Бюллетень медицинских Интернет-конференций » Архив номеров » Volume 3, issue 2 » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Опубликовано 2013-03-03 Опубликовано на SciPeople2013-03-03 22:58:00 ЖурналБюллетень медицинских Интернет-конференций


Риторическая грамотность как важнейшее качество успешной речи врача
Сорокин Д.А. Риторическая грамотность как важнейшее качество успешной речи врача // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 3, Issue 2, 2013, pp. 109-109
Аннотация Риторическая грамотность как важнейшее качество успешной речи врача/Сорокин Д.А.//Научный руководитель: к.ф.н., доцент Наумова Е.В./ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФКафедра русской и классической филологииКаждому человеку необходимо уметь правильно и убедительно излагать свои мысли. Этому учит риторика, возникшая во времена античности. Риторическая компетентность необходима представителям тех профессий, в которых лингвистическая компетенция является частью профессиональной.В поле внимания исследования входит риторическая составляющая речевой грамотности врача – представителя элитарного типа речевой культуры.В анализируемой речи наблюдается прежде всего знание и соблюдение главных риторических законов:1. концептуального закона (систематизация материала обсуждения, всесторонний анализ предмета речи):/ Дети - это моя жизнь по большому счёту/ я много думал над этим последнее время/; но я почему-то/ вот просто это не мой вопрос/ но мне внутри в душе не могу от этого оторваться/;/2. закона моделирования аудитории (знание аудитории (собеседника), учёт различных характеристик (пола, возраста, национальности, уровня образования, профессии, типа нервной системы, темперамента и др.):/ Я так чувствую/ что вы всё-таки религиозный человек/ потому что вопросы ваши именно такие//(смеётся);/3. закона словесно-речевого выражения, предполагающего умение облекать мысль в действенную речевую форму, логично, красочно доказывать свои «тезисы»: /Очень красочно излагаете/ (характеристика речи нашего информанта собеседником). В качестве примера приведём запись, в которой врач рассуждает о смысле жизни: /Смысл вообще в принципе только в том/ чтобы помочь другим продержаться/ до смерти/ Смысла-то нет вообще// Я даже придумал некую такую на мой взгляд ассоциацию/ мне она нравится/ я её придумал где-то год назад/ сколько раз ни повторял/ мне она кажется очень/ вполне удачной/ Вот представьте себе/ сожмём время/ мы на корабле и корабль тонет/ вы знаете/ что он потонет/ ну дадим вам три часа// и шансов нет/ Вы чем будете заниматься/ Вы пойдёте в бутик на корабле на лайнере/ покупать кофточку// ну Вы ж не пойдёте за кофточкой/ что Вы будете делать/ если так прикинуть/ ну прижмёте родных к себе/ ну попытаетесь успокоить детей/ почитаете им что-то/ посмотрите в небо// может быть попьёте кофе/ или пиво/ ну почему же мы когда у нас есть семьдесят-шестьдесят лет/ что тоже очень мало/ вообще катастрофически мало/ что ж мы занимаемся какой-то ерундой/./Всеми перечисленными законами автор умело оперирует в своей речи. В речевом общении он стремится к гармонизации и поиску компромисса. Талантливый оратор в полной мере владеет риторическими приёмами и приёмами аргументации. 
Ключевые слова публикации:
   

Нет комментариев

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования