошским орехом», или Балканские волохи и русские волхвы
Р. А. Рабинович (Кишинёв, Молдова) / Stratum Plus
Аннотация Возражая против доминирующих теорий фрако-романского этнического происхождения влахов («карпатской» и «балканской» и их многочисленных «синтезных» и «местных» вариаций), автор выдвигает гипотезу о том, что влахи, средневековый народ, известный как ближайший предок современных румын, молдаван, моравских влахов и других восточнороманских народностей и этнографических групп, изначально не являлись автохтонным населением Карпато-Балканского региона, но, скорее всего, пришли сюда из Восточной Европы в эпоху Великого переселения народов. Исследование основывается на анализе многочисленных греческих, латинских, древнерусских и восточных письменных источников, а особое внимание обращается на свидетельства тех средневековых авторов, которые хоть и известны учёным, но обычно игнорируются ими, так как их сведения противоречат теориям фрако-романского и кельто-романского происхождения влахов. Суть выдвинутой гипотезы может быть сведена к положению о том, что влахи — пришлые в Карпато-Балканском регионе, и в этом отношении их следует относить к многочисленным мигрирующим народам, которым случалось быть в этих землях в период раннего средневековья, — славянам, булгарам, венграм. Но, в отличие от этих народов, не все влахи продвинулись дальше на запад. Тех влахов, которые остались в Восточной Европе, ждала собственная особая историческая судьба. Мы узнаём об их потомках в древнерусское время из различных письменных источников, где их называют волхвами (маги) в русских документах, блакуменами — в скандинавских, улах — в восточных и т.д. Волхвы должны были играть очень важную роль в истории Древней Руси, где, будучи главным оплотом язычества, они вели беспощадную борьбу против киевских князей, пытавшихся насадить в стране христианство. Суть гипотезы обусловила и структуру работы — две основные главы, посвященные волохам и на западе и на востоке с точки зрения «восточной» гипотезы. В третьей главе предпринимается попытка наметить контуры поисков предков исторических влахов (связь происхождения влахов с кельтско-германским миром на рубеже эр), а также рассмотреть и логически связать свидетельства всех известных на данный момент письменных источников в реконструкции ранней истории влахов. В четвёртой главе исследуется вопрос о времени, когда влахи впервые появились в Молдове. Основываясь на анализе имеющихся письменных источников, автор приходит к выводу, что можно с уверенностью утверждать о существовании влахов в этом регионе ещё в XII–XIII вв.; нет данных, доказывающих их пребывание здесь в более ранние периоды. Ключевой в работе является идея автора о том, что любой ответ на вопрос об этническом происхождении и ранней истории влахов всегда будет только реконструкцией по причине скудных и фрагментированных данных; другими словами, это всегда будет гипотетическая конструкция, более или менее обоснованная, но всегда спорная.
Ключевые слова публикации:
     

Комментарии

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален