Stratum Plus Journal » Архив номеров » Stratum plus. 2016. №2 Европа на пороге IV тысячелетия: время транформаций » Публикация
Страницы195 - 211
Опубликовано
2016-05-11
Опубликовано на SciPeople2016-05-11 13:31:55
ЖурналStratum Plus Journal
О китайских неолитических корнях оленных камней монголо-забайкальского стиля и их социально-семантической интерпретации
Аннотация
Оленные камни — вертикальные стелы, представляющие сильно стилизованные фигуры воинов. Многие из них сплошь покрыты изображениями оленей, благодаря которым и получили свое название. Все оленные камни делятся на три типа (стиля): I — монголо-забайкальские, II — саяно-алтайские, III — общеевразийские. Оленные камни распространены преимущественно в Центральной и Западной Монголии и в прилегающих районах России и Китая в первой
половине I тыс. до н. э. В поисках возможных истоков культуры оленных камней автор обратился к китайским керамическим материалам. Для неолитической культуры Чжаобаогоу характерны керамические сосуды цзунь, украшенные изображениями драконоподобных существ с оленьими головами и очень длинными изогнутыми телами, напоминающими оленей с камней монголо-забайкальского стиля. В неолитической культуре Хуншань представлена керамическая антропоморфная скульптура. В неолитических культурах Мацзяяо и Баньшань-Мачан встречены антропоморфные сосуды, некоторые элементы оформления которых напоминают оленные камни. В культуре Чжаобаогоу есть и настоящая
антропоморфная скульптура, исполненная как в керамике, так и в камне. Сосуды цзунь с изображениями двух оленей-драконов могли быть символами дуально-родовой организации общества. Находка четырех сосудов с двумя разными оленями-драконами на каждом в одном из неолитических жилищ отражает более сложную социальную структуру,
с разделением общества на четыре фратриальные группы, каждая из которых имела дуально-родовую организацию.