Stratum Plus Journal » Архив номеров » Stratum plus. 2005-2009. №5 Русское время / Russian Time » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Страницы414 - 419 Опубликовано 2009-10-01 Опубликовано на SciPeople2012-01-05 19:11:17 ЖурналStratum Plus Journal


Адаптация православия в языческом мире Прикамья
Л. Д. Макаров (Ижевск, Россия) / Stratum Plus
Аннотация Выходцы из Древней Руси привнесли новую идеологию на территорию Прикамья – славяно-финское язычество и греческое православие, об этом свидетельствуют культовые подвески, следы храмов, особенности погребального обряда. Внедрение христианства пережило не менее 3-х этапов. Первый этап (X – XIII вв.) – ознакомительный (пассивный). Характеризуется во многом случайным и стихийным проникновением христианских культовых вещей в бассейн р. Камы. Часть из них была обнаружена на фино-пермских местах захоронений в составе ожерелий, которые, возможно, играли роль подвесок и были наделены определёнными сакральными функциями. Другие вещи сочетались с другими подвесками, но были отнесены к христианским. Они попадали сюда с их носителями. Второй этап (XIII – XVI вв.) – активный. Совпадает с активным древнерусским заселением бассейна Камы и привнесением реального православия в среду местного населения, хотя и с сохранением религиозного синкретизма. Он характеризуется возникновением православных приходов на территории Волжской Болгарии, Вятской земли и Перми Великой. Это связано в значительной степени с миссионерской деятельностью первых священников этих земель, в том числе Стефана Пермского и Трифона Вятского. К этому периоду относятся многочисленные христианские культовые предметы. Укрепился христианский похоронный обряд, который всё же сохранил отдельные языческие черты. Третий этап (XVII – XIX вв.) – государственный (массовый). Характеризуется процессами внутренней колонизации Прикамья, сопровождавшейся разными формами христианизации коренного языческого населения при содействии государства. Этот период отмечен активным строительством церквей и монастырей, внедрением православной морали, духовности и культуры в нерусскую среду. Окончательно закрепляется и унифицируется обрядность в пределах православных приходов, что также нашло отражение в археологических источниках. В старообрядческом обществе сохранились архаические элементы, которые тоже оказывали влияние на привнесённые материалы и духовную культуру.
Ключевые слова публикации:
 

Комментарии

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален