Философия и общество » Архив номеров » Философия и общество. Выпуск №2(87)/2018 » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Страницы106 - 123 Опубликовано 2018-06-00 Опубликовано на SciPeople2018-06-29 14:18:14 ЖурналФилософия и общество


Реабилитация лени как ответ на гегемонию труда
Сысоев Т. А. / Елена Еманова
Аннотация В статье рассматривается бинарная оппозиция «труд/лень» в их взаимном эволюционном развитии в истории мировой культуры и философии. Предпринята попытка показать, что первоначально негативная рецепция труда, свойственная древним культурам, в частности антич-ной, с приходом христианства, в дальнейшем – с эпохой Реформации, меняется. Труд становится сакральным, а позднее – и единственно достойным содержанием человеческой жизни, в то время как праздность и лень приобретают расхожее (до сегодняшнего дня актуальное) клеймо самого страшного порока. Труд постепенно поглощает сознание и жизнь человека, жестко встраивая его в прагматическую среду производства. В связи с этим на основе целого ряда философских текстов и специальных исследований автор статьи попытался показать эволюцию в восприятии лени и праздности: от порицаемого и недостойного человека образа жизни к нравственной, философской и культурной реабилитации. Лень становится символом протеста против тотальной гегемонии труда. This paper considers the binary opposition between labour and indolence in terms of their mutual evolution in world history of culture and philosophy. The article tries to reveal that the change in initial negative perception of labour, which was typical of the ancient cultures, changed particularly with emergence of Christianity and later – with the Reformation. Labour becomes sacral; afterwards it becomes the only admissible way of spending time, while idleness or indolence is stigmatized as the heaviest sin. Labour absorbs hu-man's mind and life gradually by inserting him or her in pragmatic environ-ment of production. So, after a thorough analysis based on philosophic stud-ies and specialized literature the author of the article tries show the evolution in perception of indolence and idleness: from worthless mode of living to moral, philosophic and cultural rehabilitation. Indolence turns out to be a symbol of the protest against absolute hegemony of labour. Подробнее https://www.socionauki.ru/journal/articles/1563600/

Нет комментариев

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования