Андрей Колесников » Публикация
Поделиться публикацией:
Опубликовано
2017-10-17
Опубликовано на SciPeople2019-01-10 19:15:09
Концептуальные и технологические основы обучения иностранному языку в системе непрерывного филологического образования
Москва, 2017. – 51 с.
Аннотация
На основании глубокого научного осмысления базовых стратегий обучения иностранным языкам, психолого-педагогических основ развития профессионального самоопределения личности, социального контекста и образовательных потребностей современного общества обоснована необходимость и возможность решения социально значимой проблемы преодоления профессиональной неопределённости системы непрерывного филологического образования за счёт внедрения положений авторской концепции профориентационного направления в обучении иностранному языку на основных этапах и во взаимосвязанной структуре формального, неформального и информального уровней системы непрерывного филологического образования. Разработаны основы теории профориентационного обучения иностранному языку как особого методического направления, обеспечивающего становление коммуникативной личности обучающегося как субъекта профессионального самоопределения в контексте двух этапов системы непрерывного филологического образования (10-11 профильные классы общеобразовательной школы, бакалавриат и магистратура языкового вуза) и с учётом специфики формального, неформального и информального образовательных уровней. Предложена новая методика непрерывного развития способности обучающихся к профессиональному самоопределению, основанная на формировании предметной (в контексте дисциплины «Иностранный язык») профориентационной компетенции, становление которой взаимосвязано с процессом развития иноязычной коммуникативной и филологических компетенций и обеспечивается благодаря применению авторских образовательных технологий (а именно: обучающего ориентирования в жанровых продуктах профессиональной деятельности; поэтапного создания обучающей модели профессиональной ситуации; многоязычного профориентационного портфолио для филологов; профориентационного самоанализа на основе профориентационного эссе). Доказана перспективность реализации профориентационного потенциала предмета «Иностранный язык» на основных этапах системы филологического образования для развития и конкретизации профессионального самоопределения обучающихся в зависимости от специфики этапа и уровня обучения, а также индивидуальных особенностей школьников и студентов. Введены в терминосистему лингводидактики понятия: «профориентационное обучение иностранному языку (в контексте системы непрерывного филологического образования)», «предметная (в контексте дисциплины «Иностранный язык») профориентационная компетенция», «коммуникативная личность обучающегося как субъект профессионального самоопределения».