Бюллетень медицинских Интернет-конференций » Архив номеров » Volume 5, issue 12 » Публикация
Опубликовано
2016-01-30
Опубликовано на SciPeople2016-01-31 01:51:34
ЖурналБюллетень медицинских Интернет-конференций
«Восточничество» и политические традиции России
Сулимин А.Н. «Восточничество» и политические традиции России // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 5, Issue 12, 2016, pp. 1582-1582
Аннотация
Развитие российской государственности определяется различными традициями, в основе которых лежит многовековой опыт организации власти, выстраивании внешней и внутренней политики, формирования общественных отношений. В современных условиях Россия стоит вновь перед выбором пути своего дальнейшего развития, и одним из направлений становится актуализация обращения к самобытности при определенном «повороте» к Востоку.Обоснование такого развития можно увидеть в идеологиях «восточничества» и евразийства. При этом, нужно отметить, что, если идеи евразийства обстоятельно изучены историками и политологами и хорошо известны широкой общественности, то идейные основы «восточничества» пока получили лишь незначительное освещение в научной литературе [1; 2]. При разных оценках сути «восточнической» идеологии следует признать, наиболее обоснованными выводы тех исследователей, которые определяют «восточничество» как систему взглядов, в основе которой лежит идея культурно-исторической близости России и Востока, идея постепенного мирного расширения России в Азии, а также достаточно последовательная идентификация с Востоком и отказ от европоцентризма [4, с.78-80; 6, с.115-118]. Наиболее последовательно концепция «восточничества» была разработана князем Э. Ухтомским, находившимся в дружеских отношениях с императором Николаем II [См.: 5].На рубеже XIX – XX веков идеология «восточничества» оказалась несостоятельной из-за агрессивных и непродуманных действий России на Дальнем Востоке, однако увлечение Востоком оставило свой след в культуре России Серебряного века. Возрождение «восточничества» в настоящее время представляется маловероятным, однако многие идеи, прежде всего отказ от европоцентризма, признание равноценности различных культур и идея мирного установления влияния на Востоке вполне могли бы быть использована властными элитами для формирования национальной идеологии и укрепления позиций России в Азиатском регионеЛитература 1) Жукова Л. Кто такие русские «восточники»? // Самопознание. 2015. № 5. С. 32–44 2) Межуев Б.В. Моделирование понятия «национальный интерес» (на примере дальневосточной политики России конца XIX–начала XX века) // Полис. 1999 № 1. С. 26–39. 3) Суворов В.В. Князь Э.Э. Ухтомский о государственном устройстве России в период революции 1905–1907 гг. // Власть. 2011. № 1. С. 137–139. 4) Суворов В.В. Место «восточничества» в российской общественной мысли // Власть. 2012. № 12. С. 78–80. 5) Суворов В.В. Политические убеждения Э.Э. Ухтомского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер: История. Международные отношения. 2011. Т. 11. № 2. С. 31–34. 6) Суворов В.В. Самодержавие и стратегия мирного расширения России в Азии в концепции «восточничества» // Власть. 2015. № 11. С. 115-118.