Олег Гринбаум » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Опубликовано 2014-06-05 Опубликовано на SciPeople2014-06-05 20:40:47 ЖурналRespectus Philologicus, 2014, Nr. 25 (30). P. 118-139.


Вопросы теории стиха: эстетические категории и поэтический текст.
Гринбаум О.Н. / Олег Гринбаум
ISSN 1392-8295
Аннотация В статье обсуждаются вопросы теории стиха, связанные со строфой как структурной единицей поэтического текста. Рассмотрены основные эстетические категории (мера, гармония, грация, красота) с позиции математической эстетики и предложена математическая интерпретация для трех из них (мера, гармония, грация) применительно к поэтическому тексту (строфе). Категория «красота» не может соотносится с формальными описаниями, поскольку, по нашему мнения, красота — это наивысшая субъективно-качественная оценка объекта наблюдения, формируемая на основе количественно-качественных оценок меры, гармонии и грации этого объекта. С позиций эстетической науки мы считаем, что строфа представляет собой меру движения поэтической мысли. Для математического описания гармонического потенциала строфы вводятся еще два новых формальных параметра, а именно «гармония» и «грация» поэтического ритма, причем грация определяется как динамическая гармония. Эти формальные параметры (по сути являются индикативными коррелятами выразительных (чувственно-смысловых) возможностей разных вариантов и видов художественной поэтической формы (строфы). В рамках математической эстетики новые параметры получают ясные, математически точные определения и вычислительные процедуры, которые дают возможность количественно оценивать гармонический потенциал разных строф в их структурно-системном представлении. Введено понятие гармонического профиля строфы, который (совместно с числовыми значениями индексов гармонии и грации) позволяет улавливать весьма тонкие различия в эстетических свойствах разных и/или весьма близких по своей архитектонической организации строф русского классического стиха. Использование новых параметров продемонстрировано на примерах наиболее продуктивных строф Пушкина.

Нет комментариев

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования