Бюллетень медицинских Интернет-конференций » Архив номеров » Volume 3, issue 2 » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Опубликовано 2013-03-03 Опубликовано на SciPeople2013-03-03 22:58:00 ЖурналБюллетень медицинских Интернет-конференций


Художественные функции жанра притчи
Свиридова М.В. Художественные функции жанра притчи // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 3, Issue 2, 2013, pp. 107-107
Аннотация Художественные функции жанра притчи/Свиридова М.В.//Научный руководитель: к.ф.н., Ремпель Е.А./ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФКафедра русской и классической филологииПритча является одним из древнейших жанров в мировом фольклоре и литературе. Это небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. От басни притча отличается широтой обобщения. Возникла притча на востоке, где любили говорить иносказаниями, аллегориями, загадками.Притча пришла в русскую литературу вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного писания. Особенно много притч распространялось в XVII в., когда появились переводы притч Эзопа.Притчи сохранили свою жизнь в составе самых различных видов древней письменности: в летописных сборниках, прологах, в словах и поучениях. В распространении жанра притчи прежде всего была заинтересована церковь. Она позаботилась о выдвижении на первый план христианских и ветхозаветных притч, которые нашли богатое отражение не только в древнерусской литературе, но и в живописи..Среди библейских притч, которые имели зачастую самостоятельное распространение, следует отметить наиболее популярные на Руси: «О блудном сыне»; «О потерянной овце»; «О слепце и хромце»; «О бедном и богатом»; «О ленивом рабе, зарывшем в землю талант». Широкое бытование на Руси получили притчи, входившие в состав восточных переводных повестей. Эти притчи относятся к произведениям арабской и индийской литературы.Жанр притчи с его нравоучительной художественной функцией оставался популярным на протяжении XVIII в., и в начале XIX в., когда появятся басни И.А.Крылова, некоторые писатели по традиции будут именовать их притчами. Жанр притчи широко использовался писателями XIX века (А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой).Функцию притчи обретают фрагменты многих произведений современной литературы - древние мифы, сказки, народные легенды (сказки о Матери – оленихе в повести Ч. Айтматова «Белый пароход», легенда о манкуртах в романе Ч. Айтматова «Буранный полустанок»). Писателей XX века притча привлекала своей направленностью к «первоосновам человеческого существования». Для тех писателей, которые стремятся строить свои произведения по законам притчи, она ценна прежде всего тем, что позволяет поставить героев в масштабную, общезначимую ситуацию этического выбора, имеющего принципиальное значение.На сегодняшний день притча как жанр не существует в чистом виде. Все чаще она становится частью таких больших произведений, как романы и повести. Благодаря притче мы можем проводить параллель между событиями былых времен и теми, что описаны в современных произведениях.
Ключевые слова публикации:
     

Нет комментариев

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования