Stratum Plus Journal » Архив номеров » Stratum plus. 2005-2009. №5 Русское время / Russian Time » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Страницы227 - 237 Опубликовано 2009-10-01 Опубликовано на SciPeople2012-01-05 18:57:57 ЖурналStratum Plus Journal


Византия – центр мировой культуры ювелирного дела (на материалах филиграни)
Н. В. Жилина (Москва, Россия) / Stratum Plus
Аннотация В византийском искусстве соединились классические античные и восточные традиции ювелирного дела. Латинские корни filum-granum допускают расширительное толкование: филигранный эффект может быть достигнут различными технологическими способами. Искусство филиграни Сирии и Египта тесно связано с византийским. В разных регионах развивались разные стили и технологии, достигая своего наивысшего расцвета. В Моравии это объёмно-геометрический стиль VIII – IX вв. В Западной Европе это «пышный» стиль XII – XIII вв. Технологический тратат Теофила начала XII в. демонстрирует взаимодействие византийской и западноевропейской ювелирных культур. Филигрань здесь описывается как проволока с отштампованными круглыми зёрнами или проволока с runde perlen. Русское слово «сучить» указывает на технологический способ витья. В сакральном искусстве Афона развился стиль геометрических клейм в XIII – XIV вв. В востчном искусстве изготавливали филигрань самых миниатюрных размеров, именно здесь спиральный стиль достиг своего апогея. Апогейные стадии в искусстве филиграни можно рассматривать как своего рода остановки, препятствующие дальнейшему развитию. Высочайший расцвет византийской филиграни связан с появлением ленточной филиграни с высоким рельефом и плотным навиванием. Сходство стилевого развития филиграни в Западной Европе и на Руси при различии в технологии убеждает, что существовал общий источник воздействия на Русь и Западную Европу – Византия.
Ключевые слова публикации:
   

Комментарии

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален