Историческая психология и социология истории » Архив номеров » Историческая психология и социология истории. Том 10, номер 1 / 2017 » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Страницы95 - 110 Опубликовано 2017-00-00 Опубликовано на SciPeople2018-05-16 16:33:20 ЖурналИсторическая психология и социология истории


Кто вы, господин Народ?
Мосионжник Л. А. / Елена Еманова
Аннотация Понятие «народ», широко используемое в политическом лексиконе, многозначно, причем смешение различных его вариантов служит инструментом демагогии. Это слово может обозначать этнос (в этнографическом смысле), политическую нацию, только низшие или, напротив, только полноправные слои этой нации, приверженцев определенной идеологии и даже любую значительную группу людей, неважно чем объединенную. Многозначность присуща понятию «народ» исходно, она заметна уже в латинском языке. Нация в современном смысле возникает лишь в Новое время. Для обоснования ее ценности и притязаний используются исторические мифы прежней аристократии. Однако эти мифы доказывали не национальное единство в нынешнем понимании, а, напротив, привилегии одной части населения по отношению к остальным. Приспособление таких мифов к потребностям Нового времени не могло происходить без натяжек, которые мы и видим в любом варианте национальной мифологии. Варианты, впрочем, чрезвычайно схожи между собой, поскольку строятся по единым шаблонам. Полностью избавиться от национальной мифологии невозможно, но она должна быть введена в более тесные рамки и стать частью более широкой идеологической конструкции, в которой нуждается нынешний век. Впрочем, автор не берет на себя смелость указывать, в чем именно будет состоять эта новая идеология. The concept of “people” is widely used in political vocabulary, whereas it is in fact multi-valued and the confusion of its various meanings serves for demagogy. The word may mean an ethnical entity, political nation, its exclusively lower or contrariwise, upper strata, the adherents of certain ideology or even any significant group, no matter what feature unifies them. The multiple meaning is inherent to the term ‘people’, it is evident in Latin language. Nation in its modern meaning emerged in the Modern period. Former aristocracy’s historical myths are used to substantiate its value and pretensions. Yet, what those myths really argued was not the national unity in our modern meaning but contrariwise, certain group’s privileges versus the rest of population. To adapt those myths to the Modern period demands, arbitrary interpretation were required, which we observe in all of the national mythologies. The versions are rather similar as far as they have been construed by the same patterns. It is impossible to get rid of the national mythologies, but it should follow narrower margins to become a part of a wider ideological construction the 21st century needs. However, the author does not take the liberty to indicate what exactly the new ideology will look like. Подробнее https://www.socionauki.ru/journal/articles/1024013/

Нет комментариев

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования