Stratum Plus Journal » Архив номеров » Stratum plus. 2005-2009. №4 Полевой дневник: Римское время / Field Journal: Roman Time » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Страницы374 - 400 Опубликовано 2009-07-05 Опубликовано на SciPeople2012-01-05 18:20:51 ЖурналStratum Plus Journal


Святилища римского времени южной части Горного Крыма (опыт систематизации)
А. В. Лысенко (Симферополь, Украина) / Stratum Plus
Аннотация Южная часть Горного Крыма («Таврика») – географически обособленный регион между Херсонесом, Боспором и землями «поздних скифов» (рис. 1). Здесь исследовано 6 святилищ: Харакс I, Ауткинское, Гурзуфское Седло, Алигор I, Эклизи-Бурун, Таракташ (рис. 1: 1–6). Они демонстрируют 3 стадиально неравноценные ритуальные традиции. Для наиболее архаичной (I – «догосударственная») характерны открытые святилища, коллективные жертвоприношения животных, инокультурных бытовых и культовых предметов. Стадиально более поздняя традиция (II – «раннегосударственная»/«древнеземледельческая») отличается наличием храмов, изготовленных адептами святилищ изображений божеств и культовых предметов, отдельных погребений на святилище, коллективных жертвоприношений животных, обычаем «похорон» храмов. Наиболее «развитой» традиции (III – «государственная») присущи храмы, изображения божеств и эпиграфические документы ремесленного производства, практика их частных посвящений. Традиции II и III представлены святилищами Таракташ (рис. 4) и Харакс I, демонстрирующими типы ритуальной культуры («древневосточный» и «греко-римский античный»), присущие части населения Европейского Боспора и военнослужащим Римской Мезийской армии. Их основные ареалы находятся вне ¬Таврики. Для Горного Крыма характерна традиция I. Объекты: Ауткинское, Алигор (рис. 3), Гурзуфское Седло (рис. 2), Эклизи-Бурун. Это общественные святилища, по дислокации и статусу подразделяющиеся на 2 группы: 1) расположенные вблизи поселений (Ауткинское, Алигор) (рис. 1: 2, 4), почитавшиеся локальными группами населения; 2) удаленные от поселений (Гурзуфское Седло, Эклизи-Бурун) (рис. 1: 3, 5), региональные – ландшафтно-пограничные. По инновациям в обрядовой практике, обусловленным притоком нового населения, выделяется 2 этапа существования горно-крымских святилищ: «раннеримский» (кон. I в. до н.э. – нач. I в.н.э. – сер. II в.н.э.) и «позднеримский» (втор. пол. – II в.н.э. – перв. пол. IV в.н.э.). Можно предположить, что первый связан либо с военной активностью Боспорского царя Аспурга, либо с продвижением в регион «поздних скифов». Второй – с колонизацией Таврики пришельцами со стороны Боспора (при царе Савромате II), начавшейся по договору с Римом.
Ключевые слова публикации:
   

Комментарии

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален