Бюллетень медицинских Интернет-конференций » Архив номеров » Volume 4, issue 11 » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Опубликовано 2015-01-27 Опубликовано на SciPeople2015-01-27 23:02:45 ЖурналБюллетень медицинских Интернет-конференций


Социодинамика русской культуры
Климова Анастасия и Фоминова Виктория / Антон Киселев контактное лицо
Климова Анастасия и Фоминова Виктория Социодинамика русской культуры // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 4, Issue 11, 2015, pp. 1203-1203
Аннотация Социодинамика русской культуры/Климова А.И., Фоминова В.Н/Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. РазумовскогоКафедра философии, гуманитарных наук и психологииСоциокультурная история России отличается, по мнению многих исследователей, дискретным (прерывистым) характером. Выдающийся философ XX в. Н.А. Бердяев насчитывал «пять разных Россий: Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую или императорскую и, наконец, новую Советскую Россию». Каждый из пяти периодов действительно резко отличался от предыдущего и от последующего и характеризовался социокультурным своеобразием и внутренним единством. И в каждом случае переход же от одного замкнутого в себе социокультурного этапа к последующему осуществлялся в результате достаточно резкой,  «ломки» целостной и единой социокультурной системы (для ее обозначения принят сегодня термин «парадигма»). В истории русской культуры таких «ломок» культурно-исторической парадигмы можно насчитать достаточно много:1 - Крещение Руси,2 - начало монголо-татарского нашествия,3 - создание Московского царства и утверждение русского самодержавия,4 - религиозный раскол и начало петровских реформ,5 - осуществление крестьянской реформы (отмена крепостного права),6 - Октябрьская революция 1917 г.,7 - «Великий перелом» (начало советского тоталитаризма),И все же и «пять разных Россий» Бердяева или иное членение нашей тысячелетней истории не противоречит ее восприятию как вполне определенного единства российской цивилизации, неповторимого национального своеобразия. Вполне вероятно, что и это своеобразие и культурно-историческая преемственность основываются на менталитете народа, который, несмотря на некоторые изменения, сохранил свои коренные качества, сформированные за много веков. Понятие «менталитет» в научном общении обозначает характерные для людей определенной исторической эпохи умение мыслить, действовать, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.  Две противоположные тенденции - западная и восточная - весьма существенно повлияли на формирование русского национального характера, национальной культуры. Культура России представляет собой самобытное, уникальное явление в пределах более крупной европейской общности. . В Новое время Россия смогла не только впитать идеи западноевропейского Просвещения, но переосмыслить и переработать их на национальной основе, результатом чего стала классическая русская культура XIX в., а затем - на рубеже вкеов - Серебряного века. Отдавая должное положительному влиянию диалога культур, многие отечественные ученые начала XX в. считали, что усвоенный и переработанный чужой культурный опыт включается в собственную национальную традицию. 
Ключевые слова публикации:
     

Нет комментариев

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования