Бюллетень медицинских Интернет-конференций » Архив номеров » Volume 4, issue 5 » Публикация
Опубликовано
2014-06-23
Опубликовано на SciPeople2014-06-23 11:21:58
ЖурналБюллетень медицинских Интернет-конференций
Эпитафия как малая поэтическая форма
Овчухова Ю.О. Эпитафия как малая поэтическая форма // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 4, Issue 5, 2014, pp. 457-457
Аннотация
Эпитафия как малая поэтическая форма/Овчухова Ю.О.//Научный руководитель: д.ф.н., профессор Кочеткова Т.В./ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФКафедра русской и классической филологииСлово «эпитафия» произошло от греч. ἐπιτάφιος, что означает «надгробный». Эпитафия - это стихотворное изречение, сочиняемое по случаю чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи. Надпись была ограничена размером могильной плиты и была адресована любому прохожему, оказавшемуся вблизи могилы. Эпитафии были лаконичны, просты и ясны по содержанию. В Древней Греции эпитафией называли и торжественную речь в годовщину поминовения павших воинов.Со временем эпитафия переходит с камня или железа могильной плиты на бумажный лист, преобразуясь в особую краткую литературную форму, доступную широкому адресату. В поэзии эпитафия рассматривается как самостоятельный малый жанр панегирического содержания.Содержание эпитафии определяется не творческим вымыслом, а реальными вехами жизни конкретного человека. Удачные эпитафии часто не лишены зачатков творчества.Древнее простое правило кладбищенской эпитафики - «de mortuis aut bene, aut nihil dicere» (об умерших не злословить) - остается неизменны во все времена.Поэтические произведения, прославляющие покойного, во многом искусственны. Краткие тексты, создающие положительный образ человека, в этом смысле сродни торжественным одам, прославляющим подвиги и достижения живых людей.Вырванные из кладбищенского контекста, многие эпитафии становятся неуместными, элементарно-наивными и содержательно бессильными. Особый тонус они приобретают лишь на надгробном камне или плите. Кладбищенская эпитафия является подлинной, по своим приемам она шире и многообразнее книжной. Книжный текст всегда обращен к умершему, в то время как надпись на плите может быть обращена к покойному, к живым от имени почившего, к любому, проходящему мимо могилы. К эпитафиям близки намогильные цитаты, принадлежащие покойным писателям, поэтам или философам («/Вся жизнь моя в литературе/». Н.Панов).Эпитафию, как привилегированную поэтическую форму, к жизни выдвинул романтизм, любящий пребывать на рубеже жизни и смерти.