Археологические исследования XX века показали, что один из очагов древнеземледельческих культур эпохи палеометалла (V-II тыс. до н.э.) был расположен на территории Южного Туркменистана. В последней трети III тыс. до н.э. историческое развитие этого центра привело к появлению древнейшей раннегородской цивилизации эпохи бронзы на Алтын-депе. Культурные основы городской цивилизации раннего бронзового века Южного Туркменистана возникают в позднем энеолите (около 3100-2800 лет до н.э.). Они формируются на базе среднеэнеолитической скотоводческой анауской культуры во второй половине IV тыс. до н.э. при активных влияниях и, вероятно, инфильтрации определённых групп населения Юго-Западного и Центрального Ирана и южных территорий Центральной Азии. Одновременно контакты и миграции в пределах самой Центральной Азии стали более интенсивными. Активизация иранских племён и региональные взаимодействия были связаны с экспансией протоэламской цивилизации и широкой торговлей ценным минеральным сырьём (лазуритом, алебастром, металлом). Товары доставлялись в различные центры Ближнего и Среднего Востока через посредничество населения среднеазиатского и иранского регионов. В период ранней бронзы (2800/2700–2400/2300 лет до н.э.) в Южном Туркменистане продолжается концентрация населения на крупных поселениях. Культурному и экономическому прогрессу общества способствовала уже устоявшаяся технологическая база для основных видов специализированных ремёсел. Кроме того, этим процессам благоприятствовали контакты (как прямые, так и опосредованные) с технологически более развитыми культурами Юго-Восточного Ирана, Южного Афганистана и Северного Белуджистана.
В последней трети III тыс. до н.э. южнотуркменистанское общество выходит на новый уровень развития – уже в начале эпохи средней бронзы Алтын-депе (и, вероятно, Намазга-депе) превращается в крупный центр раннегородского типа с развитой коммуникационной сетью, дифференцированной в разных частях застройкой, специализированным кварталом гончаров и монументальным общегородским культовым центром. Социальная структура становится также более сложной. Стали более интенсивными культурные взаимосвязи как с основными центрами цивилизации того времени (ранний этап Индийской культуры и цивилизации Месопотамии и Элама) так и со всеми окружающими культурами и сырьевыми районами.
В конце III тыс. до н.э. растущая аридизация климата приводит к затуханию жизни на крупных поселениях северной подгорной зоны Копетдага. Основные центры южнотуркменистанской культуры перемещаются в древнюю дельту р. Мургаб. Здесь на базе достигнутого уровня технико-технологического и культурного развития, при активных взаимодействиях с центрами Древнего Востока и (судя по антропологическим данным) участии новых групп населения общество переходит на новую ступень развития. Иерархическая структура расселения внутри оазисов, центры которых представляли собой укреплённые поселения, монументальные дворцово-культовые сооружения, дифференциация имущественного и социального положения разных групп населения (по данным погребений) и появление элитных «царских» захоронений на Гонур-депе свидетельствуют о протогосударственной системе организации общества, которое В.И. Сарианиди с полным правом именует древневосточным царством Маргуш.
Нет комментариев