Бюллетень медицинских Интернет-конференций » Архив номеров » Volume 4, issue 11 » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Опубликовано 2015-01-27 Опубликовано на SciPeople2015-01-27 23:02:44 ЖурналБюллетень медицинских Интернет-конференций


Феномен смерти (этико-философский аспект)
Султанов Р.Р. Феномен смерти (этико-философский аспект) // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 4, Issue 11, 2015, pp. 1114-1114
Аннотация Феномен смерти (этико-философский аспект)Султанов Р.Р., научный руководитель: к.ф.н. Э.Р. ФахрудиноваГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РоссииКафедра философии, гуманитарных наук и психологииАктуальность феномена смерти для современной биоэтики очевидна. Тема смерти позволяет приблизиться к пониманию сущности бытия и смысла человеческой жизни. Из факта существования смерти во многом проистекает и философия (Сократ: «философствовать - значит учиться умирать»). Цель: рассмотреть феномен смерти как важнейший элемент социокультурного развития. Тема смерти человека неизменно занимала важное место в истории. Страх перед её непреодолимостью и необходимость «примирения» с ее неминуемостью всегда сопровождал человечество. Во второй половине ХХ века заметно возрастает интерес к этическим проблемам смерти человека. Это объясняется следующим: демографическими сдвигами в возрастной структуре населения экономически развитых стран, значительным увеличением численности лиц в возрасте 60 лет и старше; изменением общей картины заболеваемости и смертности населения - выдвижением на первые места по причинам смертности болезней, характерных преимущественно для пожилых людей и людей старческого возраста (кардиологических и онкологических); использованием новейших медицинских технологий, продлевающих человеческую жизнь; развитием трансплантологии, возникновением потребности в донорских органах и тканях.Психологические опросы людей, умирающих от онкологических заболеваний, свидетельствуют о существовании особых стадий переживания, сходных для всех опрошенных: 1) сопротивления опасности; 2) смирения с неизбежностью, переходящего в отрешенность; З) стадию прекращения страданий и умиротворения. Отсюда был сделан вывод о том, что инстинкт самосохранения на заключительных стадиях жизни человека может уступать место преодоленному страху смерти, ее индивидуальному освоению и принятию. Возможно, что явление смерти служит мощнейшим источником не только искусства и философии, но и человеческой нравственности. Из самого существования факта смерти вытекают важнейшие черты нравственности, определяющие само ее содержание. Переживание факта смерти (шире - болезней, страданий) близкого человека, проецируемые на собственную смерть, болезнь, страдание, породили в человеческой психике такие чувства, как эмпативность, сострадание, милосердие.
Ключевые слова публикации:
 

Нет комментариев

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования