Журналы   Медицина

издание
Бюллетень медицинских Интернет-конференций

Архив номеров Авторам Авторам Читатели Блог

Архив номеров » Volume 5, issue 2

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Опубликовано 2015-03-19 На SciPeople2015-03-20 ЖурналБюллетень медицинских Интернет-конференций

Обучение самопомощи как фактор повышения эффективности психотерапии тревожно-депрессивных расстройств у пациентов с резидуальной церебрально-органической недостаточностью

Цыганков Б.Д., Джангильдин Ю.Т., Иванова Г.Р., Исмаилова С.Ф., Добровольская Ю.В. / Антон Киселев контактное лицо

Аннотация

Резидуальная церебрально-органическая недостаточность с формированием патологически измененной «почвы» зачастую способствует хронизации и утяжелению течения развивающихся на ее фоне невротических расстройств (Жислин С.Г., 1965, Нисс А.И., 1989, Пивень Б.Н., 2013). Особое внимание предлагается уделить развитию тревожно-депрессивных расстройств, которые сочетаются с выраженными астеническими, цефалгическими и когнитивных нарушениями (Стародубцев А.А., 2010).Целью настоящего исследования явилось изучение факторов повышения эффективности психотерапии тревожно-депрессивных расстройств при резидуально-органической недостаточности. Для ее достижения особое внимание было уделено разработке программы обучения пациентов приемам самопомощи и саморегуляции. Данное положение основывалось на том, что формирующиеся когнитивные нарушения в сочетании с эмоциональной лабильностью создают условия для углубления переживания пациентом чувства собственной неполноценности, повышенной уязвимости и неспособности к адекватной регуляции своего личностного функционирования. Склонность к постоянному сравнению с прежними «идеальными» самочувствием и возможностями приводила к переживанию острого чувства потери, «психической инвалидизации» и когнитивной уязвимости с усилением напряженности дисфункциональных схем.Разработанная нами психотерапевтическая программа самопомощи основывалась на методах когнитивно-бихевиоральной терапии, релаксационных техниках и проводилась в групповом формате. В задачи программы входило повышение самостоятельности пациентов, принятие ответственности за свое поведение и самочувствие, создание адекватного оптимистического представления о собственной жизни, эмоциональных и физических возможностях.Программа включала в себя обучение саморегуляции (коррекция вегетативного дискомфорта с помощью аутогенной тренировки, навыки совладания с негативными эмоциями), обучение самостоятельной коррекции дезадаптивных когнитивных конструкций (работе с автоматическими мыслями), обучение навыкам саногенного образа жизни (оптимизация режима труда и отдыха, питания, умственной и физической нагрузки), формирование и нормализация представления о необходимости регулярного обследования у врача-невролога, приема специфической курсовой терапии с целью коррекции и предотвращения рецидивов основной и органической патологии.Результатом проведенной работы явилось устойчивое снижение уровня тревоги, депрессии, а также улучшение других клинико-психопатологических параметров у пациентов, участвовавших в работе психотерапевтических групп.

Публикация

Цыганков Б.Д., Джангильдин Ю.Т., Иванова Г.Р., Исмаилова С.Ф., Добровольская Ю.В. Обучение самопомощи как фактор повышения эффективности психотерапии тревожно-депрессивных расстройств у пациентов с резидуальной церебрально-органической недостаточностью // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 5, Issue 2, 2015, pp. 69-69

Теги


Нет комментариев

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования