Свобода личности как проблема гуманитарного знанияРайкова Е.В.ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФКафедра философии, гуманитарных наук и психологииПроблема свободы являлась одной из ведущих проблем философского познания в истории философской мысли. В исследовании феномена свободы можно выделить этический, правовой, социальный аспекты.Философское понимание свободы соотносится с понятиями о сущности и существовании человека, его природой и основаниями бытия. По мнению философов, человек свободен в своей внутренней жизни. Бенедикт Спиноза: «Человеческую свободу я определяю следующим образом: она есть прочное существование, которое наш разум получает благодаря непосредственному соединению с Богом, с тем чтобы вызвать в себе идеи, а вне себя - действия, согласующиеся с его природой» [1]. Жизнедеятельность человека реализуется в обществе. Общество организуется социальными институтами, регулируется нормами (морали, права). Отклонение человеком от установленных социальных норм вызывает определенную реакцию со стороны общества. Социальные институты требуют от человека выполнения определенных обязательств. С точки зрения права, свобода человека – это возможность реализовывать свои действия в установленных законом формах. Закон с одной стороны ограничивает свободу, но с другой стороны он защищает ее от вмешательства со стороны. Свобода порождает ответственность личности, ответственность направляет свободу. С точки зрения этики, свобода подразумевает возможность самостоятельного выбора между добром и злом. Причем, свобода чаще всего понимается как возможность совершения блага. В экономической сфере свобода предполагает свободу предпринимательской деятельности, самостоятельность в принятии решений, свободную конкуренцию между производителями. В политической сфере свобода – это политический плюрализм: разнообразие политических партий, мнений, взглядов, идеологий. Свобода декларируется только в странах с демократическим режимом, где государство каждому гарантирует гражданские свободы. Философское толкование свободы, обобщая опыт гуманитарного знания, указывает на относительность содержания этого понятия, определяя свободу через понимание ее границ. Литература1. Электронный ресурс: smysly.ru [1]2. Кремплевская С.П., Живайкина А.А. Судьба человека и его свобода. Проблема самоопределения личности // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014. – Т. 4. – № 5. – С. 801.3. Живайкина А.А. Система философских взглядов К.Д. Кавелина / Автореферат дисс.. кандидата философ. наук. – Саратов, 2010.[1] http://www.smysly.ru/
Публикация
Райкова Е.В. Свобода личности как проблема гуманитарного знания // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 5, Issue 12, 2016, pp. 1791-1791
Нет комментариев