Stratum Plus Journal » Архив номеров » Stratum plus. 2015. №1. Время первых художников » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Страницы73 - 102 Опубликовано 2015-03-03 Опубликовано на SciPeople2015-03-03 14:59:28 ЖурналStratum Plus Journal


Циркумтихоокеанское искусство в палеолите
Ю. Е. Березкин (Санкт-Петербург, Россия) / Stratum Plus
Аннотация Профессиональное искусство является инструментом в борьбе за престиж и предполагает наличие социального неравенства хотя бы на внутриобщинном уровне. Общества с институализированным разделением полов типа существовавших в Южной Америке, Меланезии и на юге Аляски отвечают этому требованию. Учитывая сходство ритуалов и связанных с ними мифов, эти общества не возникли независимо, а, скорее всего, унаследовали традиции, характерные для Восточной Азии в позднем палеолите. Систематические и эксклюзивные параллели в иконографии, связывающие древние и поздние культуры индо-тихоокеанской окраины Азии, северной Пацифики и Нуклеарной Америки, позволяют в главных чертах реконструировать особенности искусства Восточной Азии накануне заселения Америки. Доминирующим образом являлась личина монстра, связанная с представлением о первопредках и нижнем мире. К ней восходят индийская киртимукха, древнекитайская маска тао-те, змееобразное чудовище сисиутль на Северо-Западном побережье Северной Америки, большая серия изображений в искусстве ольмеков, майя и других мезоамериканских культур, а также перуанских культур III тыс. до н. э. — I тыс. н. э. На большей части Северной Америки подобных изображений нет, что коррелирует с распределением евразийских аналогий для мотивов фольклора индейцев: Южная Америка в большей мере связана с Восточной и Юго-Восточной Азией, Северная — с Сибирью.

Нет комментариев

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования